Использование сенсорной комнаты при работе с воспитанниками детского дома с нарушенным эмоциональным развитием

Семенова Юлия Викторовна

результаты исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_komnata.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сенсорной комнаты при работе с воспитанниками детского дома с нарушенным эмоциональным развитием

В современном мире нарушения в эмоциональной сфере воспитанников детских домов отмечаются многими исследователями, такими как Ирина Владимировна Дубровина, Мая Ивановна Лисина, Анна Михайловна Прихожан, Наталья Николаевна Толстых. Они выделяют такие особенности: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; неадекватные формы эмоционального реагирования; повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; нестабильность эмоциональных контактов с окружающими; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность.

Среди различных групп методов, применяющихся в настоящее время в коррекции эмоциональных нарушений, особое место может занять сенсорная комната. Сенсорная комната – явление сравнительно новое в современной психологической практике, в связи с этим не полностью изученное и не ставшее еще повсеместным. Это редкое явление в современных образовательных учреждениях, в частности в детских домах. Если же сенсорная комната есть в учреждении, то часто она используется для расслабления, а не в плане работы с детьми с нарушенным эмоциональным развитием. Это и явилось проблемой исследования.

Цель исследования – изучить особенности эмоционального состояния воспитанников детского дома и определить возможности использования занятий в сенсорной комнате для коррекции эмоционального развития воспитанников детского дома.

Гипотеза: мы предположили, что занятия в сенсорной комнате положительно влияют на эмоциональное состояние воспитанников детского дома, снижая уровень агрессии, тревожности, страха.

Объект исследования – особенности эмоционального развития воспитанников детского дома.

Предмет исследования – влияние занятий в сенсорной комнате на эмоциональное развитие воспитанников детского дома.

Проблема использования сенсорной комнаты для проведения развивающих занятий с детьми начала разрабатываться сравнительно недавно в исследованиях Людмилы Борисовны Баряевой, Владимира Львовича Жевнерова, Светланы Евгеньевны Кальмовой, Галины Григорьевны Колос, Анны Ивановны Титарь, Татьяны Владимировны Яворской.

Сенсорная комната — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Впервые понятие «сенсорная комната» было введено Марией Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната).

Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия родилась в Голландии в начале 70-х годов ХХ века - врачи использовали специальные комнаты, оснащенные мерцающими лампочками, световыми панно, релакс-креслами и фонтанчиками. В ходе экспериментов было отмечено, что эффект от подобных комнат гораздо выше, чем в обычных кабинетах. Далее эстафету переняла Великобритания. Специалисты этой страны стали использовать сенсорные комнаты не только для лечения больных, но и для реабилитации людей после стрессов, для профилактики неврозов. В России впервые понятие «сенсорная комната» появилось 15 лет назад. Она стала завоевывать огромную популярность среди психологов и педагогов. Это объясняется тем, что сенсорная комната оказывает комплексное развивающее воздействие на ребенка стимулируюет процесс мотивации и формирует целостное восприятие мира, благоприятно воздействует на организм, создает атмосферу спокойствия.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на три функциональных блока: релаксационный блок, активизирующий блок и общеоздоровительный блок.

К релаксационному блоку относятся различные виды кресел с гранулами, сухой бассейн, сухой душ, различные виды светильников, фонтанов, звуковых систем. Самыми распространенными являются

Пуфик-кресло с гранулами — удобное сидение, наполненное гранулами, которые служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться. Гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

Сухой бассейн — бассейн, наполненный пластмассовыми полупрозрачными или цветными шариками; используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять ту позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться.

Сухой душ - шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей.

Активизирующий блок  это оборудование со светооптическими эффектами: пузырьковая колонна, сенсорная тропа, световые прожекторы, звездный дождь.

Пузырьковая колонна — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков. Пузырьковые колонны благотворно влияют на самочувствие и настроение. Они обладают расслабляющим и успокаивающим действием, снимают напряжение, способствуют релаксации.

Сенсорная тропа — дорожка из ковролина, на которую с помощью липучек крепятся мешочки из прочной ткани с разными наполнителями. Ходьба по «кочкам»-мешочкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений.

Световой проектор «жар-птица» — состоит из прожектора и центральной призмы. Свет из прожектора, проходя через призму, заполняет все пространство комнаты цветом. Он предназначен для создания успокаивающего релаксационного светового эффекта.

Звездный дождь — пучок из светооптических волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна. Изменяющиеся цвета обладают успокаивающим эффектом и в то же время активизируют познавательный опыт детей, концентрируют внимание.

Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов, аппарат аэроионопрофилактики.

Эксперимент: Для проверки гипотезы экспериментальным путем был проведен анализ эмоционального состояния воспитанников детского дома, подобраны упражнения и составлена коррекционная программа, которая была практически осуществлена. Экспериментальную группу составили воспитанники детского дома в количестве 12 человек. Для  диагностирования использовались методики: беседа, наблюдение, проективная методика «Несуществующее животное»; опросник, направленный на выявление страхов (Александр Иванович Захаров); методика определения уровня тревожности (Чарльз Спилбергер); тест - опросник Басса-Дарки по определению уровня агрессии.

 По результатам диагностики мы можем отметить, что эмоциональное состояние воспитанников детского дома характеризуется такими показателями, как повышенная тревожность, беспокойство, обособленность, агрессивное поведение, эмоциональная холодность, однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, неадекватные формы эмоционального реагирования, представлены такие виды страхов: медицинские страхи; страх темноты и кошмарных снов; социально-опосредованные страхи - людей, наказаний, одиночества; пространственные страхи. Для детей характерно равнодушное отношение к сверстникам. Эмоции детей в основном выражены скудно и однообразно.

С детьми были проведены коррекционные занятия, основная цель которых – познакомить детей с разными видами эмоций, снизить уровень агрессии, тревожности, беспокойства, страхов, обучить детей понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, научить детей управлять своими эмоциями.

Перед посещением сенсорной комнаты проводилась беседа. Детям рассказывалось о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их только после того, как будут выполнены его задания. Заходили дети в комнату по «волшебной дорожке» (сенсорной тропе).

Использование сенсорной комнаты позволило ускорить этап установления эмоционального контакта ребенка с психологом. Сеансы в сенсорной комнате раскрепостили ребенка, создавали положительный эмоциональный настрой. Дети выражали свои эмоции в танце, представляли себя в образе животного, участвовали в «путешествиях», «плавали» в бассейне, рисовали свое настроение и учились говорить о том, что происходило с ними.

Анализ результатов диагностического исследования после проведения ряда коррекционных занятий показал, проведенная коррекционная работа с детьми способствовала изменению эмоционального состояния у воспитанников детского дома: На начало экспериментального исследования 75% детей имели уровень страха выше нормы (Захаров), на конец экспериментального исследования 58,3% детей имеют уровень страха выше нормы, т.е. уровень страха у детей снизился на 16,7%.

 Высокий уровень ситуативной тревожности по методике Ч. Спилбергера на начало экспериментального исследования имели 83,3% детей, на конец 66,7% детей, уровень ситуативной тревожности у детей снизился на 16,6%.

Высокий уровень личностной тревожности на начало экспериментального исследования  имели 91,7% детей, на конец имеют 83,3% детей, т уровень личностной тревожности у детей снизился на 8,4%.

На начало экспериментального исследования 83,3% детей имеют показатель индекса враждебности выше нормы, на конец 66,7%, т.е. мы видим, что показатель индекса враждебности у детей снизился на 16,6%.

На начало экспериментального исследования 83,3% детей имеют показатель индекса агрессивности выше нормы, на конец 66,7% детей, показатель индекса агрессивности у детей снизился на 16,6%.

Для проверки достоверности исследования к полученным данным был применен метод математической статистики - метод-критерия, и так как разница в данных до и после проведения коррекционной работы достоверна. Можно сделать вывод о том, что эмоциональное состояние воспитанников детского дома улучшилось, проведенная работа достигла цели и гипотеза подтверждена: занятия в сенсорной комнате положительно влияют на эмоциональное состояние воспитанников, снижая уровень агрессии, тревожности, страха.