Коррекционная программа «Мир эмоций»

Семенова Юлия Викторовна

«Мир эмоций» — программа психологической коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_mir_emotsiy.docx69.58 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная программа «Мир эмоций»

«Мир эмоций» — программа психологической коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

Коррекционная программа основана на разработках психологов, занимающихся проблемой использования сенсорной комнаты для проведения развивающих занятий с детьми Л.Б. Баряевой, Н.В. Горошенковой,                В.Л. Жевнерова, Л.Ф. Ионовой, Г.Г. Колос,  С.Е. Кальмовой, Л.Ф. Орловой, А.И. Титарь, Т.В. Яворской. Наиболее актуальной задачей, которую можно решать с помощью занятий сенсорной комнаты, является развитие сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом.

Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной сферы воспитанников детского дома.

Задачи программы:

  • познакомить детей с оборудованием сенсорной комнаты, приемами работы с оборудованием;
  • познакомить детей с разными видами эмоций;
  • снизить уровень агрессии, тревожности, беспокойства, страхов;
  •  обучить детей понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей;
  • научить детей управлять своими эмоциями;
  • снятие мышечных зажимов;
  • релаксация.

Организационно-методические аспекты:

  1. Психологическая диагностика воспитанников детского дома с целью выявления уровня развития и особенностей эмоциональной сферы.
  2. Программа рассчитана на 12 занятий: два раза в неделю по 30 мин.

Ориентировочная структура занятия:

1. Ритуал приветствия. Разминка с целью создания атмосферы доверия, положительного настроя ребенка на работу.

2. Основная часть направлена на решение задач программы.

3. Заключительная часть: подведение итогов, обратная связь, ритуал прощания.

Оборудование:

  • магнитная доска;
  • цветные карточки с изображениями солнца, звездочки и тучки;
  • сенсорная тропа;
  • сухой бассейн с шариками;
  • пузырьковая лампа с рыбками;
  • пуфики кресла с гранулами;
  • пузырьковая колонна;
  • сухой душ;
  • зеркальный шар;
  • проектор «Солнечный»;
  • панно «Бесконечность»;
  • ковер «Млечный путь»;
  • ящик с песком;
  • мячи обыкновенные, мячи-ежики (массажные);
  • записи звуков природы;
  • альбомы, краски, карандаши, фломастеры.

Предполагаемый результат: сформированность умения понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих, снижение тревожности, беспокойства, агрессии, страхов, управление своими эмоциями.

Занятие 1.

Цель: познакомить учащихся с оборудованием сенсорной комнаты: сенсорной тропой, массажными мячиками, сухим бассейном; ознакомить с правилами использования данного оборудования; продемонстрировать приемы работы с данным оборудованием.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Я рада приветствовать всех тебя в своей волшебной комнате. Я вижу, что мои слова вызвали некоторое удивление и недоумение: в чем же состоит волшебство, ведь с виду это просто обычная комната. Я немножко подскажу: волшебство заключается в секретах необычных предметов, которые есть в моем кабинете. Поэтому на сегодняшнем занятии мы будем отгадывать секреты трех волшебных предметов.

Но прежде, чем мы начнем занятие, давай поздороваемся друг с другом.

Раз комната волшебная, то и здороваться мы будем необычным способом.

Один хлопок – здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечами.

Три хлопка – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

Такие упражнения мы будем выполнять на каждом занятии.

  1. Основная часть. Разгадывание секретов волшебной комнаты.

Упражнение «Секрет сенсорной тропы».

В моей комнате есть необычная тропа, она называется тропой здоровья.Нам предстоит разгадать ее секреты и узнать в чем же состоит ее волшебная сила? Ты догадался, как нужно ходить по этой тропе?

Психолог демонстрирует правильное прохождение по тропе.

Какой секрет этой тропы? (Ответы: она состоит из отдельных участков, есть участки одинаковые, а есть – разные.).

Давай сформулируем правила работы с тропой: нельзя ходить в обуви по этой тропе;нельзя бегать по этой тропе;нельзя сильно топать ногами.

Приемы работы с тропой.

  1. пройтись по тропе на носочках с открытыми глазами;
  2. пройтись на носочках с закрытыми глазами, причем нужно постараться не сойти с дорожки;
  3. пройтись на пятках с открытыми глазами;
  4. пройтись на пятках с закрытыми глазами.

Молодец! Ты очень хорошо выполнил все упражнения.

А теперь давай подумаем, в чем состоит волшебство этой дорожки и почему она называется тропой здоровья? (Ответы: производит массаж стопы (профилактика плоскостопия), учит удерживать равновесие, развивает координацию движений и развивает вестибулярный аппарат).

Упражнение «Секрет необычных мячиков».

А теперь я предлагаю вам раскрыть секрет волшебных мячиков.

Давай, сравним обычные мячики и волшебные.(Сходство: круглые по форме, разных размеров, разных цветов.Различия: по структуре (гладкие – с шипами), по назначению (для игровых занятий – для массажа частей тела).

Приемы работы с массажными мячиками.

  1. Катание мячика по ладоням.
  2. Массаж кисти рук.
  3. Массаж всей руки и предплечья.
  4. Массаж стопы.
  5. Массаж ног.
  6. Массаж спины.

Давай определим, в чем же секрет этих необычных мячиков? (Ответы: снимают напряжение, состояние тревоги, улучшают настроение, активизируют кровообращение и кожные рецепторы).

Упражнение «Секрет сухого бассейна».

Как ты думаешь, можно ли искупаться в бассейне и остаться сухим? (Да).

Психолог: действительно, есть такой бассейн, в котором можно искупаться и остаться сухим. Это сухой бассейн с пластмассовыми шариками.

Правила пользования сухим бассейном: нельзя прыгать с разбега в бассейн;нельзя длительное время находиться в бассейне, так как могут возникнуть болевые ощущения.

Приемы работы в сухом бассейне.

  1. Плавание на животе.
  2. Плавание на спине.
  3. Спокойный отдых.

Давайте, попробуем определить волшебную силу сухого бассейна? (Ответы: происходит точечный массаж всего тела и расслабление).

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

А какой же еще секрет есть у данного бассейна? (Ответы детей: он улучшает настроение, дарит положительные эмоции).

Понравилось ли занятие? Понравилось занятие или нет? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

С каким волшебным предметом вам понравилось работать больше всего?

Занятие 2.

Цель: тренировка умения выражать свои эмоции, понимать эмоциональные состояния других людей, снятие мышечных зажимов.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок– здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечами.

Три хлопка – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение  «Рисунок настроения»

Закрой глаза и попробуй представить себе, что-то очень приятное, это могут быть хорошие воспоминания или мечты. (Ребенку даем лист бумаги, на пол кладутся карандаши, пластилин, фломастеры). С закрытыми глазами нужно выбрать тот материал, из которого ты бы хотели изобразить свое внутреннее состояние. Это могут быть замысловатые узоры, несуществующие цветы и т.п. Слушайте свои внутренние ощущения, которые будут направлять вашу руку. В процессе работы нельзя менять материал.

Включается спокойную расслабляющую музыку и примерно через 5 минут включают ароматизатор. Задание выполняется примерно 10-15 минут. Далее ребенокрассказывают о своих впечатлениях, ощущениях, которые он испытали за время выполнения упражнения, что он пытался нарисовать на бумаге.

Упражнение «Объемное цветное настроение»

У каждого из нас есть свое настроение – наши эмоции и переживания. Настроение может быть веселым, радостным, и тогда все будет казаться ярким и красочным. Но настроение может быть грустным и унылым, и тогда все вокруг будет серым и угрюмым. Давай прислушаемся к самим себе и назовем свое настроение, подберем для него цвет и форму.

Упражнение «Эмоции в движении».

Сейчас мы включим музыку и постараемся представить себя в каком-либо образе (животного, растения), который бы соответствовал музыке, а потом изобразим его. Затем давай попробуем изобразить то настроение, которое у тебя сейчас (затем и другое – радостное, грустное и др.).

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 3.

Цель: тренировка умения выражать свои эмоции, понимать эмоциональные состояния других людей, релаксация, снятие тревожности, беспокойства.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок– здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечами.

Три хлопка – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение «Садимся на космический корабль».

Нам нужно сесть на космический корабль, где каждый займет свое место. Зайти на корабль можно через специальный отсек (сухой душ).

Необходимо пройти через сухой душ из цветных лент и занимают свои место на пуфике-кресле.

Упражнение  «Звездная прогулка».

Посмотри на звездное небо. Сейчас мы летим к Звездной аллее, где можно гулять среди танцующих звездочек. Выйти с нашего корабля можно также через специальный отсек.

Психолог вместе с ребенком проходят через сухой душ. Затем психолог включает зеркальный шар, а ребенок «гуляет» среди звезд.

Упражнение «Веселая планета».

Теперь нас ждет следующая остановка. Сейчас мы подлетаем к Веселой планете, правда мы ее увидим через иллюминаторы. Садитесь удобнее и смотрите.

Психолог включает проектор «Солнечный» и рассматривает вместе с ребенком меняющиеся «образы»,обсуждает почему планета веселая. Возьми цветные карандаши и давай нарисуем, что мы увидели на Веселой планете. Рисование сопровождается легкой веселой музыкой.

Упражнение  «Возвращение».

Теперь мы летим обратно. Сядь поудобнее рассмотри наше звездное небо.  Что ты видишь? Вот мы прилетели. Из корабля выходим через сухой душ.

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 4.

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и ощущения,выработка приемлемых способов выражения агрессии, научить ребенка справляться с гневом, тренировка умения понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок– здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечами.

Три хлопка – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение «Я колючий только снаружи».

Психолог просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит «обидчик» больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

Упражнение «Летний дождь».

Сядь удобно на пуфик. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Встряхни их. Испытай чувство освобождения. Напряги ноги. Расслабь и пошевели пальцами. Напряги туловище — плечи, грудь, живот. Расслабь живот, грудь, плечи. Несколько раз глубоко вдохни. Вы чувствуешь себя спокойно и расслабленно. Проверь, не осталось ли напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы.

Представь себе знойное лето. Вдруг откуда ни возьмись, появились тучи, налетел ветер, пыль заклубилась по дороге, сверкнула молния, грянул гром. Молния и гром все ближе и ближе. Вот она перед вами. Сверкнула, и прогрохотал гром. Начался теплый летний дождь. Ты чувствуешь капли дождя на лице, руках. Слышишь раскаты грома и шум дождя.

Но летняя гроза проходит быстро. Опять сияет солнце, природа освежилась. Солнце отдохнуло. Видишь, как оно золотится на небе.

Вся одежда промокла до нитки. Но через несколько минут все высохнет. Капли, капли, капли... В каждой капле дождя искрится маленькое солнышко. (Включаем проектор «Солнечный»)

Ты не обижаешься на летнюю грозу. Она принесла нам большую радость. Кто стоит под теплым дождем, тот становится крепким и здоровым. Откройглаза. Потянись.

Упражнение «Доброе животное».

Психолог тихим, таинственным голосом говорит: Давай возьмемся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 5.

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и ощущения, тренировка умения понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, снижение нервно-психического напряжения, вербализация страхов и их причин, знакомство со способами преодоления тревожности.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок – здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечами.

Три хлопка – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся».

Давай попробуем вспомнить свои страхи или ситуации, которых ты боишься, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуй выстроить применительно к себе фразы по следующему шаблону: «Я боюсь …, хотя многие люди этого не боятся».

Задача: найти  в себе минимум 3 страха.

Упражнение «Страшилки».

Хотел бы ты рассказать о своём самом сильном страхе? Можно это сделать в виде страшилки,  «страшным» голосом. После рассказа обсуждаем страх: какой он, какого цвета, размера, формы, вкуса.

Упражнение «Я думаю, что причиной моего страха является…».

Давай попытаемся выяснить причины наших страхов. (Ребенок высказывает свои мысли по поводу причин собственных страхов, предполагает, как бы следовало вести себя в подобных случаях).

Упражнение «Я не боюсь…».

Давайте попробуем найти в себе «зоны смелости», то, чего мы не боимся делать, какие ситуации нас не пугают.

Упражнение «Рисуем страхи».

Давай нарисуем нашими волшебными карандашами страхи, о которых мы сегодня говорили. Эти карандаши способны перенести на бумагу все страхи. Итак, за работу! Расскажи, что ты изобразил. Давайте запрём наши страхи в волшебную папку и скажем заклинание, чтобы страхи не смогли из неё выбраться и исчезли навсегда. «Умба-юмба, тики-ток. Закрывайся на замок!» (3 раза хором).Как замечательно у нас получилось. Все страхи остались на бумаге, а вокруг стало как прежде спокойно и хорошо.

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 6.

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и ощущения, тренировка умения понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, снижение нервно-психического напряжения, релаксация, снятие мышечного напряжения, преодоление ночных страхов и неврозов.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок – здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечами.

Три хлопка – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение «Путешествие на Голубую звезду».

Сядь удобно на пуфики. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Разожмикулаки и пошевелите пальцами. Встряхни их. Испытай чувство освобождения. Напряги ноги. Расслабь и пошевели пальцами. Напряги туловище: плечи, грудь, живот. Расслабь живот, грудь, плечи. Несколько раз глубоко вдохни.

А теперь начнем путешествие на Голубую звезду.

Наша родная планета — Земля. На ней живут звери, птицы, насекомые, люди. Люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи. (Обращаем внимание на ковер «Млечный путь», предлагаем выбрать свою звезду.) Сейчас помечтаем и мы. Закройглаза. Представь темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в путешествие к загадочной Голубой звезде.

Сейчас наш корабль поднимается в небо... Вдох — выдох (3 раза). Почувствуй, как приятная тяжесть растекается по телу. Корабль взлетает. Нам становится легко. Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое. Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, но наша цель — Голубая звезда.

И вот она уже близко, яркая, голубая. Плавно и мягко опускаемся на эту планету. Выходим из корабля. Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, голубые, синие, розовые… Голубая мягкая трава. Чувствуем нежный аромат цветов. Легкий ветерок касается наших лиц. Мы гуляем по планете.

Мы выходим на прекрасную поляну. Трогаем цветы, вдыхаем их запах и чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем с собой все это: доброту, радость и чистоту. Мы поделимся ими с людьми на своей планете.

Мы улетаем с Голубой звезды. Мы летим в космосе. Голубая звезда становится маленькой звездочкой, ярко светящей нам в просторах космоса.

Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое, невесомое. Мы видим Землю. Медленно опускаемся на нее. Наше тело становится сильным. Вдох — выдох (3 раза). Открой глаза, потянись.

Упражнение «Ночные страхи»

Сейчас мы с тобой будем рассказывать друг другу, что нам снится. Расскажите наиболее страшный, наиболее счастливый сон или то, что приснилось сегодня.

Ребенок сам должен подобрать к своему сну картинку, запах, цвет, подходящую музыку, и на созданном фоне рассказать сон. Если сон страшный, нужно стараться наиболее точно донести свои ощущения. Это помогает ребенку вспомнить, заново пережить и проработать свои страхи. В ходе рассказа группе о своих ощущениях он выводит вовне тревожащие его чувства.

Упражнение «Доброе животное».

Психолог тихим, таинственным голосом говорит: Давай возьмемся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 7.

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и ощущения, тренировка умения понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, снижение нервно-психического напряжения, снижение агрессии.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок– здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечами.

Три хлопка – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение «Дельфинчики».

Выполняется сидя на пуфиках. Изгибая руки, попеременно поднимать и опускать их (словно руки «ныряют и выныривают»). Затем поднимать правую руку и опускать левую (одна рука «ныряет, а другая выныривает).

Упражнение  «Цветное озеро и волшебный дождь».

Смотри, какое наше озеро цветное и необыкновенное. Поплавайте в нем, ведь это совсем не страшно. Психолог подводит ребенка к сухому бассейну, а пока он в нем «плавает», включает зеркальный шар.

Пока ты плавали, наступил закат. На берегу нашего озера он тоже очень необычный, не такой, как в жизни. Смотри. Психолог включает проектор «Солнечный».

Упражнение «Подводный мир»

А сейчас мы сможем посмотреть подводное царство, где живут волшебные рыбки. Но перед этим вам нужно зайти в радугу и обсохнуть после озера. Ребенок проходят в сухой душ из цветных лент и садятся к детскому зеркальному уголку с пузырьковой колонной. Вместе с психологом они наблюдают за рыбками, плавающими в пузырьках, и водой, меняющей цвет.

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 8.

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и ощущения, тренировка умения понимать сои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, снижение нервно-психического напряжения, релаксация, снижение тревожности.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок – здороваемся за руку.

Два хлопка– здороваемся плечами.

Три хлопка ведущего – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение «Звездный водопад».

В нашем Волшебной комнате есть звездный водопад. Под можно лежать, сидеть и наблюдать за его переливающимися струйками. Закрой глаза, а затем открой – и ты увидишь этот водопад. Пока ребенок сидят с закрытыми глазами, психолог включает пучок фиброоптических волокон, а затем рассматривает их вместе с ребенком.

Упражнение «Океан».

Сядь удобно у пузырьковых колонн, посмотри на движение пузырьков. Сосредоточьте внимание на дыхании. Нет ли напряжения в теле? Если есть, то, напрягая и расслабляя мышцы, избавьтесь от напряжения.

Закрой глаза и представь себе океан. Ты видишь уходящую в бесконечность водную гладь, волны поднимаются, растут и, останавливаясь на песке прямо у твоих ног, отползают обратно. Продолжай наблюдать за тем, как волны набегают на берег и откатываются назад.

Если ты о чем-то думаете, то твои мысли уносятся вместе с волнами. Смотри на океан. Ты чувствуешь запах моря, слышишь шум волн. Ты смотришь на море и чувство покоя переполняет тебя. Сделай глубокий вдох и медленный выдох. Открой глаза. Потянись. Опять посмотри на пузырьки. Расскажи, что ты чувствовал. Как изменилось твое настроение? Какого цвета было твое настроение? А какого сейчас? Нарисуй свое настроение цветными карандашами.

Упражнение «Сад чувств».

Сядь удобно, внимательно посмотри на мерцающие огоньки на Млечном пути, потом закрой глаза и представь себе, что ты входишь в заброшенный сад. Ты становишься его садовником. Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь траву и срезаешь старые ветки. Чувствуешь запах срезанной травы. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные... Чувствуешь нежный запах цветов.

Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада… Ты испытываешь состояние глубокого покоя. Ты ощущаете свежий запах сосны, чистого воздуха, лилии и множества других цветов, сильный, как крепкий кофе, запах земли... Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Ты лежите на земле. Чувствуешь под руками ее влажную прохладу.

Ты можете навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все чувства говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты можете прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.

Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат цветов и трав. Медленно открой глаза. Потянись.

Если хочешь, можешь нарисовать сад или подумать о том, что ты будете делать в нем в следующий раз.

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 9.

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и ощущения, тренировка умения понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, снижение нервно-психического напряжения, релаксация, снятие мышечного напряжения.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок – здороваемся за руку.

Два хлопка– здороваемся плечами.

Три хлопка – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение  «Рисунок настроения»

Закрой глаза и попробуй представить себе, что-то очень приятное, это могут быть хорошие воспоминания или мечты. (Ребенку даем лист бумаги, на пол кладутся карандаши, пластилин, фломастеры). С закрытыми глазами нужно выбрать тот материал, из которого ты бы хотели изобразить свое внутреннее состояние. Это могут быть замысловатые узоры, несуществующие цветы и т.п. Слушайте свои внутренние ощущения, которые будут направлять вашу руку. В процессе работы нельзя менять материал.

Включается спокойную расслабляющую музыку и примерно через 5 минут включают ароматизатор. Задание выполняется примерно 10-15 минут. Далее ребенок рассказывают о своих впечатлениях, ощущениях, которые он испытали за время выполнения упражнения, что он пытался нарисовать на бумаге.

Упражнение «Подводное царство».

Сядь удобно. Посмотри на пузырьковую колонну. Ты видишь, как переливается в ней вода, как снуют туда-сюда разноцветные рыбки. Правда, это похоже на море? А теперь закрой глаза. Вспомни море. Может быть, ты когда-то бывал на море, видел его по телевизору, на картине. Представь себе, что сейчас ты оказался на берегу моря. Ты стоишь и смотришь, как волны набегают на берег. Слышишь шум прибоя. Чувствуешь запах моря.

Ты надеваешь костюм водолаза и входишь в воду. И вот ты уже под водой. Твое тело стало легким.

Мимо тебя проплывают стайки разноцветных рыбок, медузы, морские звезды. Ты опускаешься ниже и ниже на самое дно моря. Ты видишь рыбок, прячущихся в морских водорослях, камни и раковины, лежащие на дне моря, поднимаешь и рассматриваешь их. Ты идешь дальше и встречаешь красные кораллы, похожие на стены заброшенного замка.

Где-то вдалеке лежат обломки затонувшего корабля. Может быть, на нем много лет назад перевозили сокровища? А может они еще там? Поищи их. Загляни внутрь корабля. Ты идете дальше. Играешь с рыбками. Пробираешься через водоросли. К тебе подплывают дельфины. Поиграй с ними. Покатайся на них. Но вот вам пора возвращаться.

Ты поднимаешься со дна моря все выше и выше. Внизу остаются водоросли, кораллы, затонувший корабль. А ты уже видишь свет солнца, пробивающийся через воду. Легко, свободно, плавно ты поднимаешься на поверхность воды. Плывешь к берегу. Выходишь из воды. Чувствуешь, как легкий ветер касается лица, рук. Лучи солнца согревают тебя. Слышишь шум моря. Посмотри на море. Почувствуй покой. Запомни его красоту. На счет три открой глаза.Море исчезло, но осталось чувство покоя. Ты чувствуешь прилив сил.

Посмотри еще раз на пузырьковую колонну. Сохрани ощущение покоя надолго.

Упражнение  «Цветное озеро и волшебный дождь».

Смотри, какое наше озеро цветное и необыкновенное. Поплавайте в нем, ведь это совсем не страшно. Психолог подводит ребенка к сухому бассейну, а пока он в нем «плавает», включает зеркальный шар.

Пока ты плавали, наступил закат. На берегу нашего озера он тоже очень необычный, не такой, как в жизни. Смотри. Психолог включает проектор «Солнечный».

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 10.

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и ощущения, тренировка умения понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, снижение нервно-психического напряжения, релаксация, снятие мышечного напряжения, снятие чувства страха, агрессии.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок – здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечами.

Три хлопка – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение «Волшебное озеро».

Посмотри на воду в колонне, ты видишь, как она переливается. Как играют в ней разноцветные рыбки. А теперь закрой глаза и представь себе тропинку. Медленно ты поднимаешься по ней в гору. Проходишь сквозь кустарник. Чувствуешь, как ветки касаются ваших лиц, рук. Чувствуешь запах листьев. Медленно выходишь из таинственного полумрака, кустарник смыкается за вами. Тропинка, по которой ты поднимался, увлекает тебя за собой все выше и выше. Внезапно тропинка обрывается. Ты оказываешься в горном ущелье с заросшими буйной зеленью склонами, на дне которого находится круглое, как чаша, озеро. Вода его совершенно прозрачная, легкие солнечные блики играют на поверхности, сливаясь с голубовато-серебристым светом, идущим, как кажется, из самых глубин.

Чистое озеро притягивает взор. В нем отражаются деревья, облака. Ты входишь в озеро. Чувствуешь прохладу воды. Легко отталкиваешься ногами, и вода поднимает тебя, качает...

Ты выходишь из озера. Находишь тропинку, по которой пришел к нему, проходишь через заросли кустарника, и медленно спускаешься по склону горы. Вдох — выдох (3 раза). Открой глаза. Потяните.

Упражнение «Страха нет».

Психолог просит ребенка вылепить из песка свой страх, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку страха и закопать в песок. Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит «обидчик» больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

Упражнение «Доброе животное».

Психолог тихим, таинственным голосом говорит: Давай возьмемся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 11.

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и ощущения, тренировка умения понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, снижение нервно-психического напряжения, релаксация, снятие мышечного напряжения, снятие тревожности.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок – здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечами.

Три хлопка  – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение  «Листопад».

Посмотри вокруг (используется проектор «Солнечный»). Ты видишь, как цветные пятна, словно разноцветные листья, кружатся по комнате. А теперь закрой глаза. Послушай звуки. Прислушайсяк себе. Своему дыханию. Сделай глубокий вдох и медленный выдох. Представь, что ты идете по осеннему лесу. Тихо вокруг. Ни птичьих песен, ни голосов зверей. Воздух так прозрачен, что кажется, будто солнце поднялось выше. Тишина... и листопад.

Ярким румянцем заливается боярышник. Осины нарядились в красный цвет. Но некоторые деревья стоят зеленые. Вдруг налетел ветер. Разноцветной метелью полетели листья. Летят, кружатся, шуршат. Листья падают и накрывают землю. Они будут беречь в ней тепло ушедшего лета.

В глубину леса ведет тропинка. Ты идешь по ней. Тебя окружают разноцветные деревья и шелест падающей листвы. Ты ловишь летящие листья, играешь с ними…Вот ты выходишь на поляну. Ты идешь по поляне, берете листья и подбрасываете вверх, видите, как они кружатся вокруг.

Найди на поляне место, которое кажется наиболее удобным, красивым. Посиди там и послушай шелест листьев, шум ветра. Запомни это чувство.

Тебе пора возвращаться. Ты снова идешь по лесу. Посмотри, изменился ли он. Сделай глубокий вдох и открой глаза.

Упражнение «Снятие тревожности».

(Используется панно «Бесконечность»)Глядя в бесконечность, мы проговариваем тревожащую ситуацию, старясь представить, что она вначале заполняет всё пространство данного туннеля, затем постепенно уменьшаем её масштаб, включая всё новые и новые персонажи  и объекты, так, чтобы проблема превратилась в пылинку и затерялась в «бесконечности».

Упражнение  «Бездонный колодец».

Всмотрись в бездонный колодец, что ты там видишь, кого видишь? Далее идёт работа с полученной информацией. (Используется панно «Бесконечность»).

Упражнение «Шаг в уверенность».

Ребёнок находится под лентами душа. Сейчас ты пока недостаточно уверенный в себе человек, нуждаешься в защите, укрываешься под лентами. Это твоё убежище. Но нельзя всю жизнь прятаться. Нужно жить: радоваться, огорчаться, совершать ошибки, одерживать победы, иногда испытывать грусть и неудовлетворённость, чтобы ощущения радости, успеха были особенно яркими. Прятаться – это не твоё. И ты решаешь сделать шаг в уверенность. Итак, закрой глаза, представь, что там, за лентами, стоишь ты, но уверенный в себе, с гордо поднятой головой, расправленными плечами, с открытой, приятной улыбкой и спокойным, доброжелательным взглядом. Сделай шаг в уверенность, почувствуй, как эта уверенность проникает в тебя и  расходится по всему телу… Тебе легко, ты уверен в себе. Запомни, пожалуйста, эти ощущения. Оставайся таким! Открой глаза. Далее идёт обсуждение с ребёнком его ощущений, самочувствия и т.п.

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Занятие 12

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и ощущения, тренировка умения понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, снижение нервно-психического напряжения, релаксация, снятие мышечного напряжения, снятие тревожности.

Содержание:

  1. Ритуал приветствия.

Один хлопок ведущего – здороваемся за руку.

Два хлопка ведущего – здороваемся плечами.

Три хлопка ведущего – здороваемся спинами.

А теперь я хочу узнать с каким настроением ты пришел на нашу встречу?

Упражнение «Барометр настроения».

Ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

Солнышко – радостное настроение.

Звездочка – настроение спокойное, нейтральное.

Тучка – плохое настроение.

Упражнение «Салют солнцу».

И. п.: поза молитвы. Вдох, ноги напряжены. Выдох. Вдох. Поднять руки над головой. Выдох. Опустить руки. Вдох, ноги напряжены. Выдох ртом, наклоняясь вперед. Голова свободно опущена. Повторить упражнение 3 раза.

  1. Основная часть.

Упражнение  «Цветок»(используется «Звездная сеть»).

Представь себе цветочный горшок с землей. У тебя на ладони — семечко цветка. Ты сажаешь его в землю, и цветок начинает расти. Вот появляется стебель, он вытягивается. Рассмотри его внимательно, отметь чувства, которые он у тебя вызывает. Появляются листья... Бутон... Наконец, бутон раскрывается, и ты видишь свой чудесный цветок. Рассмотри его внимательно. Какие чувства он у тебя вызывает? Ты берешь горшок с цветком и уносишь его в место, про которое никто, кроме тебя, не знает. Попрощайся со своим цветком. Тебе пора возвращаться, но ты всегда сможешь прийти к нему, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Открой глаза, потянись.

Упражнение  «Рисунок настроения»

Закрой глаза и попробуй представить себе, что-то очень приятное, это могут быть хорошие воспоминания или мечты. (Ребенку даем лист бумаги, на пол кладутся карандаши, пластилин, фломастеры). С закрытыми глазами нужно выбрать тот материал, из которого ты бы хотели изобразить свое внутреннее состояние. Это могут быть замысловатые узоры, несуществующие цветы и т.п. Слушайте свои внутренние ощущения, которые будут направлять вашу руку. В процессе работы нельзя менять материал.

Включается спокойную расслабляющую музыку и примерно через 5 минут включают ароматизатор. Задание выполняется примерно 10-15 минут. Далее ребенок рассказывают о своих впечатлениях, ощущениях, которые он испытали за время выполнения упражнения, что он пытался нарисовать на бумаге.

Упражнение  «Цветное озеро и волшебный дождь».

Смотри, какое наше озеро цветное и необыкновенное. Поплавайте в нем, ведь это совсем не страшно. Психолог подводит ребенка к сухому бассейну, а пока он в нем «плавает», включает зеркальный шар.

Пока ты плавали, наступил закат. На берегу нашего озера он тоже очень необычный, не такой, как в жизни. Смотри. Психолог включает проектор «Солнечный».

  1. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Как вы себя чувствуешь после выполнения упражнений?

Понравилось ли занятие? Чем понравилось? Что запомнилось больше всего?

Сегодня последнее занятие. Как изменились твои ощущения, чувства, настроение. Что в тебе изменилось? А изменилось ли что-то в окружающих?