Выступление на дне методиста с опытом работы по здоровьесбережению педагогов

Егорова Тамара Николаевна

В выступлении освещен опыт работы психологической службы с педагогическим коллективом  школы - интерната YIII вида №7 по технологиям с высоким потенциалом сбережения здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_dne_metodista_po_zdorovesberezheniyu.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

психологической службы школы - интерната VIII вида №7

по технологиям с высоким потенциалом сбережения здоровья

Выступление на дне методиста

Март 2010г.

       Психологическая служба нашей школы всегда уделяла большое значение работе с педагогами – проводились минитренинги, дискуссии, круглые столы, на которых освещались темы взаимодействия с гиперактивными, агрессивными, детьми с психопатоподобным поведением. Но, как показал опыт, педагогам необходимы не только знания, но и необходимость снятия эмоционального, психофизического напряжения. В связи с запросом от педагогов (это совпало с планами ОМЦ по здоровьесбережению) мы решили расширить план работы в данном направлении.

        Был составлен план, включающий диагностический блок, активизирующе-мотивационный и формирующий.

        Соответственно плану в сентябре 2009г. проводилась диагностика оценки психологического климата в педагогическом коллективе. В опросе приняло участие 23 педагога. Общий коэффициент психологического климата в педагогическом коллективе 29,8; что означает высокую степень благоприятности социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Данные, полученные по каждому свойству, показаны графически. Наибольший положительный % показали такие параметры, как уважение к мнению друг друга. Участливое и доброжелательное отношение к новым членам коллектива, чувство гордости за коллектив. И небольшой % (43 и 38) – показатели параметров бодрый, жизнерадостный тон настроения и справедливое отношение к сотрудникам.

        В ноябре 2009г. Было проведено исследование эмоционального выгорания педагогов с помощью опросника В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание». В проведенном исследовании приняло участие 24 педагога.

        Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

        Синдром эмоционального выгорания – состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

        По результатам опубликованных исследований наибольшее количество «сгоревших на работе» наблюдается среди учителей средних школ. К основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся.

Признаки эмоционального выгорания:

  1. Предельное истощение;
  2.  Отстраненность от учеников, от работы;
  3. Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Данная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания как динамического процесса по трем фазам: фаза тревожное напряжение: предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания; фаза сопротивления: сопротивление нарастающему стрессу; фаза истощения: характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

        Фаза «Тревожное напряжение». Нервное напряжение – этот запускающий механизм – обнаруживается в четырех симптомах.

1.Переживание психотравмирующих обстоятельств: проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

2.Неудовлетворенность собой: проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.

3.«Загнанность в клетку»: проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно.

4.Тревога и депрессия: обнаруживается в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.

Фаза «Резистенция» (сопротивление). Формирование защиты на данной фазе проявляется в следующих симптомах выгорания.

1.Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: наблюдается в случаях, когда эмоциональное реагирование становится неадекватным избирательным. Профессионал «экономит на эмоциях ограничивая эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу-не хочу» - неадекватным или избирательным образом.

2.Эмоционально-нравственная дезориентация: проявляется в том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального внимания к своему подопечному, он защищает свою стратегию: оправдывается перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания, рационализируя свои поступки и проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину.

3.Расширение сферы экономии эмоций: проявляется вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.

4.Редукция профессиональных обязанностей обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза «Истощение». Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Данная фаза проявляется в ряде симптомов.

1.Эмоциональный дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности.

2. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства.

3.Личная отстраненность: проявляется в полной или частичной утрате интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности.

4.Психосоматические и психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия.

Были получены следующие результаты, они отражены на графике, наиболее выраженными являются:

По фаза «Тревожное напряжение»: у 54% педагогов сложился симптом переживания психотравмирующих обстоятельств; у 33% - тревога и депрессия. Остальные показатели выражены не столь значительно, не вызывают беспокойства.

        По фаза «Резистенция»: у 50% педагогов сложился симптом экономии эмоций; у 54% - редукция профессиональных обязанностей.

        По фаза «Истощение»: вызывает большое беспокойство показатель по симптому психосоматических и психофизиологических нарушений – 50% педагогов.

        Возможно, один из факторов, повлиявших на показатели по  симптомам – это подготовка учреждения к аттестации и аккредитации в этом учебном году.

Формы работы с педагогами по здоровьесбережению

  • Диагностическое обследование, с целью выявления проблем и отслеживания  динамики;

  • Ознакомление с результатами обследования и направлениями работы психологической службы по здоровьесбережению, обычно с общими результатами обследования мы знакомим  на пед.совете, методических объядинениях, или индивидуально (по желанию, если кто-то интересуется собственными результатами)
  • Релаксационные занятия в сенсорной комнате. Мы старались проводить такие занятия ежемесячно, чаще в каникулярное время.

  • Работа сенсорной комнаты в режиме открытых дверей. Отведено специально время, в которое психолог дежурит в сенсорной комнате, мы предусмотрели чтобы оно совпадало с моментами окончания рабочего дня у педагогов начальной и старшей школы, было удобным для воспитателей. Кто-то из педагогов приходит когда у него свободный урок.

  • Консультирование по вопросам снятия напряжения, эмоциональной нагрузки;
  • Проведение тренингов, семинаров, позиционных игр по:

  • развитию позитивного мышления;
  • оптимизации общения учителя и учащихся;
  • выработке конструктивного поведения для снижения эмоциональной напряженности, осуществления контроля за эмоциональными проявлениями;
  • cотрудничество с Центром психологической помощи населению (Березовая аллея, 418).

На конец года (в марте) по результатам повторной диагностики были получены следующие результаты (диагностика проводилась по той же методике)  

Однозначно была выявлена положительная динамика, по каким-то симптомам меньше, по каким-то больше. Результаты вы видите на графиках.

По фазе «Тревожное напряжение» наибольшая положительная динамика выявлена по симптому –переживание психотравмирующих обстоятельств 

( сложившийся уменьшился на 14%, не сложившийся –на 7%)

По фазе «Сопротивление» сложившийся симптом неадекватного эмоционального реагирования уменьшился на 6%, экономия эмоций-10%.

По фазе «Истощение» существенное изменение наблюдается по симптому психосоматические и психофизиологические нарушения (14%)

Заключение.

В заключении хочу отметить, что риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, предоставляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже «выгорают» оптимистичные и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы.

        Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.

        Реже «выгорают» те, кто работает в организациях где царит мощный командный дух, сотрудничество.

        Проведенная в течение года работа была необходима и полезна. Но вместе с тем следует отметить и трудности, с которыми нам пришлось столкнуться:

-часть педагогов соглашаются на проведение занятий, но когда дело доходит до конкретики, находятся причины для отказа, нам думается что это происходит из-за недопонимания педагогами глубокого смысла, полезности мероприятий, хотя, по отзывам принимавших участие, посещавших наши занятия и психологический центр помощи населению, отмечался большой положительный эффект (нормализовался сон, уменьшилась раздражительность…);

-все воспитатели школы заняты во второй половине дня, и, к сожалению, для них пока не нашлось времени для посещения комнаты релаксации в Центре психологической помощи в утренние часы. Хотя практически все воспитатели проявили желание посещать центр.