Выступление на окружном семинаре "Система индивидуального сопровождения и учета динамики развития детей сограниченными возможностями здоровья"

Егорова Тамара Николаевна

В выступлении представлен опыт работы по психологическому сопровождению учащихся школы VIII вида, создания социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществление психологического сопровождения и учет индивидуального прогресса учащегося специальной (коррекционной) школы YIII вида.

                 Егорова Т.Н.  март 2012г.

     В рамках темы нашего семинара я буду говорить о психологическом сопровождении  и учете динамики развития учащегося.

    Что значит сопровождение?

    Словарь русского языка определяет сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

   Т.е. сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советом и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потерялся или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь.

    Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти.

   Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача.

   Мы пытаемся осуществлять именно такое психологическое  сопровождение, которое направлено на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

   Для понимания того, какое влияние оказывают на учащегося те или иные методы и приемы, определения динамики развития ребенка (индивидуальный прогресс) необходимо тщательно собирать и накапливать информацию о когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфере развития учащегося.

    Деятельность психологической службы заключается не только в сборе информации о ребенке, но и на основе полученных данных осуществление с ним развивающей и психокоррекционной работы. На этих двух направлениях работы я остановлюсь более подробно, поскольку, осуществляя именно эти виды деятельности, мы определяем динамику развития ребенка, его индивидуальное продвижение в развитии. Работа, о которой я буду говорить, психологической службой нашего учреждения ведется достаточно давно и в определенной системе. В связи с необходимостью создания модели учета индивидуального прогресса учащегося работа психологической службы по данным направлениям была несколько пересмотрена: мы что-то изменили, что-то добавили, что-то обновили.

   

    Диагностическое обследование- это систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса ребенка его психического развития в процессе школьного взаимодействия.  

   Осуществляемое диагностическое обследование предполагает изучение реального уровня развития учащегося (по Выготскому «зона актуального развития») и определение  потенциала обучающегося, его возможностей («зоны ближайшего развития»), т.е. того чего может достигнуть учащийся с помощью всех участников учебно-образовательного процесса.

       Основой диагностического обследования является диагностический минимум.

   Диагностический минимум - представляет собой психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели

и  позволяет;

 во-первых, определить группу школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психологическом самочувствии;

 во- вторых, определить те специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой, личностной сферы всех школьников обследуемой параллели, знания которых необходимо для осуществления успешного сопровождения.

   Время проведения диагностического минимума выбрано не случайно,  оно связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка. Для себя мы определили 4 периода ЭТО:

  • Поступление в школу и адаптация в школьной среде. Целью является  определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности к обучению в начальном звене.
  • Переход в среднее звено (5 класс). Цель - изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально- педагогическим условиям.  
  • Наиболее острый период подросткового возраста (7 класс). Цель- диагностического минимума - получение информации о социально- психологическом статусе учащегося в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте.
  • Обследование старшеклассников. Цель- подготовка к уходу из школьной среды.

Подробно я не буду останавливаться на содержании диагностических минимумов, отмечу только, что подбор методик для обследования осуществляется из учета содержания диагностического минимума, уровня развития учащихся. Хочу отметить, что практически нет методик для обследования нашей категории учащихся, и нам приходится адаптировать диагностический материал с учетом доступности для учащихся  и максимальной достоверности и информативности полученных результатов. 

Чтобы полученная в результате обследования картина о каждом ребенке была более полной, мы обязательно учитываем особенности патологии, специфику протекания присоединяющихся к основному диагнозу заболеваний, негативный социальный опыт.  Огромное значение для получения объективной картины о ребенке имеет и взаимодействие с другими специалистами- логопедами, социальными, медицинскими работниками.

   Основными способами получения информации в рамках диагностического минимума является: психологическое обследование самих учащихся (о чем я говорила выше), наблюдение за учащимися в процессе обследования, анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований. Анализ предыдущих обследований помогает сравнить результаты, подученные сейчас и ранее. Следует отметить, что для нас  важным является не только сравнение полученных результатов, с какими-либо нормами и средними величинами, но главным образом сопоставление  их с результатами предыдущих диагностических  проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения или отставания в развитии.

   Очень важным способом получения информации о ребенке являются экспертные опросы педагогов и родителей. Педагог проводит с учащимся значительную часть времени и имеет возможность наблюдать его проявления в различных жизненных и бытовых ситуациях.

   Из опыта работы могу отметить, что там, где осуществляется продуктивное взаимодействие в рамках «педагог- психолог» положительная динамика в развитии ребенка более ощутима. И случается так, что из хорошей беседы с педагогом получаешь больше информации о ребенке, чем дает обследование.

                                             Таким образом, возвращаясь к диагностическому минимуму, ОН позволяет условно разделить всю обследованную группу на две подгруппы:

  • «психологически благополучных», имеющих свои особенности, не приводящие к проблемам в обучении, взаимодействии и самочувствии.
  • и учащихся «с проблемами обучения и развития».

Впоследствии, с ними проводится углубленное психодиагностическое обследования. Оно необходимо для определения нужного направления работы с учащимся, осуществляется не только по результатам диагностического минимума, но и по запросам педагогов и родителей. В каждом отдельном случае схема этого обследования отличается, в зависимости от выявленных особенностей учащегося.

    Все материалы обследований (познавательной сферы, личностных особенностей) доступны для педагогов и используются ими при организации учебного процесса. Единственный момент, о котором я хотела бы сказать, тот, что часть информации мы предоставляем педагогом не в «чистом» виде, как получили ее от учащегося, а переведенном на язык учебных требований, учитывая позицию «НЕ навреди ребенку».

    По результатам диагностического минимума и углубленного обследования выявляются учащиеся, с которыми осуществляется коррекционно-развивающая работа – групповая, индивидуальная и в малых группах.

   Коррекционно- развивающая работа организована по следующим направлениям:

  • Развитие саморегуляции деятельности и поведения. Работа осуществляется по программе «Учусь управлять собой».

   Развитие саморегуляции учебной и внеучебной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта является сложным и длительным процессом направленным на формирование волевых качеств, развитие целенаправленных действий,  элементарных умений планировать и анализировать деятельность  И ЭТО является основной задачей работы по данной программе.

  • Развитие эмоциональной стабильности. Работа осуществляется по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

   Нарушение процессов самоконтроля за  эмоциональными проявлениями, склонность к аффективным вспышкам, бурное выражение как позитивных, так и негативных эмоций, не умение выразить собственные чувства, поддерживать в себе положительный эмоциональный настрой является основной особенностью наших учащихся. На решение этих особенностей направлена работа по данной программе.  

   Большую помощь в коррекции эмоциональной сферы оказывает оборудованная сенсорная комната. Она используется как для групповой, так и для индивидуальной работы, учащиеся с удовольствием ее посещают.  

  • Развитие познавательных процессов.

   Работа проводится в малых группах, скомплектованных по принципу общности «западающих» процессов.

   В процессе обследования  выявляются учащиеся нуждающиеся в помощи по нескольким направлениям (познавательные процессы +эмоциональная сфера; эмоциональная сфера + саморегуляция) с ними проводятся комплексные занятия, учитывающие эту особенность.

  • Отдельным блоком коррекционно-развивающей работы выделяется формирование, развитие навыков, способствующих успешной социальной адаптацией.

   В рамках этого направления в средней школе проводятся групповые занятия по адаптивной программе «Я и мир вокруг меня».

В старшей школе  по адаптивной программе «Этика и психология семейной жизни»

   Работа по данным программам помогает учащемуся делать осознанные личные выборы, конструктивно разрешать конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

   Основное содержание занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

  • В начальной школе педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе активно используются методы и материалы М.Монтессори. Работа проводится по адаптивной программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

   Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного ребенка, с другой стороны- необходимо в дальнейшем для успешного обучения. Дидактические Монтессори-материалы побуждают ребенка проявить возможности его развития через свою самостоятельную деятельность, что повышает мотивацию к обучению.

   Хочется отметить, что взаимодействие, осуществляемое с педагогами, другими специалистами в процессе диагностики,  продолжает осуществляться и очень необходимо  и при коррекционной работе. Здесь важно проследить, как те или иные выбранные формы коррекционной работы влияют на каждого конкретного учащегося. Также, важно вовремя отметить положительные изменения, обратить на это внимание самого ученика, а может быть и сверстников, а  в случае если не наблюдается положительных изменений подумать о причинах и может быть изменениях форм работы.

  В процессе коррекционно-развивающей работы для отслеживания динамики продвижения каждого ребенка в развитии,  мы используем Лист индивидуального психологического сопровождения.. На слайде вы видите часть этого листа, в котором отражено содержание психокоррекционной работы  (индивидуальный маршрут) и по каждому направлению отражается динамика развития за определенный временной период (начало года, середина и конец учебного года). Кроме этого в нем прописывается проблема учащегося, цель коррекционно- развивающей работы, выводы и рекомендации по дальнейшей работе с данным учащимся. Динамику  развития мы фиксируем следующими оценками: 

Н.С.- не сформировано

Т.У.-требуется улучшение, 

С.О.Р.-соответствует ожидаемому результату,

П.С.-полностью сформировано. 

   В зависимости от полученного результата - или вносятся изменения в программу сопровождения (отсутствие положительной динамики); либо продолжение занятий в том же объеме (положительный, но неустойчивый результат); или снижается интенсивность занятий (положительная динамика); или прекращение занятий (при достижении предполагаемого результата).

   Еще одним документам учитывающим индивидуальный прогресс учащегося является психолого-социально-педагогический портрет учащегося. Он заполняется на основе данных психолого-педагогического обследования, наблюдения за учащимся, экспертных бесед с педагогами  по следующим направлениям: учебная деятельность, мотивация к деятельности, отношение к себе, с близкими, сверстниками, конфликтность, саморегуляция, комфортность в учебном заведении..

   В  портрете отражается динамика развития ребенка цифровым значением (5-ти бальная система). Нами разработано критерии оценки по  баллам по каждому направлению.

   В этом учебном году для учащихся со сложной структурой дефекта были разработаны дополнительные критерии оценивания, которые позволяют зафиксировать самые минимальные продвижения учащегося в развитии. Как правило, эти учащиеся не дают быстрых результатов, но тем не менее, положительная динамика  выявляется  у большинства учащихся этих классов.    На слайде вы видите  психолого-социально-педагогический портрет отражающий динамику развития  отдельного учащегося.

   Также в психолого-социально-педагогическом портрете прослеживается развитие детской популяции в целом. Результаты обобщаются по классам, по всем учащимся 1-5, 6-10 классов. Результаты представляются таблично и графически по каждому направлению на начало и конец учебного года.

  На слайде вы видите обобщенные данные по классам и всем учащимся 6-10 классов по направлению «Мотивация к деятельности».     

   Те или иные способности, психические новообразования, конкретные навыки  ребенка не существуют  сами по себе. Они возникают (формируются, развиваются) в том случае, если создана  особая среда, особая система отношений с ребенком, которые формируют желание, потребность, готовность ребенка. Нужны они  ребенку тоже не сами по себе, а только в связи с какими-то системами его отношений с миром, другими людьми, самим собой, в которых эти качества или процессы приобретают ценность.

  Таким образом, в коррекционной работе с учащимися мы видим одной из задач создание или воссоздание условий, в которых новые возможности, искомые психологические навыки или процессы могут сформироваться и стать нужными ребенку, с точки зрения построения адекватных отношений с собой, с миром, с другими людьми.

  Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве,  другое на жирной, глинистой.

   Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

                                                                             (Восточный мудрец  Абдул-Баха)