Переживание ситуации взросления студентами младших курсов

Чеберякова Татьяна Александровна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya20_061.docx72.66 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Волгоградский Государственный Педагогический Университет

Факультет психологии и социальной работы
Кафедра психологии образования и развития

«Переживание ситуации взросления студентами младших курсов»

Курсовая работа (по курсу «Общая и возрастная психология»)

Исполнитель: Ястребова Татьяна Александровна

студентка группы ПС-2

______________________

Научный руководитель: Меркулова Ольга Петрова, доцент кафедры ПОиР.

.


Содержание.

ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________3

ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

1.1.Юность как возрастной этап психического развития _______________5

1.2.  Особенности переживаний в юношеском возрасте________________

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1.Ход исследования, его методические основы _____________________

2.2.Полученные данные и обсуждение результатов ___________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК _______________________________


Введение

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Но все юноши в силу небольшого жизненного опыта отличаются большей глубиной переживаний, чем взрослые [8].

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми [10] .

В юношеском возрасте впервые серьезно встает вопрос о браке и семье. Юноши и девушки начинают выбирать себе партнера для будущей семейной жизни [4].

Все вышеперечисленное становится основой для сильных переживаний, связанных с овладением своим поведением, своими перспективами и, пока пусть небольшим, но уже имеющимся жизненным опытом.

Данная курсовая работа посвящена исследованию переживание ситуации взросления в юношеском возрасте.

Объектом работы выступают психологические аспекты юношеского возрастного периода.

Объект исследования – процесс  взросления в юношеском возрасте (во время обучения на младших курсах в вузе).

Предмет исследования – переживание ситуации взросления в юношеском возрасте.

Цель настоящей курсовой работы: исследовать переживание ситуации взросления в юношеском возрасте.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Рассмотреть особенности юношеского возраста, характеризующие процесс  взросления;
  2. Определить содержание понятия переживания и особенности переживаний в юношеском возрасте;
  3. Подобрать диагностические методики, позволяющие выявить особенности переживания ситуации взросления в юношеском возрасте;
  4. Провести эмпирическое исследование переживания ситуации взросления студентами младших курсов, включая анализ и интерпретацию полученных результатов.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

1.1. Юность как возрастной этап психического развития

Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы которого могут простираться от 12/14 до 25 лет.

В отечественной науке юность определяется в границах 14 - 18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15 - 17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка [1].

Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б. Д. Эльконин, отстаивая положение о том, что «переживаемый нами исторический период в развитии детства может быть охарактеризован как кризисный», он видит суть этого кризиса в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Нигде этот разрыв не виден столь отчетливо, как в период ранней юности. «Взросление проходит вне образовательной системы, а образование - вне системы взросления». Возможно существование двух ведущих деятельностей. Вопрос о ведущей деятельности в период ранней юности, который и всегда был дискуссионным, на сегодняшний день остается открытым.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала « аффективным центром жизни старшего школьника». Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с «изменением отношения к будущему». Она утверждает, что «подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего» [3].

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.

Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши или девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия [2].

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. И.В. Дубровина: «Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению» [12].

Представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности - понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Известнейший американский психолог Э.Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как «тождественность человека самому себе и целостность». «Идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации». Юность Э.Эриксон связывает с «кризисом идентичности, который происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие» [5].

Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спутанная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бывает результатом трудного детства или тяжелого быта. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья. По мнению Э. Эриксона, «в поиске собственной идентичности лучше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности».

Особенностью юности можно назвать близость ее к истории страны, особенную созвучность эпохе. И.В. Дубровина отмечает, что «люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который тогда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и который олицетворялся в любимых актрисах и актерах, наконец, к тем ценностям и идеалам, которым были привержены, входя во взрослую жизнь»[12].

Т. Томэ предлагает различать два принципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такое развитие нельзя назвать действительно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.

Второй путь можно назвать путем «сознательного саморазвития». Ю.Б.Гиппенрейтер, описывая идеи А.Н. Леонтьева говорит «о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности» [5].

«Самоопределение» юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.

В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба - события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь [9].

Юность - уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упускается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное профессиональными, родительскими или какими-либо иными нуждами приобщение к культуре.

«Юность ценят все – это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб другим возрастам» [6].

Но эта субъективная и объективная ценность и значимость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ранней юности. Исследователями называются различные задачи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исторических условий развития личности на данном возрастном этапе.

Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности:

Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

Обретение психосексуальной идентичности - осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера;

Профессиональное самоопределение - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Все это позволяет «включиться» в мир взрослых.

Среди разнообразных концепций, теорий, направлений в современной психологии в отдельную дисциплину выделилась психология «жизненного пути». «Жизненный путь – индивидуальная история развития личности, включающая в себя жизненные цели и задачи, планы, перспективы, субъективную картину и время жизненного пути, смысл жизни, отношение к ней и т.д.» С точки зрения этого направления психологии, юношеский возраст является одним из самых важных периодов становления и развития жизненного пути личности [11].

1.2.  Особенности переживаний в юношеском возрасте

«Переживание - любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни» [4].

Возрастные кризисы — теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, «возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка» [14].

Сущность кризиса юношеского возраста заключается в том, что психология называет самоидентификацией. То есть, человек начинает осознавать себя самостоятельной личностью и пытается себя позиционировать именно в этом качестве.

Психолог Карл Юнг называл этот путь «индивидуацией», психолог Маслоу дал этому процессу имя «самоактуализация», в других источниках это называют «социальной интеграцией или социальной автономизацией», другими словами, «поиск своего места в том обществе, которое является реальностью». В том обществе, в котором предстоит молодому человеку жить.

«Первый шаг в этом пути – это отрыв от самой сильной привязанности – привязанности семейной». Впрочем, отрыв – слово неверное. Имеется в виду скорее отказ молодого человека от традиций, которые имеют значение для его родных. «Юношеский максимализм» обычно превращает этот процесс в собственно отрицание всего, что важно для старшего поколения. В рамках юношеского бунта против семейных (и общественных) традиций молодой человек может производить самые разные действия – от занятий спортом, йогой до употребления наркотиков или других поисков «нестандартных решений». Именно среди молодых людей особенно заметны стремления к поиску некоей общей с другими молодыми людьми идеи. Так возникают молодёжные субкультуры: панки, готы, «зелёные», скинхеды и многочисленные другие [17]. Фактически, это вполне объяснимый процесс, который можно называть «поиском своей правды». Причём это правда – прежде всего о самом себе, о своих возможностях и потенциале. А также о возможных путях реализации этих потенций.

Ребёнок, приходя в мир, не осознаёт, что он сам – и мир вокруг него – в чём-то различны. Первые контакты с миром – это мать. Первое ощущение мира – взаимопонимание. То есть, потребности, которые у ребёнка возникают, матерью удовлетворяются. Если же не удовлетворяются, то ребёнок сигнализирует плачем. Становясь старше, ребёнок сталкивается с тем, что удовлетворение потребностей происходит не всегда. И реакция на такое поведение «окружающего мира» даёт первое понимание, что «мир» и «я» - это две соприкасающиеся, но не тождественные структуры [16]. Процесс достижения знания о себе и своих возможностях в идеале должен завершиться к 25-30 годам. Но не факт, что в жизни всё получится так, как в идеале. Формальные проявления этого процесса «социализации» – это собственное, отдельное от родителей жильё, работа, иногда – собственная семья. Но это только внешние проявления. Внутренний процесс познания может длиться всю жизнь.

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей [11].

Главное психологическое приобретение ранней юности — «обнаружение ценности своего внутреннего мира». Внешний мир начинает

восприниматься через себя. Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14—18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность — повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия [16].

Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

Первый — это безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним — мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Ход исследования, его методические основы

Следующим этапом моего исследования является проведение диагностики со студентами младших курсов.

Диагностика включает проведение следующих методик:

1. «Предпочитаемые переживания» методика Додонова [18].

2. Методика оценки удовлетворенности образовательных потребностей студентов (Меркулова О.П.).

3. Разработанные нами анкетные вопросы, направленные на выявление особенностей как социальной ситуации жизни студента, так и его отношения к ней и к собственному взрослению.

  1. Методика Додонова.

Предпочтение каких-либо переживаний означает доминирование каких-либо потребностей. Чем больше отклонение от эталонного ряда (разность), тем меньше структура потребностей испытуемого согласуется с оптимальной, тем хуже из него получится лидер в группе.

За каждым переживанием стоит какая-либо одна потребность:

биологическая – 2, 5, 8;

социальная – 3, 4, 6, 9;

познавательная – 1, 7, 10.

Так как мы исследуем переживания ситуации взросления, методика была использована нами в модифицированном варианте.

Нужно было выбрать переживание, которое больше всего испытуемый  любит испытывать в настоящее время. После того как он распределил переживания на все места, респонденту  предлагается подумать о тех изменениях, которые произошли в последние годы, когда он стал студентом. Далее испытуемый выбирает из этого же списка переживание, которые он любил испытывать в старших классах школы.

Текст опросника, включенный в общий бланк исследования приведен в приложении 1.

2. Методика оценки удовлетворенности образовательных потребностей студентов (Меркулова О.П.)[1].

Методика включена автором в диагностическую программу, разработанную для проведения психологического исследования проблем качества высшего образования.

Удовлетворенность результатом получаемого образования еще не может быть в полной мере оценена студентами до завершения обучения и начала собственной трудовой деятельности. Среди мотивов, содержание которых связано непосредственно с процессом получения образования, как правило, большинство авторов выделяют как познавательные, так и социальные. Априорно в основу опросника была заложена идея о том, что удовлетворенность получаемым образованием складывается преимущественно из удовлетворенности познавательных и социально-психологических потребностей. Реализация познавательных мотивов и удовлетворение соответствующих им потребностей непосредственно в деятельности связаны с переживанием интереса, понимания, как самого изучаемого содержания, так и его полезности, нужности, влияния на саморазвитие. Социальные отношения, которые складываются у студентов во время обучения, являются как важным средством учебной деятельности, так и обладают самоценностью за счет удовлетворения социальных потребностей. На основании этого в содержание опросника были включены утверждения, априорно отнесенные к двум шкалам: удовлетворенности социальных и познавательных потребностей.

Всего в опросник было включено 22 утверждения. Ряд утверждений задан в позитивной, ряд – в негативной формулировке. В отношении каждого из них предлагается оценить степень согласия или несогласия по симметричной шкале от -3 до +3. При обработке результатов для утверждений, представленных в негативной формулировке, ответы перекодировались на противоположные (утверждения под номерами 3, 4, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 19, 20). После этого осуществлялось усреднение ответов по всем утверждениям, отнесенным к каждой шкале.

Испытуемым методика также предъявлялась в электронном виде. По результатам ответов предъявлялись числовые и уровневые характеристики по априорно заданным шкалам опросника (удовлетворенность познавательных и социально-психологических потребностей).

Одновременно с проведением данного исследования О.П. Меркуловой был выполнен анализ результатов, полученных по этой методике на выборке, объемом 440 человек. В результате этого анализа было установлено, что минимальная стабильная и хорошо согласующаяся с исходной матрицей корреляций факторная структура может быть получена для 6 факторов. В результате оптимизации факторной модели из опросника были исключены 5 утверждений (3, 5, 11, 15, 19), а оставшиеся 17 отнесены к 6 факторам.

1. Интегральная оценка. К этой шкале было отнесено одно утверждение, которое при различных способах факторизации в подавляющем большинстве случаев определяло отдельный фактор. Это первое утверждение опросника «Я думаю, что студенческие годы станут одними из лучших в моей жизни». Вероятно, оно задает общую интегральную оценку позитивности отношения ко всему периоду студенчества как жизненному этапу и является относительно независимым от других шкал. Поэтому посчитали возможным включить это отдельное утверждение в итоговые показатели методики.

2. Развитие. К шкале отнесены 3 утверждения (6, 18 и 22), в которых оценивается развитие способностей, взросление и формирование мировоззрения в ходе обучения.

3. Познавательные потребности. К шкале отнесены 5 утверждений, которые наиболее явно выражают удовлетворенность познавательных потребностей (2, 4, 12, 16, 20) – интерес, понимание полезности и нужности изучаемых предметов, их понятности, отсутствие скуки.

4. Комфорт. Шкалу составили два утверждения (7 и 21), в которых оценивается общая позитивность или стрессогенность образования.

5. Преподавание. К шкале отнесены 3 утверждения (8, 10 и 14), которые выражаю удовлетворенность учебной деятельностью с точки зрения ее организации преподавателями.

6. Отношения с однокурсниками. К этой шкале также отнесены 3 утверждения (9, 13 и 17), выражающие удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками.

Общая удовлетворенность рассчитывается как средний балл по всем 17 утверждениями, включенным в последнюю версию опросника.

Текст опросника, включенный в общий бланк исследования, приведен в приложении 1.

3. Анкетные вопросы, направленные на выявление особенностей как социальной ситуации жизни студента, так и его отношения к ней и к собственному взрослению.

Испытуемым предлагалось ответить на 8 вопросов. Нужно было выбрать наиболее подходящий ответ.

Первые два вопроса были направлены на выяснение индивидуальных особенностей испытуемых – возраста и пола.

Третий и четвертый вопрос касались места жительства в настоящее время и желаемого. По сочетанию ответов на эти вопросы можно установить удовлетворенность испытуемого условиями своего проживания.

В пятом вопросе предлагалась шкала для оценки преобладающего настроения – с 5 градациями от «очень плохое» до «очень хорошее».

Шестой и седьмой вопрос были направлены на выяснение удовлетворенности испытуемого статусом студента. Для этого предлагалось выбрать хотел(а) бы он(а) вернуться в школу, и оценить где чувствует / чувствовал(а) себя более комфортно – в школе или в вузе.

В восьмом вопросе предлагалось по шкале с 4 градациями оценить усталость от занятий в вузе.

Формулировки вопросов, включенные в общий бланк исследования, приведены в приложении 1.

2.2. Полученные данные и обсуждение результатов

В данном исследовании приняло участие 40 человек. Респонденты являются студентами ВГПУ и ВолГУ. Учатся на 1 и 2 курсах. Из 40 респондентов приняли участие 9 (22,5%) юношей и 31(77,5%) девушка.

Таблица 1.

Распределение ответов о реальном и предпочитаемом месте жительства

Где бы Вы хотели жить?

Всего

дома с родителями

на съемной квартире

в общежитии

другое

Где Вы живете в настоящее время?

дома с родителями

9

6

0

1

16

на съемной квартире

3

5

0

2

10

в общежитии

1

3

5

2

11

другое

0

0

0

3

3

Всего

13

14

5

8

40

Как видно из таблицы 1, 16 человек ответили, что живут дома с родителями (40%). Из них чуть больше половины – 9 человек удовлетворены этим, а 7 предпочли бы другое место жительства.

10 респондентов (25%)  проживают  на съемной квартире. Пятеро  из них удовлетворены своим местом жительства, остальные 5 предпочли бы поменять его. Из последних  трое хотели бы вернуться к родителям.

11 респондентов (27,5%), проживают  в общежитии. Из них:

  • удовлетворены местом жительства 5 студентов,
  • хотели бы жить в другом месте 6 ( 1 человек хотел бы жить с родителями, 3 на съемной квартире и 2 респондентов выбрали другое).

Трое студентов(7,5%) выбрали позицию «другое». Они  все удовлетворены своим местом проживания и  не хотели бы его менять.

Таким образом из всех опрошенных удовлетворены своим местом жительства чуть больше половины испытуемых – 22 студента (55%), не устраивает нынешнее место жительства 18 человек (45%).

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос об успеваемости

Вариант ответа

N

%

Часть предметов сдаю с трудом и не с первого раза

4

10,0

По некоторым предметам бывают сложности, но чаще сдаю сессию

19

47,5

Обычно учусь на "хорошо" и "отлично"

17

42,5

В таблице 2 показана успеваемость студентов в вузе. Так, большая часть студентов редко испытывают трудности при сдаче сессии - 19 (47,5%). 17 человек(42,5%)  учатся на «хорошо» и «отлично» - их немалая часть.

И самая наименьшая часть студентов учатся «плохо», испытывают большие трудности при сдаче экзаменов - 4 человека(10%).

Таблица 3.

Распределение ответов о школе

 

Где Вы чувствуете / чувствовали себя более комфортно?

Всего

в школе

в вузе

Хотели бы Вы вернуться в школу?

да

10

8

18

нет

4

18

22

Всего

14

26

40

Данная таблица показывает,  насколько  комфортно чувствуют себя респонденты в школе и вузе, и как велико их  желание вернуться в школу.  

Хотели бы  вернуться в школу -18 человек(45%), из них в школе чувствовали себя комфортно 10, остальные 8 чувствуют себя комфортней в вузе, нежели в школе.

Не хотели бы вернуться в школу - 22(55%), из них чувствовали себя комфортно в школе 4,оставшиеся студенты 18 дали ответ, что чувствуют себя лучше в вузе.

На вопрос,  где лучше, в вузе или в школе, большая часть ответила в вузе - 26 студентов(65%), но из них 8 студентов хотели бы вернуться в школу, это означает что, позиция студента является промежуточной. Остальные 18 студентов ответили, что не хотели бы вернуться в школу.  Это является доказательством того, что у них сформирован статус студента.

Более комфортно чувствовали себя в школе   - 14 студентов(35%),из них хотели бы вернуться в школу 10 человек, у них явно не сформирован статус студента. Они явно чувствуют дискомфорт в новых условиях обучения. Оставшиеся 4 респондента ответили, что не хотели бы возвращаться в школу, что  говорит об их  промежуточной позиции.

Таким образом, 10 испытуемых явно не принимают статус студента – они считают, что более комфортно чувствовали себя в школе и хотели бы туда вернуться.

Для 18 ответивших можно отметить принятие статуса студента – они комфортно себя чувствуют в вузе и не хотели бы возвращаться в школу. Остальных 12 испытуемых мы отнесли к группе студентов, которые частично приняли статус студента, так как их ответы на рассматриваемые вопросы противоречивы.

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос об обычном настроении в вузе

Вариант ответа

N

%

А) очень плохое

1

2,5

Б) плохое

2

5,0

В) нейтральное

22

55,0

Г) хорошее

13

32,5

Д) очень хорошее

2

5,0

Из 4 таблицы, видим, что настроение у 22 студентов (55%), при нахождении в вузе  является нейтральным.  Это большинство респондентов, принявших участие в опросе.

У 13 респондентов обычно бывает хорошее настроение в вузе -32,5%

У двоих респондентов(5%) преобладает очень хорошее настроение, и у стольких же студентов - плохое настроение (5%).

У 1 испытуемого в основном преобладает очень плохое настроение-2,5%.

Таким образом,  большинство студентов идут в вуз с нейтральным и хорошим настроением, у другой группы студентов преобладает плохое настроение, но таких меньшинство. Можно сделать вывод, что респондентам нашего исследования нравится учиться  в вузе.                          

         Таблица 5.

Распределение ответов на вопрос об усталости студентов.

Вариант ответа

N

%

А) устаю очень сильно

5

12,5

Б) временами чувствую усталость

20

50,0

В) изредка чувствую усталость

11

27,5

Г) практически не устаю

4

10,0

Как видно  из таблицы 5 большинство студентов (20 человек) временами чувствуют усталость, что составляет 50%.

Изредка чувствуют усталость 11 человек-27,5%, 5 респондентов ответили, что устают очень сильно-12,5%, 4 студента (10%)  дали ответ, что практически не устают.

Таким образом, видно, что для большинства студентов учебная нагрузка не является чрезмерной, возможно они привыкли к такому графику учебы. Остальные 5 испытывают трудности в обучении. Это может говорить о том, что они не привыкли к такой темпу учебы.  Другой причиной может явиться неуверенность в своих возможностях, страх или тревога за успешность занятий, боязнь отчисления. Возможно у этих ребят  либо заниженная самооценка, либо их низкая успеваемость является  следствием недостатка базовых знаний и умений, полученных в школе. Некоторые студенты во время учебы в школе не приобрели умений концентрировать внимание, распределять свое время, неусидчивы, поэтому они испытывают трудности в обучении. Следствием чего может быть большая утомляемость.

Таблица 6.

Средние тенденции в ранжировании испытуемых значимых переживаний в настоящее время и во время обучения в школе

Содержание переживания

В настоящее время

В старших классах школы

M

Md

Mo

M

Md

Mo

  1. Чувство необычного, таинственного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.*

4,93

5

5

3,83

4

1

  1. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.*

5,95

6

3

4,48

4

4

  1. Радостное возбуждение, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.*

4,80

4

3 и 9

5,98

6

6

  1. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками. когда тобой искренне восхищаются.

5,70

6

7

5,10

6

2 и 7

  1. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.

4,90

5

6

5,88

6

6

  1. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.

5,55

6

4, 6 и 7

5,33

6

1

  1. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами, радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явления, подтверждении Ваших догадок и предложений.

4,80

4,5

1

5,03

5

5

  1. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуты борьбы, опасности.

6,35

6,5

10

6,95

7

10

  1. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.

6,90

7,5

10

6,53

8

8

  1. Своеобразное сладкое чувство, возникающее при восприятии природы и музыки, стихов. других произведений искусства.

5,13

5

8

5,93

6,5

10

* различия в рангах значимы на уровне p ≤ 0,05

В таблице 6 приведены усредненные результаты по модифицированному варианту методики Додонова – среднее значение (M), медиана (Md) и мода (Mo) для рангов каждого переживания в двух вариантах ранжирования. В целом трудно отметить переживания, которые были бы явно более значимы для всех испытуемых как в настоящем времени, так и в школе. Для первых трех переживаний различия в двух вариантах ранжирования значимы на уровне p ≤ 0,05 по критерию Вилкосона.

Несколько уменьшилась значимость таких переживаний как «Чувство необычного, таинственного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке» и «Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше». Повысилась в среднем значимость такого переживания «Радостное возбуждение, когда видишь, что добиваешься успешных результатов», однако его оценка в целом по группе стала более противоречивой – распределение рангов, относящихся к школьному времени, имеет одну моду (6), а к вузу – две моды: 3 и 9.

Для того, чтобы оценить, как связано принятие статуса студента с особенностями переживаний испытуемых, мы оценили значимость различий по количественно выраженным показателям с помощью критерия Манна-Уитни между группами принявших и не принявший статус студентами. Были получены значимые различия по показателям, которые приведены в таблице 7.

Как видно из таблицы, наиболее существенные различия между студентами, который приняли и отвергают этот статус, связаны с удовлетворенностью познавательных потребностей и значимостью познавательного интереса как переживания и в школьные, и в студенческие годы.

Таблица 7.

Различия между группами студентов, принявших и отвергающих свой статус

Показатель

 

принят статус студента (N=18)

отвержение статуса студента (N=10)

M

S

M

S

Удовлетворенность познавательных потребностей

1,41

0,60

0,62

1,06

Ранг переживания «7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами, радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явления, подтверждении Ваших догадок и предложений» в настоящее время

3,28

2,32

7,10

2,77

Ранг переживания «7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами, радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явления, подтверждении Ваших догадок и предложений» в старших классах школы

3,94

2,92

6,30

2,58


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я постаралась затронуть все стороны психического развития в юношеском возрасте и максимально осветить их особенности. В заключении можно сказать, что юношеский возраст - это возраст становления личности, моральных установок, мировоззрения. В этом возрасте начинается вхождение во взрослую жизнь, самостоятельную и серьезную. Юношам необходимо сделать выбор, касающийся их будущей профессии, семьи, личных интересов. Ведь во многом именно от этого выбора и зависит их дальнейшая жизнь.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. – Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;

2.Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – М., 1997;

3.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов, - М., 1997;

4.Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984;

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997;

6.Зацепин В. Любовь и долг. Ты и я / сост. Л. Антипина. – М., 1989;

7.Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991;

8.Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989;

9.Кон И.С. Введение в сексологию.

10.Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1998;

11.Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1996;

12.Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 2000

13.Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной – М., 1997;

14.Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990;

15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989;

16.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Москва, 2005

17.Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. Ростов-на-Дону, 2008

18. «Предпочитаемые переживания» методика Додонова.

Приложение 1.

Уважаемые студенты!

Прошу вас принять участие в психологическом исследовании. Отметьте подходящий вариант ответа любым удобным для Вас знаком или впишите свой ответ.

Ваш возраст:         

Пол:    

А) юноша

Б) девушка

Где Вы выживете в настоящее время?

А) дома с родителями

Б) на съемной квартире

В) в общежитии

Г) другое:        

Где бы Вы хотели жить?

А) дома с родителями

Б) на съемной квартире

В) в общежитии

Г) другое:        

Почему?         

Какова успешность Вашего обучения?

А) часть предметов сдаю с трудом и не с первого раза

Б) по некоторым предметам бывают сложности, но чаще сдаю сессию вовремя

В) обычно учусь на «хорошо» и «отлично»

Внимательно прочитайте  напечатанный перечень переживаний.

Выберите из них то, которое Вы больше всего любите испытывать в настоящее время. Запишите его номер на 1-ом месте «шкалы» внизу страницы. Номера остальных переживаний расположить на 2 – 10 местах этой же «шкалы» вправо по убыванию предпочтения. Отделите крестиком ту часть «шкалы», где расположены эмоции, которые Вы явно предпочитаете остальным.

  1. Чувство необычного, таинственного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.
  2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.
  3. Радостное возбуждение, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.
  4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками. когда тобой искренне восхищаются.
  5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
  6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.
  7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами, радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явления, подтверждении Ваших догадок и предложений.
  8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуты борьбы, опасности.
  9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
  10. Своеобразное сладкое чувство, возникающее при восприятии природы и музыки, стихов. других произведений искусства.

Предпочитаемые Вами сейчас переживания

Номер переживания

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 место – наиболее предпочитаемое переживание
10 место – наименее предпочитаемое переживание

Теперь подумайте о тех изменениях в Вашей жизни, которые произошли в последние годы, когда Вы стали студентом, повзрослели. Изменились ли вместе с этим переживания, эмоции, которые Вы любите испытывать?

Выберите из того же списка переживание, которые Вы любили испытывать, когда учились в старших классах школы.

Запишите его номер на 1-ом месте «шкалы», приведенной ниже. Номера остальных переживаний расположить на 2 – 10 местах этой же «шкалы» вправо по убыванию предпочтения во время обучения в школе. Отделите крестиком ту часть «шкалы», где расположены эмоции, которые Вы явно предпочитали остальным.

Предпочитаемые Вами во время обучения в школе переживания

Номер переживания

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 место – наиболее предпочитаемое переживание
10 место – наименее предпочитаемое переживание

Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов

Какое у Вас обычно бывает настроение, когда вы идете на занятия в вуз?

А)очень плохое

Б) плохое

В) нейтральное

Г) хорошее

Д) очень хорошее

Почему?         

Хотели бы Вы вернуться в школу?

А) да

Б) нет

Почему?         

Где Вы чувствуете / чувствовали себя более комфортно?

А) в школе

Б) в вузе

Почему?         

Устаете ли Вы от занятий в вузе?

А) устаю очень сильно

Б) временами чувствую усталость

В) изредка чувствую усталость

Г) практически не устаю

Спасибо за Ваши ответы!


[1] Данная методика еще не опубликована, ее описание было предоставлено научным руководителем курсовой работы в рабочем порядке.