Занятие с подростками "ВИЧ. Пути передачи. Профилактика. "

Лисицына Елена Анатольевна

Занятие из программы "Я выбираю здоровье". На занятии ребята получают основные знания о болезни, путях ее передачи, мерах профилактики, необходимых каждому человеку. Занятие может быть использовано отдельно, в форме классного часа,. При подготовке к уроку  теоритический материал можно сократить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие из программы22.45 КБ

Предварительный просмотр:

ВИЧ. Пути передачи. Профилактика.

Цель: повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/ СПИД.

Задачи:

1. выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме;

2. дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;

3.  проверить уровень усвоения информации.

История открытия и особенности вируса. Пути передачи ВИЧ. Меры профилактики. Игра «Группа риска» или игра «Свободное общение». Знакомство с моделью принятия решений «Остановись и подумай». Упражнение  «Твое мнение».        

Форма контроля: практическое  задание.

Ход занятия:

  1. Приветствие.
  2. Разминка: какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «чума 20 века»? Как вы думаете, почему человечество так называло ВИЧ инфекцию?
  3. Работа по теме (теоретическая часть): 

        Впервые ВИЧ-инфекция была описана в своей финальной стадии, получившей позднее название «синдром приобретенного иммунного дефицита» (СПИД) в «Еженедельном вестнике заболеваемости и смертности» от 05.06.81, издаваемом центрами по контролю за болезнями — CDC (США, Атланта). В очередном отчете ММWR, появилось сообщение, что в Лос — Анджелесе 5 молодых гомосексуалистов заболели редкой формой пневмонии и двое из них умерли. В последующие несколько недель добавились новые сведения: еще 4 случая в Лос — Анжелесе, 6 — в Сан-Франциско, 20 — в Нью-Йорке. У всех таинственным образом отказывала иммунная система.  Специальные исследования показали, что у больных имелось выраженное угнетение системы иммунитета. Внимание не только врачей, но и широкой общественности к этому новому заболеванию было привлечено тем обстоятельством, что все такие больные были гомосексуалистами.
        Весной 1982 года заболел первый больной гемофилией — наследственным заболеванием, несвертываемостью крови, которое поражает только мужчин. Затем количество случаев «новой болезни» при гемофилии стало возрастать. Частота регистрация СПИДа среди больных гемофилией быстро нарастала и вызвала небезосновательную тревогу по поводу заражения банка донорской крови, так необходимой гемофиликам. В декабре 1982г. было опубликовано сообщение о случаях СПИДа, связанных с переливанием крови, что позволило сделать предположение о возможности «здорового» носительства (донором) инфекционного агента.
В январе 1983 г. было сообщено о СПИДе у 2 женщин, состоявших в половой связи с больными СПИДом, в связи с чем возникли догадки о возможной гетеросексуальной передаче болезни. Анализ случаев СПИДа у детей показал, что дети могут получать агент, вызывающий заболевание (наиболее вероятно, в перинатальном периоде), от инфицированной матери.

        Болезнь продолжала охватывать все более и более широкие контингенты. Количество выявленных случаев возрастало ежегодно в два раза.

        Важным наблюдением было обнаружение большого количества случаев болезни среди выходцев с острова Гаити, представителей африканской расы. Среди гаитян не было отмечено зависимости заболевания от склонности к гомосексуализму или внутривенному употреблению наркотиков. Случаи болезни стали регистрировать и в Европе, где были выявлены больные африканцы, и также не было зависимости заболевания от пола и вредных привычек. Уже не оставалось сомнений в инфекционной природе заболевания, так как в течение 1–2 лет СПИД получил эпидемическое распространение среди различных групп населения во многих странах мира. И в 1983 г. практически одновременно во Франции и США от больных СПИДом был выделен вирус — возбудитель.

        Изолированные во Франции и США штаммы вируса оказались идентичными по морфологии и своим антигенным свойствам. Для обозначения возбудителя СПИДа в 1985 г. Всемирной  организацией  здравоохранения  (ВОЗ)  была  принята  аббревиатура   НТLV -III/ LAV, а с 1987г. HIV (Human immunodeficiency virus).
        В последующем СПИД был обнаружен практически во всех странах мира и на всех континентах.

        СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека (снижение уровня иммунитета в организме человека).

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека (инфекция, вирус - живой организм, приводящий к СПИДу).

Изучение этой болезни показало:

  • человек может многие годы бессимптомно носить этот вирус, даже не догадываясь об инфицировании
  • вирус не выделяется человеком во внешнюю среду
  • для заражения необходимо попадание возбудителя во внутренние среды организма
  • если в организме человека есть вирус, то он уже заразен

                Пути заражения

1. половые контакты (все виды незащищенного секса)

2. вертикальный (от инфицированной матери ребенку)

      А. при беременности и родах

       Б. при грудном вскармливании

3. медицинский

       А. переливание крови

       Б. пересадка внутренних органов

       В. зараженные инструменты

                        Жидкости организма, содержащие вирус в большом количестве:

Кровь

Сперма

Вагинальные выделения

Грудное молоко

Болезнь имеет две стадии:

1-ая стадия называется стадия носительства или ВИЧ стадия, длится она 7-15лет. Человек чувствует себя хорошо, выглядит здоровым. Современные лекарства направлены именно на продление этой стадии.

 2 -ая стадия называется - стадия СПИД. Это собственно болезнь, с симптомами, длится несколько лет, заканчивается летальным исходом.

        Самарская область занимает одно из первых мест в России по числу инфицированных.

                Это надо знать.

  1. Не всегда, но бывает простудоподобная реакция организма на вторжение ВИЧ (повышается температура, потливость, головная боль, сыпь).
  2. Не зарегистрированы случаи передачи ВИЧ бытовым путем (о правах носителей, как государство защищает инфицированных и здоровых).
  3. Вирус не может долго жить вне клеток человека, без тепла и жидкости.
  4. При нагревании до 46 – 50 градусов вирус погибает через 2-3 минуты.
  5. Вирус не может проникнуть через здоровую неповрежденную кожу и слизистые (о поцелуях).
  6. Вирус поражает не все клетки организма, а только один вид. Это определенная разновидность Т лимфоцитов (сд - 4).
  7. ВИЧ не передается при укусах комаров, собак, и других животных. В их организме он погибает.
  8. Чтобы заразиться через мочу, слюну, слезы надо, чтобы в организм попало не менее 1 литра жидкости.

        Вероятность заражения в результате одного    незащищенного полового контакта около 50%. У женщин вероятность заражения выше, чем у мужчин.

Вирус в организме.

Вирус – неклеточная форма жизни (ДНК+оболочка), он не может добыть пищу и размножаться, поэтому погибает, если не внедрится в клетку-хозяина.

        Вирус проникает в клетку только когда та под действием ферментов – активаторов начинает делиться, создавая такую же. Вирус проникает в клетку и меняет ее ДНК на свою. Таким образом, пораженная клетка начинает производить вирусы и жить для себя, в то время, когда должна защищать организм, гоняясь за инфекциями и убивая их. Уничтожить вирус можно только с клеткой, в которой он живет, но этого выборочного уничтожения пока делать не можем.

        Лекарства – вводят в организм ферменты – ингибиторы, они тормозят процессы удвоения ДНК и вирус не может подменить ее. Через некоторое время вирус вне клетки погибает, т.о. процесс размножения вирусов в организме приостанавливается.

Анализы на ВИЧ.

  • ПЦР – выявление самого вируса в крови. 100% достоверность, но сложно и дорого.
  • стандартный – выявляются антитела к вирусу (их можно обнаружить в крови через месяц после заражения). Если в крови есть антитела, то есть вирус. 75% достоверность, при беременности, онкологии может быть положительный результат.

Или у человека может быть период окна – человек инфицирован, но антител еще так мало, что анализ их не показывает. Длительность от 1 до 6 месяцев.

        Если человек заражен и вступает в интимные отношения с другим носителем, необходимо предохраняться, т.к. чужие вирусы, попадая в организм, увеличивают «вирусную нагрузку на кровь». Значит вирусом можно заражаться несколько раз. До 5% ежегодно таких случаев (другой подвид-штамм вируса, всего их более 10).

Профилактика.

  1. не пользоваться общими шприцами и другим медицинским инструментарием, имевшим контакт с жидкостями чужого организма.
  2. использовать презерватив.
  3. не пользоваться чужими зубными щетками и бритвенными принадлежностями.
  1. Работа по теме (практическая часть):

Игра «Свободное общение»

        Участникам раздаются листочки с написанными в них заданиями (Пр: пожать руку 5 одноклассникам, не вступать ни с кем в тактильный контакт и т.д.). По сигналу ведущего участники выполняют задание. Сев на места ребята обмениваются впечатлениями. Ведущий сообщает, что эта игра моделировала ситуацию интимных отношений в молодежной среде. Он просит поднять руку тех, у кого на обороте листочка с заданиями есть условная метка. По условиям игры эти участники узнают о своей ВИЧ инфицированности. Далее обсуждаются и анализируются чувства и эмоции всех игроков («инфицированных», тех, кто был с ними в контакте не зная об этом, тех, кто не вступал ни с кем в контакт).

Модель принятия решения  "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".

Шаги

Вопросы/действия

Остановись

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Чего касается эта проблема?

В чём заключается проблема?

В чём заключается положительная

сторона того, что проблема возникла?

В чём заключается отрицательная

сторона того, что проблема возникла?

Подумай

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ

Чего я хочу?

Какие решения в этой ситуации

 желательны?

Какие решения в этой ситуации

 возможны?

Подумай о последствиях

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВОДОВ "ЗА" И "ПРОТИВ"

Что может произойти?

Рассмотрите обе

стороны последствий, позитивную и негативную.

Каково моё решение?

Решай, что делать

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Взвесьте все последствия,

 сделайте  наилучший для Вас выбор

Делай и оцени исход

ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

Насколько положительны и отрицательны

 результаты действия для меня и для других?

Упражнение  «Твое мнение».

Участники делятся на группы, каждая группа придумывает актуальную для подростков проблемную ситуацию и анализирует ее в соответствии с шагами модели принятия решений. Затем группы защищают свое решение, отвечая на вопросы аудитории.

  1. Завершение занятия:

Задание:

необходимо составить памятку для подростков по проблеме СПИДа (информационного или профилактического характера).

  1. Прощание.