Занятие с элементами психологического тренинга "Свет маяка"

Занятие в рамках декады "Семейных отношений" , направленное на оптимизацию отношений в родительской семье и актуализации преставления  о собственной семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №7»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

«СВЕТ МАЯКА»

(в рамках декады «Семейных отношений»)

Разработала: Н.А. Ложкина,

педагог-психолог.

пгт. Тымовское

2013 г.


        Цель: способствовать оптимизации отношений в родительской семье и актуализировать преставления  о собственной семье.

        Задачи:

  • улучшить навыки самонаблюдения, определяя собственную позицию в семье;
  • повысить самосознание;
  • понять системную природу семьи;
  • получить представления о динамике отношений в дисфункциональной семье;
  • улучшить понимание динамики отношений в собственных семьях;
  • осознать особенности взаимоотношений в своей семье, которые они раньше не замечали;
  • определить возможности для изменения в себе и в своих семьях.

Оборудование: ватман, бумага А4 (по количеству участников), цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, жетоны для жеребьевки, свеча.

Ход занятия:

Слайд №1

        Психолог: Добрый день, дорогие друзья! Рада видеть вас на нашем занятии, и надеюсь, что оно будет максимально интересным и полезным для вас. Но, прежде чем начать, дайте определение слову «МАЯК».

Упражнение « Визитка»

Участникам предлагается написать на специально приготовленных листочках бумаги свое либо любое другое вымышленное имя, которое ему больше всего нравится. Данное упражнение позволит облегчить процесс знакомства, ускорить его, а также помогает сделать процесс общения более доверительным и позитивным.

Сайд №2

Психолог: Достоевский сказал: «Детство – это проекция будущей жизни». Вы согласны с этим утверждением? (ответы детей). Сейчас я предлагаю ненадолго вам вернуться в свое детство.

Упражнение «Погружение в детство»

В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

Психолог: Сядьте удобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

         Обсуждение:

  1. У всех получилось вернуться в детство?
  2. Какие чувства вы испытали, увидев близкого вам человека, и кто это был?
  3. Испугались ли вы, кода взяли за руку незнакомого человека?
  4. Можете ли сделать какие-либо выводы, основываясь на своих чувствах, которые испытываете сейчас?

Слайд №3

Упражнение  «Семейные истории»

Для работы нужны листы бумаги А4 и цветные карандаши или фломастеры.

Каждый участник делит лист на две половины и рисует два семейных воспоминания — счастливое и несчастливое.

Два события на одном листе отражают тот факт, что и позитивные, и негативные явления происходят внутри одной и той же семьи. Когда все закончат рисовать, каждый участник по очереди демонстрирует группе свой рисунок и комментирует изображенные события.

Слайд №4

Упражнение    «Семейное событие»

I этап

Психолог: Сейчас каждый из вас получит жетон (раздать жетоны участникам тренинга), с помощью которых вы разделитесь на «семьи» и расположитесь за столами.

Ваша задача (на слайде):

  • дать семье фамилию (написать на вашей визитке)
  • определить состав «семьи», возраст ее членов семьи, семейные роли (без ориентира на половой признак), какие у них отношения
  • каждый член семьи выбирает, чем он занимается, где работает (взрослые члены семьи), чем увлекается
  • создать свой герб, придумать девиз

Все соображения вы должны изобразить на листе ватмана с помощью записей и рисунков. Затем подгруппы проведут мини-презентацию своих семей.

II этап

Психолог: одна из семей усаживается на стулья, поставленные по кругу, вторая семья стоит во внешнем кругу за спинами участников.

Задание №1 к семье в центре круга:

 Разыграйте ситуацию – «Ваша семья выиграла в лотерею крупную сумму».

Задание наблюдателям: обратить внимание, насколько дружно «семья» решает ту или иную проблему. Можно предложить каждому зрителю наблюдать за поведением какого-нибудь конкретного «члена семьи».

Задание № 2 к семье в центре круга:

Разыграйте ситуацию - «Папа сломал ногу».

Задание наблюдателям: аналогично.

Обсуждение.

Упражнение «Отцы и дети»

Цель: развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком

Психолог: сейчас предлагаю вам образовать пять пар по принципу «Родитель – ребенок» (каждый участник выбирает себе семейную роль). По жребию каждой паре предлагаю ситуацию, которую нужно обыграть.

Варианты ситуаций:

  1. Объясни, почему ты вчера пришел поздно домой?
  2. Мама, нас вызывают к директору.
  3. Я виноват, что не сдержал обещание.
  4. Почему, мама, ты не разрешаешь мне дружить с мальчишками во дворе?
  5. Папа первый раз поднял на сына руку.

Упражнение   «Представление о своей будущей семье»

         Психолог: «Закройте глаза, расслабьтесь и войдите каждый в свое внутреннее пространство. Представь, что ты  - взрослый человек. Вот ты идешь по улице, подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Твоя семья радостно встречает тебя или каждый занят своими делами? Ты проходишь в комнату. Оглядись внимательно, что ты видишь, кто в ней находится?»

Обсуждение: каждый участник рассказывает о том, что он видел. Это упражнение можно провести несколько раз в течение тренинга для оценки состояния участников группы.

Слайд №5

«Свечка по кругу»

Психолог: Мы хорошо поработали. Сейчас, передавая друг другу эту горящую свечу, мы будем представлять, что это свет того самого маяка, который указывает нам путь на нелегкой дороге семейных отношений. Выскажите всем участникам группы пожелания на будущее.

 


Литература:

  1. Ветрова В. В.. Я - справлюсь с неудачами и невзгодами, с конфликтами и раздорами в семье и на работе, с обидами и ревностью, с хронической усталостью и плохим настроением - 272 с., М: Знание, 1996.
  2. Гарбузов В.И. "От младенца до подростка", 432с., С. - Петербург, 1999.
  3. Емельянов С. М.. Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, доп., перераб. - 400 с., СПб: Питер, 2001г.
  4. Ключников С. Ю.. Семейные конфликты: Практика решения - 160 с., СПб: Питер, 2001.
  5. Овчарова Р.В. "Справочная книга школьного психолога", 352с., М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
  6. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методические рекомендации. М., 1980.

Приложение №1

Объясни, почему ты вчера пришел поздно домой?

Мама нас вызывают к директору.

Я виноват, что не сдержал обещание.

Почему, мама, ты не разрешаешь мне дружить с одноклассниками?

Папа первый раз поднял на сына руку.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Детство – это проекция жизни» ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович

Слайд 3

СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ

Слайд 4

СЕМЕЙНОЕ ОБЫТИЕ