«Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов дошкольного образовательного учреждения: диагностика и профилактика»

Митюкова Елена Александровна

 

«Профилактика

синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов

дошкольного образовательного учреждения:

диагностика и профилактика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №16»

 

        

«Профилактика

синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов

дошкольного образовательного учреждения:

диагностика и профилактика»

Подготовила:

Митюкова Е.А.

г. Зима

2013 г.

Профилактика

синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов ДОУ

        В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая  ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Каждая профессия так или иначе влияет на здоровье человека. Воспитывать детей – дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства при общении с детьми и родителями, - все это влияет на психику, а в конечном итоге, и на физическое состояние педагога.

        Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и , как следствие этого , с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

        Впервые феномен «психологического выгорания» бы описан американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г., который наблюдал большое количество работников социальных профессий, испытывающих эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности.

        Под эмоциональным выгоранием В.В. Бойко понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

        На сегодняшний день проведенные в разных странах исследования показывают, что одной из «групп риска» являются педагоги.

        Среди причин, влияющих на возникновение синдрома у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Поскольку педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке.

Синдром «эмоциональное выгорание» определяется как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных Межличностных отношений. Эмоциональному «выгоранию» подвержены, те, кто работает страстно, с  особым интересом.

Анализ теоретических  эмпирических исследований позвонил выделить факторы, инициирующие эмоциональное «выгорание»:

1. Объективные, связанные с профессиональной деятельностью (неблагоприятный психологический климат в педагогическом коллективе, отсутствие перспектив профессионального роста и др.).

2. Субъективные - индивидуальные особенности личности (высокий уровень нейротизма, неуравновешенность нервно-психических процессов, рассогласование в ценностной сфере и др.)

Т.И. Рогинская отмечает, что симптомы эмоционального «выгораниям указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, и выделяет четыре стадии эмоционального «выгорания»

1. 3авышенные ожидание и идеализм. Признаки: восторженное отношение к работе, самоотверженность и увлеченность, высокая активность.

2. Пессимизм и разочарование на работе. Признаки: физическая и моральная усталость, отчаяние и разочарование, снижение морального духа, скука, ранние признаки стресса.

3. Самоотстранение и изоляция. Признаки: уклонение от контактов с коллегами, гнев и враждебность, сильный негативизм, депрессия, физическая и моральная усталость.

4. Необратимая отчужденность и утрата интереса. Признаки: очень низкая самооценка, опоздания на работу, устойчивое негативное отношение к работе, цинизм.

Эмоциональное «выгорание» - динамический процесс, развивающийся поэтапно, в полном соответствии с механизмами развития стресса. Налицо все три фазы стресса:

1. Напряжение. Его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента.

2. Резистенция, т.е. сопротивление, специалист пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

3. Истощение - оскуднение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки или симптомы нарастающего эмоционального «выгорания».

К настоящему времени синдром профессионального «выгорания» включает более 100 симптомов. Е. Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков эмоционального» выгорания»:

• истощение, усталость;

• психосоматические осложнения;

• бессонница;

• негативные установки по отношению к клиентам;

• негативные установки по отношению к своей работе;

• пренебрежение исполнением своих обязанностей;

• увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

• уменьшение аппетита или переедание;

• негативная самооценка;

• усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);

• усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

• чувство вины.

Синдром эмоционального «выгорания» включает в себя три составляющие, выделенные К. Маслач:

  • эмоциональную истощенность,
  • деперсонализацию (цинизм)
  • редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает ценичное отношение  к труду и объектам своего труда. В социально – педагогической яфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к воспитанникам. Общение с детьми становиться формальным. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха своего труда.

В перспективном плане моей работы должно быть отведено важное место работе с эмоциональным «выгоранием» педагогического коллектива.    

 Содержание работы по данной проблеме находит отражение в основных видах деятельности:

1. Диагностическое направление - проведение индивидуальной и групповой диагностики на выявление симптомов эмоционального «выгорания» у педагогов с использованием следующих методик:

• методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова;

• методика диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач, С Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой);

• методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» В.В.

2. Коррекционное направление - коррекция симптомов эмоционального  «выгорания» с помощью ролевых и деловых игр с включением релаксационных упражнений «Снятие напряжения в 12 точках», «Я в лучах солнца» и др.

3. Профилактическое направление — реализация превентивных программ-тренингов, ориентированных на предупреждение возникновения и развития эмоционального «выгорания» (с использованием элементов самодиагностики, дыхательной гимнастики, арттерапии). Например, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам). Одним из направлений работы по профилактике эмоционального «выгорания» является овладение педагогами методами психической саморегуляции. Высоким уровень психической саморегуляции повышает стрессоустойчивость и снижает риск возникновения «выгорания».

4. Просветительское направление - знакомство педагогов с данной проблемой посредством курса лекционных занятий следующей тематики: «История возникновения понятия "эмоциональное выгорание"», «Определение и характерные признаки синдрома "эмоциональное выгорание». На информационном стенде целесообразно разместить методические рекомендации с характерной для этого направления тематикой (упражнения на снятие усталости и пр.).

Мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального «выгорания» педагогов должны стать важной составляющей в работе педагога-психолога дошкольного учреждения с педагогическим коллективом.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен создавать оптимальный климат для работы всего педагогического коллектива, в котором преобладает заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, где признается индивидуальность и самостоятельность каждого специалиста. Это будет способствовать повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов.

Литература

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.

2. Иванова Н., Голубева Е. Психологическое самочувствие воспитателя // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 11,12.

3. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И, Бабич. Волгоград: Учитель, 2009.

5. Рогинская Т.Н. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85-95.