Справка. Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению.

Справка.

Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_1_klassy_13-14.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Справка

Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению

МБОУ ООШ №6      

2013-2014 учебный год

Цели и задачи работы:

  • Создание условий для успешного обучения первоклассников.
  •  Оказание помощи учащимся в преодолении школьной дезодаптации.
  • Выявление причин дезодаптации, изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.

Основные признаки школьной  дезодаптации:

  • затруднения ребенка в учебе;
  • агрессивное поведение к педагогам и одноклассникам;
  • чрезмерная активность, подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания, сосредоточенности.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
  Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

  • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
  • Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании.
  •  У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  •  Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы  в классе.
  • На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. 
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?
1. Хроническая неуспешность. 
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением  родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо.  С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность.

2. Уход от деятельности. 
Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых.

3. Негативистская демонстративность. 
Негативистская демонстративность характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

4. Вербализм. 
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

5. Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. 
За этим может стоять все, что угодно:

 - сниженная потребность познавательных мотивов;
-  мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею");

-  общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента;
- * высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень.

Диагностическая работа:

  • Рисуночный тест «Школа»
  • Изучение развития познавательных процессов:
  • уровень осведомленности;
  • память (слуховая, зрительная);
  • внимание;
  • мышление;
  • воображение.

Рисуночный тест «Школа» (78 уч-ся)

  • Высокий уровень - 32 уч-ся – 41%
  • Средний уровень – 36 уч-ся – 46%
  • Низкий уровень –   10уч-ся  –  13%

Изучение развития познавательных процессов: 81 уч-ся

1 «А» 26 уч-ся

Уровни

Осведомл.

Память

Сл.        Зр.

Внимание

Мышление

Воображение

итог

Высокий

9

-

4

8

13

3

3

В. сред.

5

7

8

8

5

6

6

Средний

8

14

11

7

3

12

13

Н. сред.

3

3

3

2

2

3

3

Низкий

1

2

-

1

3

2

1

1 «Б» 24 уч-ся

Уровни

Осведомл.

Память

Сл.       Зр.

Внимание

Мышление

Воображение

итог

Высокий

9

1

7

6

9

9

3

В. сред.

2

3

4

7

4

1

7

Средний

5

17

11

9

6

12

11

Н. сред.

5

3

1

2

1

-

2

Низкий

3

-

1

-

4

2

1

1 «В» 25 уч-ся

Уровни

Осведомл.

Память

Сл.        Зр.

Внимание

Мышление

Воображение

итог

Высокий

6

1

9

3

12

7

3

В. сред.

3

8

4

6

3

2

6

Средний

3

12

11

11

2

11

11

Н. сред.

11

2

1

4

5

2

5

Низкий

2

2

-

1

3

2

-

1 «Г» 6 человек (класс СКО VIII вида)

Уровни

Осведомл.

Память

Сл.        Зр.

Внимание

Мышление

Воображение

итог

Высокий

-

-

-

-

-

-

-

В. сред.

-

-

-

-

-

-

-

Средний

1

1

3

2

-

2

-

Н. сред.

4

4

1

1

3

3

5

Низкий

1

1

2

3

3

1

1

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители - учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.       Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми.
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Родители должны терпеливо ждать успехов, т.к. на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка.

Педагог-психолог:      О.Б. Писклова