Справка. Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению.
Справка.
Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_1_klassy_13-14.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Справка
Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению
МБОУ ООШ №6
2013-2014 учебный год
Цели и задачи работы:
- Создание условий для успешного обучения первоклассников.
- Оказание помощи учащимся в преодолении школьной дезодаптации.
- Выявление причин дезодаптации, изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.
Основные признаки школьной дезодаптации:
- затруднения ребенка в учебе;
- агрессивное поведение к педагогам и одноклассникам;
- чрезмерная активность, подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания, сосредоточенности.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
- Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
- Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании.
- У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
- Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
- На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?
1. Хроническая неуспешность.
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность.
2. Уход от деятельности.
Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых.
3. Негативистская демонстративность.
Негативистская демонстративность характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.
4. Вербализм.
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
5. Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы.
За этим может стоять все, что угодно:
- сниженная потребность познавательных мотивов;
- мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею");
- общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента;
- * высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень.
Диагностическая работа:
- Рисуночный тест «Школа»
- Изучение развития познавательных процессов:
- уровень осведомленности;
- память (слуховая, зрительная);
- внимание;
- мышление;
- воображение.
Рисуночный тест «Школа» (78 уч-ся)
- Высокий уровень - 32 уч-ся – 41%
- Средний уровень – 36 уч-ся – 46%
- Низкий уровень – 10уч-ся – 13%
Изучение развития познавательных процессов: 81 уч-ся
1 «А» 26 уч-ся
Уровни | Осведомл. | Память Сл. Зр. | Внимание | Мышление | Воображение | итог | |
Высокий | 9 | - | 4 | 8 | 13 | 3 | 3 |
В. сред. | 5 | 7 | 8 | 8 | 5 | 6 | 6 |
Средний | 8 | 14 | 11 | 7 | 3 | 12 | 13 |
Н. сред. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Низкий | 1 | 2 | - | 1 | 3 | 2 | 1 |
1 «Б» 24 уч-ся
Уровни | Осведомл. | Память Сл. Зр. | Внимание | Мышление | Воображение | итог | |
Высокий | 9 | 1 | 7 | 6 | 9 | 9 | 3 |
В. сред. | 2 | 3 | 4 | 7 | 4 | 1 | 7 |
Средний | 5 | 17 | 11 | 9 | 6 | 12 | 11 |
Н. сред. | 5 | 3 | 1 | 2 | 1 | - | 2 |
Низкий | 3 | - | 1 | - | 4 | 2 | 1 |
1 «В» 25 уч-ся
Уровни | Осведомл. | Память Сл. Зр. | Внимание | Мышление | Воображение | итог | |
Высокий | 6 | 1 | 9 | 3 | 12 | 7 | 3 |
В. сред. | 3 | 8 | 4 | 6 | 3 | 2 | 6 |
Средний | 3 | 12 | 11 | 11 | 2 | 11 | 11 |
Н. сред. | 11 | 2 | 1 | 4 | 5 | 2 | 5 |
Низкий | 2 | 2 | - | 1 | 3 | 2 | - |
1 «Г» 6 человек (класс СКО VIII вида)
Уровни | Осведомл. | Память Сл. Зр. | Внимание | Мышление | Воображение | итог | |
Высокий | - | - | - | - | - | - | - |
В. сред. | - | - | - | - | - | - | - |
Средний | 1 | 1 | 3 | 2 | - | 2 | - |
Н. сред. | 4 | 4 | 1 | 1 | 3 | 3 | 5 |
Низкий | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 |
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?
Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители - учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми.
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Родители должны терпеливо ждать успехов, т.к. на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.
Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка.
Педагог-психолог: О.Б. Писклова