Психологическая готовность педагогов к инновациям в профессиональной педагогической деятельности.

Качалова Ирина Викторовна

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер.Цель нашей работы - Определить  и прояснить психолого-педагогические основы инновационной  деятельности, помочь участникам эксперимента осознать, на каких позициях они находятся  и найти возможности для максимально продуктивной адаптации к изменяющимся условиям и способы наиболее продуктивного развития в этих условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezis.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Качалова Ирина Викторовна

МДОУ №34”Золотая рыбка»

Психологическая готовность педагогов к инновациям в профессиональной педагогической деятельности.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Конечно, успешность педагогической деятельности зависит и от уровня знаний и мастерства педагогов. Но не менее важно и психологическая готовность коллектива к инновационной деятельности.

Было бы наивным считать, что все работники школы, и в частности учителя и воспитатели, всегда работают в полную силу. Одни, люди со стажем, отдавшие работе много лет, просто устали, другие, недавние выпускники педвуза, еще не вошли во вкус, многое не умеют, третьи - в силу собственного характера. Нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчёт в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию. Так что перед любым руководителем всегда встает задача - мотивировать свой коллектив именно на деятельность. Как же она решается?

Целью психолога и администрации в подготовке сотрудников к инновационной деятельности является выявление совокупности психологических факторов определяющих эффективность формирования готовности педагогов к применению инновационных технологий в процессе обучения дошкольников. Определить  и прояснить психолого-педагогические основы инновационной  деятельности, помочь участникам эксперимента осознать, на каких позициях они находятся. Помочь участникам эксперимента найти возможности для максимально продуктивной адаптации к изменяющимся условиям и способы наиболее продуктивного развития в этих условиях.

 Важной задачей педагога-психолога является работа в двух направлениях: первое - это помочь руководителю учреждения  организовать работу с педагогами таким образом, чтобы коллеги не только приняли, но и захотели осуществлять инновационную деятельность; второе - это помощь педагогам эффективно включится в процесс инновации.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке, обратить внимание  на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.

Если руководитель знает сильные и слабые стороны своего коллектива, то это всегда оценивается высоко, помогает наиболее эффективно организовать любую деятельность.

Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают руководителю правильно организовать инновационную деятельность с учётом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.

Готовность к инновациям включает три основные компонента:

1. Психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);

2. Теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.);

3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).

В структуре данной готовности является личностная готовность, т. е. наличие у педагога основных личностных свойств, необходимых для инновационной, в первую очередь, опытно-экспериментальной деятельности:

– вариативность мышления;

– креативность (способность к творчеству);

– перцептивность (способность к восприятию нового);

– коммуникативность (способность общаться, культура диалога);

– толерантность (терпимость к инакомыслию);

– синтонность (способность «настроиться на волну» другого человека: руководителя, коллеги, ребёнка, родителя);

– эмпатийность (способность к сопереживанию) и целый ряд других.  

Психологическое сопровождение  позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми.

На педагогическом совете проводилось анкетирование всего педагогического коллектива (было опрошено 69 педагогов), затем итоги анкет обрабатывались, в результате чего были получены следующие данные.

 Готовность педагога к работе в творческом, инновационном режиме.

- Большая склонность, потенциальные возможности, хорошая готовность - 21%.
- Наличие готовности при дополнительных усилиях со стороны педагога - 47%.
- Склонностей маловато и мало “рвения”, малая готовность - 28%.
Итак, анализируя  параметры диагностики, сравнивая результаты исследований, можно заметить, что количество педагогов, готовых к работе в инновационном режиме недостаточно велико. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в педагогическом коллективе школы достаточно четко просматриваются 5 основные группы сотрудников, по-разному относящихся и по-разному подготовленных к работе в инновационном режиме:

1группа – педагоги, для которых характерно стремление к творческому росту, активность к инновационной деятельности. Чаще всего это педагоги, имеющие педагогический стаж от 2 до10 лет, а также после15 лет.

2 группа – педагоги, для которых характерны как стремление к достижению успехов в своей профессиональной деятельности, так и ориентация в саморазвитие;

3 группа - педагоги, ориентированные на внешние оценки своей деятельности, весьма чувствительны к материальным стимулам, что позволяет руководителю даже при ограниченном количестве организационнх, финансовых ресурсов эффективно включать их в труд. Обычно это педагоги со стажем менее 5 лет и со стажем от10 до20 лет;

4 группа – так же как и педагоги предыдущей группы, они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в безопасности, они стремятся избегать дисциплинированных взысканий и критики. Чаще всего данный тип педагогов имеет стаж работы свыше20 лет;

5 группа – педагоги, которые отрицательно относятся к организационным изменениям и инновациям в педагогической деятельности, уделяют повышенное внимание к условиям труда. Чаще это педагоги, имеющие стаж более 20 лет и даже находящиеся на пенсии, но продолжающие трудиться.

Чтобы понять реакцию человека на инновации, необходимо учитывать, что одни люди легко и быстро принимают изменения, другие являются приверженцами стереотипного поведения.

 Следовательно, работу по повышению профессиональной компетентности в коллективе мы решили строить дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей педагогов каждой группы. В таком случае цели деятельности и содержание для каждой из групп должны были быть разными.

Были определены факторы влияющие на психологическую готовность педагогов к инновации.  

В соответствии с целями была разработана программа повышения профессиональной компетентности педагогов, для того, чтобы стимулировать педагогов  к нововведениям, которая включала в себя:

  1. диагностический блок из подобранных методик на определение состояний и качеств педагогов, помогающих и препятствующих развитию. Была представлена информация по каждому сотруднику заведующей об  индивидуальных и личностных особенностях педагогов, были даны рекомендации о методах и приёмах работы с каждым.
  2. коррекционно-развивающий блок с группой воспитателей, нуждающейся в помощи, составлена программа развития.
  3. контрольно - диагностический этап, с целью отслеживания эффективности проведённой работы.

Через год на педагогическом совете учреждения было проведено повторное исследование по диагностике готовности педагогов к инновациям (исследовалась готовность педагогов к работе в инновационном режиме).

Сравнение результатов исследования  изменения готовности педагога к работе в инновационном режиме 2011-2012 уч .год и 2012-2013уч.года:

  • Большая склонность, потенциальные возможности, хорошая готовность выросла с 21% до 33%.
  • Наличие готовности при дополнительных условиях со стороны педагога  увеличилась с 47%до 55%.
  • Склонностей маловато и мало “рвения”. Малая готовность снизилась с  28% до 10%.
  •  Нет склонностей, нулевая готовность – с 4% до 2%.

Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод о положительной динамике изменения отношения педагогов к инновациям в результате дифференцированного подхода к организации повышения профессиональной компетентности педагога и его профессионального роста.

Мы считаем, что актуальность нашей работы в том, что методический совет нашего учреждения  сумел своевременно выявить проблему несоответствия профессиональной компетентности педагогов требованиям инновационной педагогики и найти такое решение проблемы, которое позволило вывести педагогический коллектив на новый уровень осознания стоящих перед ним задач, на более высокий уровень профессиональной деятельности.  

14.10.2013г.

МБУ  №34»Золотая рыбка».

Круглый стол для педагогического коллектива: «Инновационная деятельность в ДОУ»