СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Гармонизации детско-родительских отношений»

Чегодаева Елена Вадимовна

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Гармонизации детско-родительских отношений» проводился в рамках реализации проекта по теме «Взаимодействие ДОУ и семьи в предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста»в 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_po_proektu.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Цель: научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; акцентировать внимание родителей на соучастии. Сопереживание и поддержки ребенка, а не эксперта, оценивающего уровень интеллектуального развития, научить родителей показывать ребенку, что он интересен и важен сам по себе, вне зависимости от его удач и просчетов.

В рамках проекта «Я расту - скоро в школу я пойду» на

заключительном этапе прошел семинар- практикум для родителей и детей старших групп.

На подготовительном этапе были проведены опросы родителей, «Каков социальный опыт моего ребенка?» и опрос «Об эмоциональной стороне отношений с ребенком», (методика разработана Е.И.Захаровой, доцентом кафедры возрастной психологии МГУ, канд. психол. наук).

При анализе мнений родителей о социальной компетентности ребенка, меньший процент (47%) набрал навык, которым овладели дети старшего дошк. возраста это – умение сдерживать себя, сообщить о своем эмоциональном самочувствии, потребностях в приемлемой форме.

При анализе опроса об эмоциональной стороне отношений с ребенком, выяснилось, что взрослые затрудняются понимать причины того или иного поведения ребенка, слабо выражено безусловное принятие ребенка, способность воздействовать на состояние ребенка.

 Таким образом, взрослые чаще используют жесткие, директивные методы общения и плохо понимают важность признания права ребенка на переживания, что он интересен, важен сам по себе, вне зависимости от его неудач и просчетов.

В связи с этим были подобраны упражнения на развитие эмоциональной и социальной компетентности ребенка.

Упражнения

1.игровое упражнение в парах «родитель-ребенок».             Поиграем с руками друг друга: руки встретились, познакомились, подружились, поссорились, помирились, попрощались.

2.Доверительное падение

Цель: развитие чувства и ответственности за другого человека (преимущественно за того, которого необходимо поймать), а также снижение тревоги и чувства страха.

    В парах: родитель- ребенок. Ребенок становится перед родителем, спиной к последнему, затем, не сгибая ноги в коленях и не отрывая их от пола, падает назад, родитель при этом ловит ребенка, придерживая только ладонями в области подмышек. По мерее выполнения упражнения родитель старается ловить ребенка все ниже, а в последний раз непосредственно у пола.

3. Моя и мамина рука. 

Цель: опираясь на телесную и эмоциональную память, закрепить представления участников о схеме тела (правя и левая стороны, пальцевой гнозис); отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

   Участникам предлагается  встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий. Психолог последовательно предлагает:

  1. «Поздороваться» друг с другом указательными                                                            пальцами.
  2. Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.
  3. Померятся силами ( перетянуть) с помощью средних пальчиков.
  4. Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго - вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
  5. Попрощаться с партнером безымянными пальцами.

На занятии упражнение выполняется только левой рукой.

4. Эмбрион.

 Цель: гармонизация отношений между родителем и ребенком, получение ребенком эмоционального опыта близких телесных отношений с матерью, обсуждение этого опта с родителями.

     Упражнение выполняется в детско-родительской паре. Каждому предлагается найти удобное для них место в пространстве. Затем ребенок садится на коврик и принимает позу эмбриона и закрывает глаза. Согнув ноги в коленях, родитель вплотную подсаживается к ребенку со спины и мягко обнимает его. Под плавную. Нежную и тихую музыку он отрывает ноги ребенка от пола и бережно покачивает его. Важно, чтобы при покачивании родители постоянно меняли направление движения и сохраняли молание.

5. Разговор «руками»

 Цель: развитие наглядно-образного мышление; понимание собственных границ и границ партнера; принятие себя; развитие конструктивного сотрудничества; гармонизация детско-родительских отношений.

    На первом этапе каждому из участников предлагается положить левую руку ладонью на бумагу и обвести по контуру (вначале обвести мамину руку, затем ладонь ребенка обводит мама).

    На втором этапе предложить раскрасить любыми, самыми непредсказуемыми способами, используя любые материалы и цвета, в соответствии со своим желанием и совместно изменить в них то, что хотелось бы изменить.

  1. « Я посылаю любовь»

Цель: Способствовать формированию умения любить окружающих.

Выполняется в паре родитель-ребенок. Взять друг друга за руки и закрыть глаза. Ведущий предлагает послушать дыхание друг друга, а затем руками, без слов передать любовь и радость тем, которых они держат за руки. После этого ведущий говорит, что очень многие нуждаются в любви – это могут быть деревья, птицы, мама, папа, бабушка, дедушка или друзья,- и предлагает мысленно послать любовь и радость тому, кому захочется. После этого открыть глаза, улыбнуться друг другу, обняться и сказать: «Я тебя люблю!».

  1. «Передай привет пожатием руки»

Цель: Поддержка благоприятного, эмоционального настроения.

Психолог. Наша сегодняшняя встреча подходит к концу и мне хочется, чтобы сейчас мы все вместе стали в круг, крепко взялись за руки. Теперь по моему сигналу, начиная  справа от меня, передадим пожелания пожатием руки. Ваши пожелания должны прийти ко мне пожатием левой руки.

Спасибо всем за работу!

Предложить родителям памятку «Родительский авторитет и родительская любовь- основа воспитания ребенка» и написать отзывы о проведенном семинаре-практикуме.