Классный час «Какую профессию выбираю я»

Близнюкова Елена Владимировна

Цели: расширить представление детей о предпринимательстве, обращении денег, природе денег и культуре обращения с деньгами; воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kl._chasa.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

Классный час:

«Какую профессию выбираю я.»

Провела:

 классный руководитель 9 класса

Близнюкова Е.В.

2013-2014уч.год

Цели: расширить представление детей о предпринимательстве, обращении денег, природе денег и культуре обращения с деньгами; воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

Форма мероприятия: час общения.

Оформление

На доске записать предложения для анализа:

Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!

(Артуро Граф)

Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.

(Эзоп)

План классного часа1. Вступление

2. Мини-лекция. «Таинственная власть денег».

3. Деньги: цель или средство.

4. Проблемный вопрос. Минусы предпринимательства

4. Воспитывающие ситуации. «Дети и деньги».

5. Дилемма – деньги –это зло или благо?

6. Выступление директора ЧП «Пламя» Хижняк А.Э.

7. Подведение итогов

Ход классного часа

  1. Вступление.

учитель читает слова:

(Все слова говорятся на фоне презентации)

«На земле весь род людской чтит один кумир священный,

Он царит над всей Вселенной, тот кумир — телец златой!»

2.Мини-лекция. «Таинственная власть денег».

 Прежде чем говорить о том, что такое предпринимательство и как стать предпринимателем, давайте выясним, что отличает предпринимателя от обычного человека? Пожалуй, основное отличие предпринимателя – это умение самостоятельно ставить цели и задачи и успешно решать их, а также вера в себя и свои возможности. Именно эти качества позволяют предпринимателю творить, созидать и добиваться успех . Стоит отметить, что решение стать предпринимателем не всегда даётся легко. Более того, очень многих людей к предпринимательской деятельности подталкивают жизненные обстоятельства – увольнение с работы, выход на пенсию, переезд в другой город, семейная трагедия и т.д. Изначально обстоятельства заставляют человека принимать самостоятельные решения, а затем он привыкает действовать подобным образом и в дальнейшем.

      Но что делать, если у Вас нет вышеперечисленных качеств? Можно ли их развить?

Конечно, можно! И лучшее тому подтверждение – большое количество успешных предпринимателей, которые раньше сами были наёмными работниками.

      Но есть и те, кто изначально нацелен на успех, самостоятелен в поступках и принятии решений. Они начинают свою предпринимательскую деятельность очень рано. Многие – в школьном возрасте. Таких людей много и они не ищут подсказок, как стать предпринимателем. Они просто действуют. Но есть и те, кому без подсказок не обойтись. Для них и предназначен этот урок.

     Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям? Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни. В старину считали, что деньги – это порождение нечистой силы.

Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.

3.) Деньги: цель или средство.

 Многие богачи говорят, что деньги для них – не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами.

      В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего детства: учится скромности, выдержке, самоограничению. Вот, например история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.

      Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку —потом давал в долг отцу под разумный процент.Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели — обязательно разбогатеть. Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рокфеллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился. Все подчиненные боялись Рокфеллер как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса. Рассказывают, как однажды к нему ворвался взбешенный клиент и полчаса орал без перерыва. Все это время Рокфеллер сидел, уткнувшись в стол, а когда толстяк выдохся, хозяин поднял на него глаза и тихо сказал: «Простите, пожалуйста, я не уловил, о чем вы говорили. Нельзя ли повторить?»    Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Рокфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии.  Порой он вздыхал: «Богатство — или великое благословение, или проклятие».

4. Проблемный вопрос. Минусы предпринимательства.

     Среди недостатков следует назвать ответственность по долгам всем личным имуществом. Готовы этим рисковать? Тогда идем дальше.

Современные начинающие предприниматели нередко задают вопросы, не только касающиеся выживания (взаимодействие с контролирующими органами, налогообложение), но и развития (исследования рынка и потребителей, возможностей рекламы, инновационных технологий). Давайте рассмотрим сложные вопросы, касающиеся старта бизнеса и ключевых моментов его конкурентоспособности.

На вопрос, как начать свое дело есть, как минимум, три варианта ответа:

1 вариант – Начать свое дело с «нуля»

            2 вариант – Приобретение готового бизнеса

Воспользовавшись первым вариантом, предприниматель должен понимать, что в российских условиях на развитие бизнеса, основанного на собственной бизнес идее, может уйти значительное время, в том числе на согласование документации с многочисленными бюрократическими структурами. Кроме того, продвижение новых продуктов и идей связано со значительными первоначальными затратами. Поэтому если у Вас нет достаточного начального капитала, то придется искать сторонних инвесторов и партнеров.

     На вопрос, стоит ли покупать готовый «чей-то» бизнес однозначно ответить сложно. Нужно понимать, каковы цели предпринимателя, рассматривающего такой вариант начала собственного бизнеса.

Если Вы хорошо знаете специфику деятельности предприятия, его историю, успехи и неудачи владельцев бизнеса, можете заручиться рекомендациями клиентов и партнеров, то стоит задать себе только один вопрос – почему владельцы продают этот бизнес. Ответ на него зачастую содержит и ключевой фактор, который стоит принять во внимание, решая, покупать этот бизнес или нет. Задумайтесь, не идет ли на спад работа предприятия, есть ли риски, о которых Вы не знаете.

Один из самых сложных вопросов, ответ на который определяет значительную долю успешности предпринимателя - Как создать бизнес-идею, которая работает?

   Для того, чтобы найти бизнес-идею, совсем не обязательно читать книжки. Существует мнение, что хорошую бизнес-идею проще найти, чем придумать. Первое, что для этого нужно сделать – общаться и смотреть, еще правильнее – наблюдать, внимательно присмотреться, какие в основном ниши заняты другими предпринимателями, каких предложений товаров/услуг не хватает на рынке, с какими проблемами Вы лично и Ваши знакомые сталкиваются, будучи «в шкуре» потребителя?

Второй совет – начните общаться с успешными предпринимателями, задавайте им вопросы. Попробуйте понять, в чем секрет их успеха, довольно часто секрет кроется не только в самой бизнес идее, но и в настойчивости, целеустремленности, максимальном использовании своих сильных сторон.

    Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам оного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!»

5. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги».

 Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

Учитель читает описание всех трех ситуаций, затем дает слово детям.

Ситуация №1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...

Ситуация №2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска. Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего пятилетнего брата Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка – 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...

Ситуация №3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдаёт под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но...

Классный руководитель. Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты, и почему после них остаются сомнения.

Примерные выступления детей:

– В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

– Во второй ситуации Саша хотел заработать, с помощью аферы. Скорей всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет

– В третьей ситуации вроде все хорошо: парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? А вдруг они деньги у него занимают на наркоту?

Классный руководитель. Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов, не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя – уважние к самому себе.

6. Дилемма. «Деньги – зло или благо?»

Классный руководитель. Вот и пришло время решить эту дилемму: «Деньги – зло или благо?»

Какие будут соображения?

Примерные выступления детей:

– Нельзя сказать однозначно. Для кого-то зло, для кого-то благо, все зависит от человека.

– Конечно, благо: без них не будет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни культуры, ни образования.

– Скорее зло – деньги разделяют людей.

– Все зависит от человека: одного деньги испортят, другой без денег испортится.

Классный руководитель. Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги – это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут – зависит от отношения человека к деньгам.

      Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.

2. Зарабатывай честно.

3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.

5. Старайся не влезать в долги.

6. Не играй в лотереи, азартные игры.

Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы получили от родителей.

(Дети поднимают руки, предлагают свои правила)

Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».

6. Выступления директора ЧП «Пламя» Хижняк А.Э.

А сейчас я предоставляю слово нашему гостю- директору частного предприятия «Пламя» Хижняк А.Э.

7. Подведение итогов .

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношение к предпринимательству, деньгам после сегодняшней нашей встречи?