Психолого-педагогическое сопровождение Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования

Турова Юлия Сергеевна

Роль психолога в условиях ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_psikhologa_pri_fgos.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение Федерального  Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Педагог-психолог Турова Ю.С.

Городской семинар

19 апреля 2013г.

В связи с переходом на новый Федеральный  Государственный образовательный стандарт основного общего образования, не может остаться в стороне от изменений в образовании и работа психолога. Деятельность педагога-психолога в реализации нового стандарта имеет огромное значение. Именно он в первую очередь учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, помогает становлению его личности. Педагог-психолог должен работать в тесном контакте с педагогами образовательного учреждения, родителями и детьми. Педагог-психолог должен вести диагностическую, коррекционную, профилактическую, просветительскую работы. Он должен оказывать всяческую поддержку и помощь не только педагогам и детям, но и родителям.

Для новых стандартов характерно рассмотрение процесса обучения и воспитания учащихся как системы условий, обеспечивающих развитие детей. У детей будут формироваться не только предметные, но и так называемые надпредметные (метапредметные) и личностные компетенции. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога не только как полноценного участника образовательного процесса, но и приоритетного специалиста. Поскольку универсальные учебные действия психологичны по своей сути, они требуют от педагогов и администрации образовательных учреждений не только знания возрастной и педагогической психологии, но и владения технологиями формирования УУД в учебном процессе и внеучебной деятельности. А эта задача неразрешима без участия психологов.

Психолог - член команды, который вместе с другими участниками разрабатывает программы реализации стандартов в школе, воплощает на практике, обучает педагогов, разрабатывает программы отслеживания результатов, ведет базу результатов диагностики и т.д;
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Таким образом, роль психолога в ситуации внедрения ФГОС:

-сопровождение учебной деятельности;

- диагностика метапредметных результатов;

- психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя;

- психологическая работа  с родителями;

Основные направления деятельности педагога-психолога с учащимися (по материалам ФГОС):

  • Психологическое сопровождение учебной деятельности
  • Коррекционное направление
  • Социально-психологическое сопровождение процесса воспитания и социализации

Основные направления психологического сопровождения педагогов:

  • Повышение психологической культуры через просветительские мероприятия;
  • Развитие толерантности и способов саморегуляции;
  • Консультирование и психотерапия при решении проблемных ситуаций;
  • Развитие навыков конструктивного общения и эффективного управления;
  • Психологический анализ профессиональной деятельности педагогов (в т.ч. психологический анализ урока);

Основные направления психологической работы с родителями:

  • Выявление индивидуальных запросов;
  • Индивидуальное консультирование;
  • Проведение психологических лекториев, семинаров, с целью повышения психологической грамотности родителей;

Как говорилось выше, универсальные учебные действия психологичны по своей сути, они требуют от педагогов и администрации образовательных учреждений знания возрастной и педагогической психологии, умения  формирования УУД в учебном процессе и внеучебной деятельности. Все это говорит о необходимости повышения психологической грамотности  педагогов, и тесного взаимодействия с педагогом-психологом в учебном процессе. В связи с этим, в  нашем образовательном учреждении мы проводили психологическое сопровождение разработки и реализации программ подготовки педагогов.  Мы провели исследование «Изучение степени готовности педагогов к введению Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО)». Материалы: диагностическая карта, анкета. Результаты:

Наиболее выражен технологический аспект. Данный аспект выражался в  знании педагогов учебного материала, умении правильно его подобрать и презентировать,   умении организовывать учебные исследования, проектную деятельность и обучать этому учащихся, умении работать внутри класса в процессе урока, используя различные формы деятельности, останавливаться на ошибках и прорабатывать их, предоставлять право выбора обучающимся (выбор уровня знаний, формы работы, критериев оценки), а также умение  включать всех учащихся в беседу. Данный аспект имеет высокие показатели, в среднем, 92% от числа всех опрошенных.

На втором месте по выраженности качеств  личностный аспект. Педагоги в среднем (74%) отмечают умение выстраивать с учащимися субъект-субъектные отношения, умеют применять  индивидуальный подход к учащимся, считают, что обладают демократическим стилем поведения, а также придерживаются толерантности во взаимодействиях с учащимися.

На третьем месте по выраженности качеств мотивационный аспект. Педагоги в среднем (62%) отмечают понимание значение ФГОС ООО и его значение для системы образования в целом. Также педагоги на высоком уровне отмечают самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем, настойчивость  в преодолении трудностей, активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить большее. Наименьшие показатели в данном аспекте получил критерий «активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС ООО» (2 чел. – 12%), и критерий «активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС ООО» никто их педагогов не отметил. Данные результаты могут быть связаны с тем, что педагоги ранее не работали по ФГОС ООО, и испытывают некоторые трудности в понимании данных стандартов, в связи с этим не совсем понятна работа по введению и реализации данных стандартов.

На последнем месте по выраженности качеств когнитивный аспект. Педагоги в среднем (58%) отмечают знание роли и значения введения ФГОС ООО, знания основных документов, связанных с введение ФГОС, а также знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании. Наиболее высоко в данном аспекте оценивается знание роли педагога в процессе введение и реализации ФГОС ООО. Данный параметр отметили 88% опрошенных педагогов. По сравнению с остальными показателями и результатами это самые низкие данные, хотя и находятся в пределах средних значений.  

Таким образом, мы видим, что у педагогов выявляются потребности в информационном  пополнении знаний, связанных с введением ФГОС ООО.

Также мы составили план психологического сопровождения ФГОС ООО, адаптированный для нашего образовательного учреждения и приступили к его выполнению.

Психологическое сопровождение ФГОС:

Мероприятия

С кем проводиться

Время проведения

Результат

 

1. Психологическое сопровождение разработки и реализации программ подготовки педагогов

Анкетирование (сбор запросов на психологическое просвещение)

Педагоги

В конце учебного года (для планирования работы психолога на учебный год)

Формирование банка данных о запросах педагогов

Психологическое просвещение

(выступление на заседаниях педагогического совета, НМС, заседаний предметных кафедр, методических объединений, семинары и практикумы  по психологической тематике)

Педагоги

В течение учебного года, примерно 1 раз в четверть

Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры

Психологическое консультирование

Педагоги

В течение  года

Психологическая поддержка педагогов, профилактика эмоционального выгорания

Психологический анализ уроков

Педагоги

В течение  года

Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя

2. Реализация программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Участие в работе временной творческой группы по разработке программ

Совместно с педагогами, администрацией ОУ

В конце учебного года

Разработка комплексной программы, планирование работы по данному направлению

Мониторинг духовно-нравственного развития учащихся

Учащиеся

В течение учебного года (один раз в год)

Разработка рекомендаций педагогам и родителям о повышении уровня духовно-нравственного развития учащихся

3. Реализация программ формирования универсальных учебных действий обучающихся

Участие в работе творческой группы по разработке программ

Совместно с педагогами, администрацией ОУ

В конце учебного года

Разработка комплексной программы, планирование работы по данному направлению

Мониторинг сформированности УУД и метапредметных компетенций учащихся

Учащиеся начальной школы

В начале и в конце учебного года (2 раза в год)

Разработка рекомендаций для составления индивидуальной траектории развития учащегося

Просвещение педагогов по вопросам формирования УУД (обучающие семинары, индивидуальное и групповое консультирование педагогов)

Педагоги

В течение учебного года

Повышение психологической грамотности педагогов по вопросам формирования УУД

4. Реализация программ формирования экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

Участие в работе творческой группы по разработке программ

Совместно с педагогами, администрацией ОУ

В конце учебного года

Разработка комплексной программы, планирование работы по данному направлению

Мониторинг психологического здоровья и психологической безопасности

Все участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители)

В конце учебного года (1 раз в год)

Рекомендации по созданию и развитию психологически безопасной среды и сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса

Профилактические занятия, направленные на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни

Учащиеся

В течение учебного года

Развитие психологической культуры учащихся, повышение мотивации к сохранению и укреплению здоровья