Главные вкладки

    SWOT-анализ образовательного учреждения

    Турова Юлия Сергеевна

    SWOT-анализ образовательной системы как оценка внутренних и внешних перспектив развтития школы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    SWOT-анализ состояния образовательной системы  

    МБОУ «Гимназия №13»

    за 2012-2013 учебный год

    Оценка внешних и внутренних перспектив развития школы


    Все годы МБОУ «Гимназия № 13»  динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии и  вариативность учебных  программ. Для полноценного и всестороннего развития гимназии необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы.

    SWOT-анализ  работы гимназии за 2012-2013 учебный год  и является итоговой формой такого анализа.

    SWOT-анализ  проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации гимназии, а также заведующими предметными кафедрами.

    SWOT – анализ потенциала развития гимназии:

    1. «Новое качество образования»

    (ФГОС – обновление содержания образования,

    углубленное изучение предметов, учебно-методические комплексы)

    Оценка внутреннего потенциала гимназии

    Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

    Сильная сторона

    Слабая сторона

    Благоприятные возможности

    Риски

    • В начальной школе с 2010-2011 учебного года в 1-м классе в пилотном режиме  введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-в классы), с 2011-2012 года ФГОС НОО введен уже в четырех 1-х классах (1 а,б,в,г), в 2012-2013 учебном году поступивщшие первые классы также обучаются по ФГОС НОО (1 а,б,в). Таким образом на данный момент в гимназии 8 классов начальной школы обучаются по ФГОС НОО (1-а,б,в; 2-а,б,в,г; 3-в);
    • Созданы условия для выполнения  Федеральных образовательных стандартов начального общего образования;
    • В гимназии существует потенциал и созданы все условия  для постепенного перехода на ФГОС ООО с 2013-2014 учебного года;
    • В гимназии отобран профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, и формировать знание и развитие учеников по новому стандарту;
    • С введением ФГОС НОО происходит постоянное развитие учащихся и формирование у них различных как предметных так и метапредметных навыков;
    • С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика;
    • С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;
    • Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу;
    • Наличие в гимназии автоматизированного рабочего места учителя, современное оборудование кабинетов позволяет педагогам делать процесс обучения более интенсивным, интересным, мотивирующим, а также охватывающим весь потенциал учащихся;
    • Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся;
    • При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также  при переходе на ФГОС;
    • Не все учащиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);
    • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС ООО;

    • Внедрение инновационных технологий развивающего обучения;
    • Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования;
    • Создание системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей;
    • Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;
    • Внедрение метода социального проектирования.

    Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы;

    • Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со  стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок;
    • Ограничения освоение ФГОС и углубленного изучения предметов вносит физическая не готовность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования, нет или недостаточно сформированы компетенции для их освоения у некоторых учащихся;
    • Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО;
    • Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;

    1. Реализация проекта «Талантливые дети:

    технологии качественного сопровождения и поддержки»

    Оценка внутреннего потенциала школы

    Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

    Сильная сторона

    Слабая сторона

    Благоприятные возможности

    Риски

    • Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми;
    • Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети»;
    • Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне;
    • Существует сопровождение и подготовка  учащихся со стороны педагогов;
    • Недостаточная подготовка учащихся со стороны привлеченных профессионалов, консультантов, научных деятелей ввиду отсутствия финансовых средств на оплату привлечения данных специалистов;
    • Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;
    • Недостаточно помещений в школе для максимального развития детей (например, спортивных тренировочных площадок, кабинетов);
    • Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);
    • Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения;
    • Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров;
    • Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся;
    • Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся;
    • Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);
    • Вовлечение студентов, аспирантов ВУЗов, для шефства и создания микрогрупп, для осуществления проектной деятельности;

    Самые большие опасности для школы:

    • Снижение численности учащихся, или изменение уровня поступаемых детей в связи с распределением учащихся в школы по районам;
    • Финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей;
    • Изменение статуса гимназии.

    1. Качество жизни ученика: границы и возможности гимназии.

    Оценка внутреннего потенциала школы

    Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

    Сильная сторона

    Слабая сторона

    Благоприятные возможности

    Риски

    • Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам;
    • Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся;
    • Реализация городской целевой программы «Школьное молоко»;
    •  Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой;
    • Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и  ОБЖ;
    • Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад);
    • Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах);
    • Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы;
    • Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;

    • Недостаточное использование здоровьесберегающих технологий на уроках, периодически нецелесообразная рассадка учащихся в кабинете (обучающиеся с плохим зрением не всегда сидят на первых партах);
    • Для учащихся в спец. медгруппах нет специальных занятий физической культурой со специалистом медицинского профиля (ввиду отсутствия средств);
    • Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивная площадка для занятий спортом на свежем воздухе);
    • Ограниченная  возможность для привлечения социальных партнеров для занятий в бассейне, на катке, лыжах и других видов спортивной деятельности;

    • Привлечение социальных партнеров, меценатов, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортзанятий на свежем воздухе, организация турникетов на территории школы, проведения занятий в бассейне, на катке, на лыжах и др.);
    • Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью;
    • Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения;
    • Нездоровый и малоконтролируемый образ жизни семей;

    1. Качество работы школы – слагаемое достижений работающих в ней учителей.

    Оценка внутреннего потенциала школы

    Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

    Сильная сторона

    Слабая сторона

    Благоприятные возможности

    Риски

    • Наличие в гимназии профессиональной команды педагогов, имеющих регалии местного, областного и всероссийского уровня;
    • Регулярно проводимые декады педагогического мастерства, методические объединения, кафедральные заседания;
    • Педагоги возглавляют методические объединения города;
    • Коллектив профессиональный и творческий;
    • Педагоги регулярно участвуют в городских и областных конкурсах «Педагог года», «Самый классный классный», получают призовые места в данных конкурсах;
    • Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;
    • Редко обновляется коллектив молодыми специалистами;
    • Работа некоторых классных руководителей частично осуществляется не должным образом, вследствие чего страдает профессионализм в общем, а также поведение учащихся;
    • На участие в различных конкурсах городского и областного уровня производятся большие физические и финансовые затраты;
    • Часть педагогического коллектива психологически не готовы меняться для работы с учащимися по новым  стандартам, присутствует консерватизм, страх перед освоением ФГОС ООО;

     

    • Перераспределение обязанностей членов коллектива;
    • Замена кадров, либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами на функционал гимназии некоторых педагогов;

    • Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного в общем;
    • В связи с недооценкой или упущением воспитательной работы в школе происходит распад учебной деятельности в общем;

    1. Качество социального партнерства: государственно-общественное управление в общеобразовательном учреждении: активация возможностей, поиск новых ресурсов.

    Оценка внутреннего потенциала школы

    Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

    Сильная сторона

    Слабая сторона

    Благоприятные возможности

    Риски

    • Совместная деятельность с главным государственным ВУЗом области – Северо-Восточным Государственным Университетом, другими учебно-воспитательными учреждениями;
    • В связи с привлечением и взаимодействием с СВГУ появляются новые ресурсы и возможности для развития;
    • Взаимодействие с отделом библиотеки для проведения обучающих уроков, развития и саморазвития;
    • Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом;

    • Не  полноценно или не в полной мере используется ресурсный центр для обогащения знаниями и опыта педагогов;
    • Ограниченная возможность выездного обучения в ЦРС педагогов для обогащения и обновления знаний, знакомства с педагогами других регионов для расширения профессиональных связей;
    • Отдаленность нашего учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство (библиотека А.С. Пушкина, музеи и др.);
    • Привлечение сторонних специалистов для обогащения опыта, активации возможностей, поиска новых идей и ресурсов;
    • Возможность выездного обучения в ЦРС для обогащения опыта и обновления знаний;
    • Ограничение состоит в географической отдаленности от ЦРС, так как в связи с этим не всегда получается участвовать в онлайн-конференциях;
    • Нет взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов;

    Итоги  SWOT-анализа  работы школы

    • Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.
    • Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности.
    •  Сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.
    • В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования, создается фундамент для экспериментального запуска ФГОС ООО.
    • С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика. С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии. Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу.
    • Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети». Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне. Существует сопровождение и подготовка  учащихся со стороны педагогов.
    • Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам. Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Реализация городской целевой программы «Школьное молоко». Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой. Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и  ОБЖ. Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад). Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах). Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;