Профориентационный тренинг как одна из форм самоопределения старшеклассников в профессиях «человек-техника»

  Выбор  профессии является важным этапом в жизни старшеклассников. Каждый подросток в этом возрасте задумывается над тем, как выбрать профессию и не ошибиться со своим выбором. Главное для них – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационный тренинг как одна из форм самоопределения старшеклассников  в профессиях «человек-техника»

  Выбор  профессии является важным этапом в жизни старшеклассников. Каждый подросток в этом возрасте задумывается над тем, как выбрать профессию и не ошибиться со своим выбором. Главное для них – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.
      Проведенное нами исследование показало, что современные старшеклассники сталкиваются с множеством проблем при профессиональном самоопределении. Эти проблемы связаны с недостаточными знаниями учащихся о мире профессий, о своих личностных особенностях, с неумением отстаивать свой выбор перед родителями или друзьями и т.д.

       Для эффективности деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников целесообразно ориентироваться на формирование личностных качеств учащихся: способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, самокритичности, компетентности, коммуникабельности, самостоятельности, мобильности, волевых качеств.

Все это позволяет достичь профориентационная работа, которая является одним из способов предоставления возможности старшеклассникам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках выбора будущей профессии, а также построения системы отношений.

Направления профориентационной работы:

Информационный. Формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требований профессии к качествам человека.

Диагностический:

  1. диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения родителей;
  2. диагностика интересов и склонностей, особенностей личности учащихся.

Консультативный (индивидуальный, групповой):

  1. обучение способам принятия решения;
  2. проба выбора профиля обучения;
  3. обсуждение альтернативного выбора.

Тренинговое. Основанное на использовании специальных игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Занятие с использованием тренинговых элементов предназначено для побуждения подростка к выбору и формированию навыков решения проблем. 

Результирующий:

  1. вторичная (итоговая) диагностика профессиональных намерений и выбранного профиля обучения учащихся;
  2. оформление индивидуальных карт;
  3. составления аналитического отчета о результатах психологического сопровождения профессиональной подготовки.[3]

Остановимся подробнее на тренинговом направлении.

Цель профориентационого тренинга является получение и освоение  подростком инструментов для самостоятельного и ответственного выбора профессии.

Когда мы говорим о том, может ли человек овладеть той или иной профессией или не может, то пришли к выводу, что человек пригоден к профессии. Если обладает профессионально важными качествами.

Какими качествами должен обладать подросток тип, которого «Человек - техника»? Тип профессий «Человек - техника» является самым большим по объему и самым разнообразным. Сюда относятся все профессии, включающие в процесс трудовой деятельности различного рода манипуляции с объектом или сам объект.[4]

Для выполнения такой трудовой деятельности человеку необходимо иметь пространственно – образные представления, уметь оперировать объектом в уме, иметь его пространственно- временную развертку – техническое мышление, концентрацию и переключение внимания, а так же зрительно – моторную координацию, ловкость движений, ручную умелость.[2]

В ходе профориентационного тренинга ребята могут проверить некоторые из этих качеств.

 «Числовые ряды»

Исследование логического аспекта математического мышления.

«Внимательно прочитай каждый ряд чисел и в свободных клеточках напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд».[1]

Абстрактное мышление. Серия фигур задания расположена в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить, серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных. [1]

Пространственное восприятие. Дана развертка геометричес­кого тела. Испытуемый должен определить, какая фигура получится при складывании этой развертки. [1]

Такие и другие задания мы часто используем в профориентированных тренингах. Реализуя  профориентационные тренинги педагога реализует на практики знания, умения, навыки подростка. Создает условия для  осознания собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат.  
В свою очередь школьник получает – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности.

Список литературы:

  1. Методика «Числовые ряды»// http://vsetesti.ru/
  2. Образовательная программа «выбираем профессию» для учащихся// http://rudocs.exdat.com/docs/index-437264.html?page=4
  3. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия./ сост. Н.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова.- Вологоград: Учитель,2008.-283с.
  4. Шеховцева Л., ШеховцевО. «Психологическое сопровождение выбора профессий в школе»: Учебное пособие.-СПб: ООО Издательство «Северо - Запад»; Ростов на/Д.: Издательство «Феникс», 2006.-176с.