семинар-практикум для педагогов "Гигиена и психологическая защита личности"

Семинар -практикум направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов. Содержит практические задания, позволяющие сделать акцент на значимости речи педагога, как профессионала, важности интонации, громкости и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар–практикум для педагогов на тему «Гигиена и психологическая защита личности».

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с коллегами, детьми, родителями.

Задачи:

1. Помочь педагогам оценить собственные достижения и определить уровень проблем в общении с окружающими.

2. Продолжать совершенствовать умение проявлять педагогический такт в различных условиях работы в детском саду.

3. Обогащать психологическую культуру педагогов в процессе использования вербальных и невербальных средств общения.

4. Формировать способность педагога адекватно воспринимать себя и окружающих.

Общение предполагает не просто обсуждение каких-то проблем с окружающими, а процесс принятия волнующих собеседника вопросов как своих собственных, умение чувствовать настроение другого человека, умение проявлять тактичность и, безоценочно, с позиции партнёра, воспринимать окружающих взрослых и детей. Конечно, все мы разные по характеру, темпераменту, отношению к жизни, но даже в этом случае существует нечто, объединяющее нас в единое целое.

 Байка «Чем занимаются люди».

- Предлагаю вам послушать одну байку: «На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм»».

- Вопрос к вам: какова же мораль этой байки?

(ответы педагогов)

(Мораль: каждый решает сам, «где делать талию», как говорил один портной)

- Какой же можно сделать вывод? Казалось бы, люди занимаются одним и тем же, а отвечают по-разному. Задумывались ли вы, отчего так происходит? Почему на работе, будучи «белыми и пушистыми», дома мы превращаемся в тиранов? Всё это зависит от особенностей нашей психики. Только тот человек, который хорошо знает себя и любит таким, какой он есть, может строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Послушайте, как писал об этом в 19 веке одни замечательный поэт (Пушкин А. С.) :

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не изменит никогда?

Призрака суетный искатель,

Трудов напрасных не губя,

Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

Предмет достойный: ничего

Любезней верно нет его.

- Каждый решает сам, какую линию поведения выбрать, какой способ общения предпочесть. Мы говорим о детях. И здесь важно понимать, что отношения ребёнка с воспитателем играют более сильную роль в формировании его личности, чем отношения в семье, так как ребёнок большую часть времени проводит в школе.  Именно в процессе взаимодействия с педагогами дети приобретают представление о взаимоотношениях людей, социализируются.

По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% - интонации, 55% достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения. Все эти понятия входят в определение голоса. На ваш взгляд, имеет ли значение, каким голосом вы будете разговаривать с детьми, родителями? Что вы можете вообще сказать о голосе в процессе взаимодействия с окружающими? »

(высказывания педагогов)

- Из ваших слов можно сделать вывод, что умение управлять своим голосом является важнейшим моментом в процессе общения с окружающими. Существуют такие понятия, как «чарма» - мягкий, успокаивающий голос, который не включает в себя психологическую защиту и «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон. Вы понимаете, что эффективность в общении приносит «чарма», поэтому нам с вами необходимо овладевать именно этим видом голоса.

Игра на эффективное взаимодействие

Произнесите фразу «Однажды в студеную зимнюю пору…»:

громко                
тихо                    
кратко                 
растянуто           
заикаясь              
утвердительно    
удивленно                    
восторженно     

задумчиво

вызывающе

скорбно

нежно

иронично

злобно

разочарованно

торжественно

  • Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов.

    Невербальное общение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица. Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)

    Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся.

По словесному описанию поз и жестов определите эмоциональное состояние учащегося.
1. Ученик сидит, придерживая  свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. 
(Скука.)
2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. 
(Нервозность.) 
3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги).
(Самоконтроль.) 
4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами.
(Неуверенность.)
5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. 
(Недоверие и закрытость, психологическая защита.)

  • А сейчас я предлагаю вам разделиться на подгруппы и поработать сообща. Участники делятся с помощью расчета на первый – четвертый. Затем все первые номера объединяются в подгруппу, аналогично – вторые и т. д.

Каждая подгруппа работает с заданием, которое ей выпадает по жеребьевке.

  • Обозначьте качества, которые присуще личности, с вашей точки зрения. (Варианты: честный, независимый, чистосердечный, дерзкий, внимательный, лидер, инициативный, хороший организатор и т. п.)
  • Обозначьте качества ребенка, за которого вы спокойны. (Варианты: малоподвижный, отходчивый, пассивный, необщительный и т. д.)
  • Какими качествами, на ваш взгляд, обладает «идеальный ребенок». (Варианты: умный, обучаемый, лидер и т. п.)
  • Обозначьте, какими качествами обладает «ребенок, который раздражает взрослого». (Варианты: агрессивный, глупый, ябеда, жадный, конфликтный, хитрый, капризный, грубый, расторможенный, ленивый, неряшливый, жестокий, злой, неухоженный, невнимательный, невоспитанный и т. п.)

Время на выполнение задания семь–десять минут. Затем каждая подгруппа зачитывает свои варианты, а остальные их дополняют.

 

Правила интерпретации языка тела: не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику (прибалты, испанцы).

Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.


Информация: 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).

Психологический практикум:

Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
1. А) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения.

Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2. А) Меня должны уважать. Б) Я должен завоевать уважение.

3. А) Я должен быть в центре внимания. Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться. Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.


Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.

 «Психологическая зарядка» (цель: оказание помощи в овладении приёмами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала).

- А сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить зарядку: одновременно делаем движение и произносим фразу - 2-3 раза.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочерёдно левым, правым глазом: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую: «Я решаю любые задачи, ведь со мною – любовь и удача».

3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо: «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего».

4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками: «На моём пути нет преграды, и всё получается так, как надо».

5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

6. Руки на поясе, наклоны вперёд-назад: «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна».

7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой: «Я бодра и энергична, все дела идут отлично».

8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, всё у меня получается».

(выполнение)

Заключительное слово.

- Итак, можем ли мы теперь ответить на вопрос, что же является главным в ходе взаимодействия с детьми, главным именно для нас, педагогов?

(высказывания педагогов)

- В заключении хочется сказать, что, прежде чем воспитывать в детях какие - либо качества, требовать от них социальных норм поведения, необходимо, чтобы это было в вас самих. Помните об этом. Занимайтесь самовоспитанием, самопрограммированием на позитивное восприятие жизни, реализуйте подсознательные желания.

Как говорил Эпикур: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

И ещё, надо быть счастливым, а «чтобы счастье было действительно глубоким и прочным, нужно, чтобы жизнь была построена вокруг определенной цели» (философский словарь).