"ВЛИЯНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА"

В статье рассматриваются вопросы сотрудничества с семьёй с целью духовно-нравственного воспитания подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smagina_r.v.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Римма Владимировна Смагина

ВЛИЯНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

 «…Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».

В.А.Сухомлинский

«Как тебе не стыдно…», «бессовестный…», «ты должен быть добрым, а ты…», «ты поступил плохо,   как ты мог, ведь ты мой сын….»…     Как часто мы слышим эти и подобные слова, сказанные  в адрес маленького ребенка, подростка, юноши  учителем, родителем или просто прохожим.

Почему ребенок ведет себя не так, как ждут  от него окружающие люди? Почему он ведет себя, порой,  безнравственно в десятом  классе, в восьмом, третьем и даже в первом? В чем заключается проблема воспитания нравственности  ребенка в современном обществе? Можно ли решить эти проблемы на современном этапе?

Однозначного ответа на поставленные вопросы нет. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой нравственность трактуется как  «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

Где и как формируются внутренние духовные качества ребенка, которые потом позволят ему стать нравственным человеком, позволят жить согласно нормам общественной морали, не вызывая негодования или непонимания окружающих? Основа  нравственных качеств, на мой взгляд,  закладывается   в семье, социуме, в котором живет ребенок и, конечно же, в школе. Поэтому главное для формирования нравственности в каждом ребенке – это сотрудничество школы и семьи.

В настоящее время нравственные ориентиры в нашем обществе размыты, детей обвиняют в агрессивности, бездуховности,   всё чаще можно услышать о жестокости детей и о преступлениях, совершенных ими. Поэтому проблема воспитания школьников в настоящее время  очень актуальна. Огромное количество информации,   обрушивающейся  на ребенка,  вызывает необходимость  в том, чтобы помочь ему выработать особые критерии, с помощью которых он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

     В условиях модернизации образования  перед школой выдвигаются требования, во многом перекликающиеся с требованиями прежних лет, но при этом несравнимо большее внимание сегодня уделяется  формированию личностных качеств ребенка,  к которым относятся:

  •  сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;  
  •  сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок;
  • - сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;        
  •  сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;  - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Уже  в XIX веке российские педагоги  П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский  подчеркивали влияние коллектива («товарищеской среды») на личность через межличностные отношения, общие ценности, отношения воспитателей и воспитанников.   Требования, которые  предъявлялись  к образованию и  сто,  и двести лет назад сходны в одном:  человек, получивший образование, должен следовать нравственным установкам общества, в котором живет. Особую роль в нравственном воспитании ребенка на всех этапах его становления  всегда  играла семья.

До 6-7 лет главное для ребенка   -  семья, она и   формирует его привычки, основы социальных отношений, систему ценностей. В случае неправильного воспитания нарушается   социальная адаптация ребенка. Положительное влияние семьи, напротив, способствует благополучной социализации человека не только в детском возрасте.  То, что привито человеку в детстве, сказывается на протяжении всей его жизни.

Самый сложный из периодов детства - подростковый период. По мнению многих педагогов и родителей, он является самым трудным и  критическим.   Именно в этот период необходимо помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю, ответственности за свои поступки. Активную, но ненавязчивую работу с детьми необходимо начинать с раннего подросткового возраста, когда дети  более восприимчивы к   влиянию извне,  чтобы в старшем подростковом возрасте они говорили с вами на понятном для вас   доверительном языке.

Именно в это время  очень важно не упустить момент, когда необходимо объединить усилия семьи и школы  и заключить дружественный союз, в котором не будет недоверия и непонимания,  в котором будет единая цель – создать условия для формирования нравственных установок  у детей в их ближайшем окружении  (классе). Семья может стать  активным помощником в нравственном воспитании подростка.

 К сожалению,  в настоящее время количество семей, заинтересованных в сотрудничестве со школой, становится всё меньше.   Особенно это заметно на фоне растущих  проблем современного общества:   низкого  образовательного и культурного уровня семей;  невысокого социально-экономического уровня жизни; деморализующего влияния неблагополучных семей;  злоупотребления спиртными напитками. Наиболее злободневны эти проблемы в сельском обществе, где отсутствует постоянная, хорошо оплачиваемая работа и нет альтернативы пагубным привычкам  родителей. По статистике,  около 30 % семей обучающихся  нашей   школы состоит на   учёте как малообеспеченные, около 20% семей – как неблагополучные.

Каждый учитель, будучи не только учителем-предметником, но и классным руководителем, беря новый класс, оказывается перед множеством вопросов: с чего начать? что должно стать главным в работе с этим классом? с родителями? В связи с этим построение воспитательной системы класса становится объективной необходимостью. Главная задача учителя - найти золотую середину в работе с детьми и их семьями.  В своей воспитательной деятельности я стараюсь руководствоваться педагогическими идеями  гуманизма, сотрудничества и диалога. Из собственного опыта могу сказать, что начинать работу с семьями необходимо с первых дней знакомства с детьми и их родителями.

 Прежде всего, необходимо привлечь родителей к составлению плана воспитательной работы в классе. В 5 классе, когда только начинается формирование классного коллектива, нужно приучать родителей к тому, что они не сторонние наблюдатели жизни своего  ребенка, а субъекты и объекты воспитательного процесса. Если мамам и папам даётся  установка  «Я участник всех мероприятий в классе» (конечно, по мере возможности), то мало найдётся родителей, которые не захотят жить жизнью своего ребенка.

Наиболее  эффективными  методами работы с семьями в 5 классе являются  коллективные  творческие дела, спортивные праздники, чаепития, вечеринки, где происходит общение всех детей и родителей друг с другом. Чем старше дети, тем они реже идут  на совместную деятельность с родителями, поэтому нужно не упустить то время, когда они ещё с радостью и удовольствием  соревнуются, поют, мастерят вместе с мамами и папами.

Проблемы возникают и здесь: не все родители могут и хотят участвовать  в этих мероприятиях. Это происходит  по разным причинам, одна из которых -  асоциальное поведение некоторых родителей, поэтому некоторые дети остаются в стороне, их мамы и папы никогда не придут  на праздник, не помогут   испечь торт, смастерить скворечник. Что делать?  

Я нашла выход в следующем: необходимо этого ребенка закрепить за какой-то семьёй, когда ненавязчиво, по-доброму чужие родители приглашают ребенка в свою команду, игру, предлагают ему свою помощь. Конечно,  всё это нужно делать по  предварительной договоренности с родителями, но, как правило, они  идут навстречу. Многие благополучные семьи настроены против общения своих детей с детьми из неблагополучных семей, поэтому нужно иметь терпение и такт, чтобы  убедить их в том, что благополучие их собственного ребенка в классе зависит от дружеских отношений со всеми детьми, а не с избранными. Как только родитель это понимает, меняются и его принципы и установки.

Такое  сотрудничество «чужих» родителей и детей, правильно организованное и  постоянно поддерживаемое, неизменно даёт положительные результаты. Дети начинают относиться к «не таким, как я» детям иначе: с пониманием, сочувствием и, в конечном итоге, с симпатией.  Со временем «чужих» детей  в классе не станет, ведь «если с ними хорошо общается моя мама (папа), то и я буду общаться с ними так же».

 Чтобы достичь положительных результатов в нравственном воспитании подростков, необходимо постоянное сотрудничество учителя с семьей и ребенком, но семья должна стать не  объектом воспитания, а субъектом воспитательного процесса.  При этом воспитание не должно быть назидательным и авторитарным, оно должно происходить незаметно и   взаимно обогащать друг друга. Проявление нравственности у ребенка должно проявляться ежедневно в желании помочь друг другу, в гордости за свой край, в готовности служить Отечеству,  в нравственном сознании и поведении.