Интерактивные формы работы в деятельности педагога – психолога

Гаева Жанна

В целях психологического просвещения субъектов образовательного процесса высоко эффективны традиционные способы и каналы передачи информации: беседы, лекции, размещение информации на стендах. Тем не менее, сегодня наибольший интерес у подростков и молодежи вызывают такие формы, как получение информации через Интернет, просвещение с применением интерактивных форм, различные акции, обучение сверстниками и т.п. Задача педагога-психолога – активно использовать современный арсенал просветительских средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные формы работы

в деятельности педагога – психолога

Гаева Жанна Александровна,

педагог-психолог

ШКОЛЫ 25

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе.

В своей деятельности педагог-психолог исходит из необходимости реализации как образовательных, так и социальных целей системы образования.

 Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа жизни для всех участников образовательного процесса, развитию подрастающего поколения, формированию индивидуальности у детей, подростков на всех этапах непрерывного образования; развитию творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей, подростков и молодежи, занимается профилактикой подобных нарушений.

В целях психологического просвещения субъектов образовательного процесса высоко эффективны традиционные способы и каналы передачи информации: беседы, лекции, размещение информации на стендах. Тем не менее, сегодня наибольший интерес у подростков и молодежи вызывают такие формы, как получение информации через Интернет, просвещение с применением интерактивных форм, различные акции, обучение сверстниками и т.п. Задача педагога-психолога – активно использовать современный арсенал просветительских средств

Интерактивные формы работы

Интерактивные образовано из 2 английских слов   - inter (взаимный), act (действовать). Процесс работы осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Использование интерактивных форм работы  предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование упражнений,  игр, совместное решение проблем.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.  Отсюда, интерактив – это прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

это специальная форма организации, с комфортными условиями, при которых педагог чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

-  процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс обсуждения;

- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

- формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

-  формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

-  участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

- участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

-   каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

- удовлетворенность членов группы совместной деятельностью, производительность труда группы (ее продуктивность), это и есть   показатель эффективности групповой деятельности[13, с. 56 ]

Цели «интерактива»  могут быть различными:

        обмен опытом;

        выработка общего мнения;

        формирование умений, навыков;

        создание условия для диалога;

        группового сплочения;

        изменения психологической атмосферы.

 Использование  интерактивных форм  в работе

 педагога-психолога с педагогами.

В связи с введением ФГОС и в процессе индивидуализации, особенно остро стоит вопрос психологического здоровья и повышение психологической культуры педагогов.

О  необходимости работы психолога с педагогами говорят очень много. Формулируя основные задачи школьного психолога,  одно из   мест занимает  «повышение психологической культуры учителей». Однако еще и сегодня работа с педагогами является одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога.

Проанализировав тематику многочисленных конференций, круглых столов, семинаров школьных психологов  я  заметила, как мало внимания уделяется проблеме взаимодействия психолога и педагогов. Причин этому немало, и одна из них,  связана с тем, что некоторые педагоги довольно активно сопротивляются  любым  предлагаемым  им  способам  психологической работы с их профессиональными и личностными проблемами. Таким педагогам чаще всего свойственны частая смена настроения, утомляемость и раздражительность, эмоциональная холодность, сверхконтроль, нерешительность и тревожная мнительность, высокая деловая направленность личности. 

И передо мной  встал вопрос: как организовать и заинтересовать  педагогов? Какие формы можно использовать?

Я считаю, что активизация  деятельности   психолога и  педагогов  возможна через нетрадиционные, интерактивные формы работы.

Интерактивные формы работы  - это такая организация процесса взаимодействия, в котором невозможно неучастие педагога в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса совместной работы.

Технологий «интерактива» существует огромное количество.

Каждый  может самостоятельно придумать новые формы работы с педагогами. Часто использую работу в группах, работу в парах,

Очень нравится такая форма  работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно, а внутреннее – подвижное,  через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько человек

разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение  по всему пространству комнаты с целью сбора информации по предложенной теме..

Иногда использую такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и участники высказываются о разных аспектах.

Интерактивное творчество безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных  целей.

Залогом успешной работы психолога с педагогами является применение таких форм, когда педагоги сами имеют возможность принимать  активное участие. Важно помнить, целью интерактивных методик является создание комфортных условий, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс взаимодействия.

 Интерактивные формы работы психолога с  родителями и детьми.

Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней.
Тогда через механизм этой собственной деятельности вместе (или совместно) с другими он будет формироваться под ее влиянием.
   Создание определенных педагогических ситуаций, которые удовлетворяют потребности человека в общении, впечатлениях развлекательного и познавательного характера, сопереживании, эмоциональной разрядке – это и есть интерактивная форма работы. 

В своей работе  с детьми наиболее часто использую  такие  интерактивные формы работы как: ролевые игры, деловые игры, тренинговые занятия, драматизации и т.д.

Ролевые игры - Это тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций.  Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Условия – ситуационны, произвольны. Фактически, условия – те же правила, но временные, вырабатываемые лишь для данной конкретной игровой ситуации.
Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований:


-правила должны быть просты  
- игра должна охватывать всех (не должно быть таких ситуация, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей);
- игра должна быть интересна для всех;
- игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников (доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека);
- задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех; равенства требует и способ привлечения к выполнению задания.
Ролевые игры предполагают определенное поведение в предлагаемых условиях.

Деловые игры- Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений. Проведение деловой игры представляет собой развертывание игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения, выбирают наиболее целесообразный процесс, решают проблемы и т.п. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. 

Мастер-класс. В современной психолого-педагогической теории и практике термин «мастер-класс» используется в следующем значении: современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.( Приложение)

   Драматизация- Это инсценирование, разыгрывание по ролям содержания познавательного материала (как на уроках, так и вне их). 
Требования к драматизации: ролями могут наделяться живые персонажи и любые неживые предметы и феномены из любой области знания, 
Сценарий драматизации существует, но не является жестким, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Дискуссия - Способ организации совместной коллективной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи и нахождение правильного ответа.
Дискуссию можно рассматривать и как метод, позволяющий с помощью логических доводов, воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения. 
Требования к дискуссии: тема дискуссии объявляется заранее. Участникам необходимо изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказывать свою точку зрения. Дискуссия формирует умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему.

Инверсия - От понятия "переворачивание, перестановка". Организованная деятельность предполагает включение такого приема, как перестановка слов, нарушающая обычный порядок. Возможно и доказательство тезиса противоположного только что доказанному.

Синектика- Коллективная творческая деятельность и учебное исследование, основанные на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Объединение разнородных элементов, построенное на аналогии.
Используются: прямая аналогия (а как решаются подобные задачи?); личная или эмпатическая аналогия (представь, что ты …Что бы ты мог сказать о …); символическая аналогия (выражает суть задачи в виде символов); фантастическая аналогия (как бы эту проблему решили сказочные герои и др.).

Ток – шоу- В переводе с английского языка шоу – смотреть - зрелище (яркое эстрадное представление; нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект), ток – говорить, разговаривать, значит ток-шоу – разговорное представление, разговорное зрелище.
По своей сути ток-шоу – это дискуссия с возможно большим числом участников.
Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить участников в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим собой, когда необходимо соотнести свои ценностные установки с суждениями сверстников, других участников, с общепринятыми нравственными требованиями.

Театр-экспромт- Театр-экспромт называется так потому, что в нем на глазах у зрителей может разыграться спектакль неожиданного содержания, с элементами импровизированной игры. Никто из участников до самого представления не знает, кто будет исполнять какие роли, Узнают об этом только на самом мероприятии.
Театр-экспромт снимает страх и психологическую скованность воспитанников (их родителей), способствует улучшению психологического климата в коллективе(детском, семейном и др.).
Во время подготовки инициативная группа составляет сюжет театрального представления и карточки с обозначением на них всех ролей предстоящего спектакля. При проведении мероприятия карточки раздаются (или распределяются по жребию) присутствующим. Актеры, получившие роль, поочередно приглашаются за кулисы.
Сюжет, предложенный для театрального экспромта, должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей и зрителей. Могут разыгрываться сказки, детективные истории, легенды, притчи, отрывки фантастических историй, бытовые сюжеты.
Составленный  заранее текст произносится "за кадром".  Слыша текст, актеры выходят на сцену и играют роль.
Эта форма может использоваться как элемент мероприятия или иметь самостоятельное значение.  По принципу театра-экспромта может быть организован интерактивный театр и интерактивный музей. Разница состоит только в отсутствии текста "за кадром". В интерактивном театре идет активное экспромт-вовлечение зрителей в действия, а в интерактивном музее происходит экспромт-разыгрывание исторических (или сказочных, если музей сказок) сюжетов с использованием доступных для этого экспонатов.

Аукцион - Как известно, аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.
Как интерактивную форму, аукцион можно проводить не только в молодежном коллективе, но и в родительском. При этом, аукцион может быть педагогический, психологической, правовой и т.д            .  
Аукцион направлен:                                                                                
- на выявление у участников интереса к знаниям на заданную тему;
- на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;
- на развитие способности слушать окружающих и вносить существенные дополнения в их ответ (мысли).
Немаловажное значение этой формы работы также и в том, что она позволяет углубить знания присутствующих, содействовать развитию интеллекта молодежи, их стремления к самообразованию.
Дух соперничества и соревнования на аукционе вынуждает каждого его участника быть уважительным, собранным, осмотрительным и лаконичным в мыслях и ответах, учит основам полемического мастерства.
       Методика подготовки и проведения аукциона:
- коллектив заранее готовится к аукциону, оргкомитет заранее готовит "вещи на продажу" (интеллектуальные, предметные и т.п.);
- выбирается ведущий – аукционист; результат игры и интерес в ходе ее проведения в значительной степени обеспечивается ведущим, который должен уметь ярко, красочно или предложить каждую вещь, расхваливая ее достоинства, или поставить вопрос, стимулируя при этом желание у присутствующих участвовать в своеобразном соревновании интеллекта;
- ведущий (аукционист) располагается за столом (кафедрой), в руках у него молоток. Он по очереди представляет присутствующим вещь, которая разыгрывается, или объявляет тему вопросов. Участники предлагают свои варианты (версии) ответов. Когда варианты исчерпаны, ведущий считает до трех, сопровождая каждую цифру ударом молотка, Победителем становится тот, кто дал правильный ответ до третьего удара молотка. Он получает выставленную на продажу "вещь" (это может быть рецепт кулинарный, педагогический, психологический; решение любой проблемной ситуации в семье; модель детского новогоднего платья или сценарий детского семейного праздника и т.п.). Затем ведущий представляет следующую "вещь", и все повторяется снова в принятом для этой игры порядке. 
"Вещь" может быть представлена ведущим как в прямом (кулинарный рецепт новогоднего торта), так и в завуалированном смысле (документ, отражающий намерения специалиста …). В качестве "платы" могут выступать ответы присутствующих на заранее продуманные по теме мероприятия интеллектуальные вопросы (например, как реагировать молодой маме на демонстративный крик ее ребенка в транспорте?). Следует напомнить, что у ведущего должны быть под рукой свои заранее подготовленные правильные ответы на эти вопросы во избежание казусов при подведении итогов.

Тренинг. Специфическими   чертами  тренинга как метода практической психологической работы являются следующие:
соблюдение ряда принципов групповой работы;
нацеленность на  психологическую  помощь участникам ситуации, исходящей не только  от ведущего, но от самих членов группы;
наличие более  или  менее  постоянной группы,  действующей  в определенном временном интервале; определенная пространственная организация (круг); акцент на взаимоотношениях между членами группы (принцип «здесь и теперь»); применение активных методов групповой работы; выражение и рефлексия субъективных чувств и эмоций членов группы относительно происходящего и друг друга;
атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности.

Тренинги-упражнения на выявление личностных особенностей и создание условий для раскрепощения, на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия.

Мы рассмотрели только несколько  интерактивных технологий, методик, применяемых психологами в своей практике с целью формирования личностного  самоопределения  несовершеннолетних и молодежи.

 Именно  интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.


      В основе любой интерактивной формы работы лежит 
сценарий. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим.  Сценарий должен носит характер "зримого сценария", т.е. предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия, как они будут происходить.

Это – фактически развернутый план действий.
Каким бы интересным ни был замысел сценария, его реализация будет успешна только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие.
      Известно, что там, где кончаются знания, начинаются мнения. Особенно ощутимо это в подростковой и юношеской среде.
Обмен мнениями с такими же, как и ты, выводы, подкрепленные суждениями авторитетных людей, которые не учат, а рассуждают вместе с тобой, - намного действенней назидательных бесед с примерами из художественной литературы.

Экспертный опрос педагогов школы показал, что  интерактивные формы применяемые психологом  способствует  улучшению  микроклимата, снижение уровня напряженности. Анкетирование выявило преобладание положительного оценивания подростками использования  интерактивных форм  группового взаимодействия с педагогом-психологом.

Анализируя  опыт  использования различных интерактивных форм психолого-педагогического взаимодействия с детьми и подростками,  можно констатировать  положительные  результаты и необходимость продолжения его внедрения.

Библиографический список использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию [Текст]/Г.С.Абрамова.– М: Генезис, 1994, - 407 с.
  2. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками[Текст]/Л.Ф.Анн.- СПБ: Питер, 2005, - 204 с.
  3. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе [Текст]/И.А.Баев. – СПб.: Речь, 2002, - 251 с.
  4. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга[Текст]/И.В.Вачков. - М.: «Ось-89», 1999, - 253 с.
  5. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков[Текст]/А.Г.Грецов. - СПб: Питер, 2005, - 168 с.
  6. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения[Текст]/Н.И.Козлов. - Екатеренбург, 1997, - 289 с.
  7. Макшанов, С.И. Психология тренинга[Текст]/С.И.Макшанов. - М.: «Ось-89», 2002, - 177 с.
  8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст]/ под общей ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2007, - 304 с.
  9.  Психология подростка[Текст]: практикум /под ред. А.А. Реана.- СПб.: Речь,  2003, - 189 с.
  10.  Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга[Текст]/В.Г.Пузиков.-СПб: Речь, 2005, - 281 с.
  11. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста[Текст]/Ф.Райс.- СПб.:Питер, 2000, - 200 с.
  12. Сальникова, Н. Работа с детьми[Текст]: школа доверия /Н. Сальникова. – СПб.: Питер, 2003, – 282 с.
  13. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст]/Р.Смид.- М.: «Генезис», 1999, - 314 с.
  14.  Я провожу тренинг[Текст]: Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др.- Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001, - 165 с.