Мастер-класс для педагогов

Гаева Жанна

Использование интерактивныхформ  в работе  с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mater-klass.doc64.5 КБ
Файл vedushchie_tipy_vospriyatiya_i_pererabotki_informatsii.pptx376.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

по выявлению разных способов восприятия у школьников

  1. «Психологический настрой»

Психолог : Обратите внимание на наш одинокий зонт . У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему  зонту стать ярче .

Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

  1. Разминка «Поменяйтесь местами»
  2. Основная часть.

Притча о лягушатах и высокой башне

      Как-то лягушата решили устроить соревнование: кто первый влезет на вершину башни.

     Собралось много зрителей. Всем хотелось посмотреть, как лягушата будут прыгать, и посмеяться над участниками. Разумеется, никто из зрителей не верил, что хоть один лягушонок сможет залезть наверх. Соревнования начались, и со всех сторон послышались крики:

    У них ничего не получится! Это слишком сложно.

- Нет шансов! Башня слишком высокая!

Лягушата один за другом падали вниз, но некоторые все же еще карабкались. Толпа кричала громче:

- Слишком трудно!!! Ни один не сможет это сделать!

   Вскоре все лягушата устали и упали. Кроме одного, который поднимался все выше и выше... Он единственный сумел подняться на вершину башни.

Все стали расспрашивать победителя, как ему удалось найти в себе столько сил. Оказалось, победитель был глухим.

***

Может, иногда и нам лучше оставаться глухими к чужим сомнениям и даже похвалам?

    Психолог:   Труд воспитателя, учителя, психолога можно сравнить со словами Б.Пастернака – «цель творчества самоотдача, деятельность творческих людей с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое –прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве,  другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. …а надо быть живым, живым и только, живым и только до конца…».

3.1.Мини-лекция «Восприятие»

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

 Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойственен.

Психолог:  для меня как для психолога важно, чтобы люди понимали друг друга, поэтому важно знать какой у человека тип восприятия информации.

 Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

Сейчас мы с вами определим свой  ведущий канал восприятия ( заполнение теста)

На что обязательно обращают внимание? Обратимся к слайдам

 Слайд 3 Визуал в своей речи употребляет существительные,  глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).

Слайд 4 Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

Слайд 5 Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.

- Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.

 - Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

- Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

- Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

Слайд 6 Дискреты

Основные рекомендации вы можете найти в Приложении 5.

  1.  Слайд 7,8,9   Читаются отрывки из сочинений детей с разным типом восприятия (Приложение 1). Слушатели отгадывают, кто является автором каждого отрывка.
  2. Упражнение«У попа была собака…» (В.В. Надаров)

     После этого ведущий делит группу на четыре команды, каждой выдает карточку (Приложение 2) с названием одной из репрезентативных систем и просит команды рассказать известную «докучную» сказку «У попа была собака…» в характерной для визуалов, аудиалов, кинестетиков манере. Каждая подгруппа снабжается раздаточным материалом – отпечатанными листами с наиболее характерными для всех трех категорий словами, словосочетаниями и фразеологизмами (смотри Приложение 3).

Группы работают 10-15 минут, после чего читают свое произведение. Остальные участники отгадывают, кто является автором: визуалы, аудиалы или кинестетики.

     Образцы готовых сказок приводятся в Приложении 4.

Психолог: Кто вы? Напомню, что определить это в первую очередь можно по речи, словарному запасу человека. В зависимости от того, какие акценты присущи человеку в разговоре. Попробуйте описать какую-нибудь приятную памятную для вас ситуацию – в течение пары минут. Основная масса глаголов, эпитетов, наречий, существительных охарактеризует ваш ведущий тип. Если это свет, цвет, оттенки, красота – вы визуал. Если это звуки – шум воды, шепот ветра – вы аудиал. Если это касания и тактильные ощущения разной степени – прохладный ветер, вода ласкает ноги – вы кинестетик.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Ритуал Прощания

Расставание « Счастья, удачи, …»

Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят : «Мы желаем вам друзья!». Психолог желает всем удачи и хорошего настроения.

Приложение 1

    Образцы сочинений детей-аудиалов, кинестетиков и визуалов

В визуальной системе:

     «Зимний лес. Кругом белым-бело. Вокруг огромные сугробы. Они похожи на диковинных зверей. Под высокой сосной я вижу разбросанные коричневые ветки. На них темно-зеленые иголки. Между камнями на снегу едва приметны чьи-то маленькие следы. Я смотрю на морщинистый ствол. На ветке красногрудый снегирь, похожий на пушистый шарик».

В кинестетической системе:

    «Я иду по зимнему лесу. Ноги тонут в глубоком снегу. Идти трудно. Мороз щиплет щеки. В лицо бьет ветер, он бросает в меня пригоршни колючего снега. Замерзли руки и пальцы на ногах. На шарфе возле рта замерзли сосульки. Мне кажется, снег пахнет арбузом»,

В аудиальной системе:

     «Зимний лес…Он поражает меня с первого мгновения торжественной звенящей тишиной. Сначала кажется, что все вокруг неживое, безмолвное. Но, прислушавшись внимательнее, я начинаю различать множество звуков: вот хрустнула ветка; вот вдалеке закаркали вороны, вероятно поспорив из-за добычи; вот раздался едва уловимый ухом стук; это белка сбросила с ветки не понравившийся ей орех; вот слышен вой ветра и треск сухих веток… Сколько звуков кругом! Значит, жив лес, не в спячке он, а ведь сначала казался таким омертвелым и неприветливым…»

Визуальная система восприятия:

Существительные: картина, точка зрения, перспектива, видение, угол зрения, горизонт, иллюзия, экран и др.

Глаголы: видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, описывать, фокусировать, различать, иллюстрировать, прояснять,  наблюдать, смотреть, показывать, затемнять.

Прилагательные  и причастия: четкий, блестящий, ясный, цветной, светящийся, большой, маленький,  открытый,  закрытый, изолированный, удалённый, гигантский и т.д.

Выражения: я вижу, о чем вы говорите; видеть «в розовых очках»; «пролить свет»; быть на виду; показать в истинном свете; на первый взгляд и др.

Аудиальная система восприятия:

Существительные: тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, мелодия, эхо, песня и др,

Глаголы: слушать, усиливать, гармонировать, говорить, рычать, молчать, кричать, звонить, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать и др.

Прилагательные и причастия: говорящий, шумный, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный.

Выражения: говоря другими словами; «задавать тон»; «медведь на ухо наступил»; напрягая слух.

Кинестетическая система восприятие:

Существительные: тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес. Нагрузка, давление, удар, движение, температура.

Глаголы: касаться, трогать, поражать, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, ощущать, шевелиться.

Прилагательные и причастия:  чувствительный, ощутимый, крепкий, парализованный, душевный, холодный, раздраженный, ледяной, твердый, вялый, Сентиментальный, невыносимый.

Выражения: чувствовать проблему; «сдвигать камень»; «развязать проблему»; «вбивать клин»; «наложить лапу»; воспользоваться случаем; стоять на своем; «резать подметки на ходу».

Дискретная система восприятия:

Существительные: закон, логика, следствие, мысль, причина, цель, результат, образ, мышление.

Глаголы: выявлять, размышлять, следовать, рассуждать, выводить, обобщить.

Прилагательные и причастия: рассудительный, обобщающий, логичный, здравомыслящий, осмысляющий.

Выражения: из этого следует, это значит, таким образом, согласно теории вероятностей или законам логики…

 Приложение 4

Памятка

    А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

 Также индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;

 - от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;

 - от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

 - аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

 - аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";

 - кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

ДИСКРЕТЫ – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный».

Дискреты как бы оторваны от реального опыта, они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для них написанное или проговоренное как бы и является реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дискретов весь опыт состоит из слов. Проблема дискретной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке.

Итак, речь у дискретов исключительно логическая: в ней по минимуму встречаются слова, соответствующие классическому восприятию людей – через органы чувств. Дискрет будет говорить логически и о логических процессах, а не о красоте или звучании, цветах, или звуках, эмоциях или других характеристиках обсуждаемых вещей. Речь у него будет похожей на автоматическую: без особых оттенков, интонаций и эмоций. Дискрет обычно использует такие слова как: «во-первых, в следствие, из этого следует, это значит, таким образом, согласно теории вероятностей или законам логики»…

Кроме того бытует мнение, что дискреты вообще трудно идут на общение и редко открываются другим людям. Часто дискретов описывают как закомплексованных и закрытых людей. Но скорее всего, будучи людьми чувствительными, они просто стараются скрывать это в себе, не демонстрируя окружающим свою эмоциональность.

Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. Дискреты не смотрят глаза-в-глаза, чтобы не терять нить беседы и подбирать правильные слова (то есть если человек не смотрит вам в глаза – это вовсе не значит, что он лжет). Кроме того, дискреты с помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности.

В вопросах вкуса дискретам приписывают любовь к строгому стилю и (что мне лично кажется странным) – к классическому дизайну. А на просторах интернета я нашла бесподобную по своей сути фразу, которая подчеркивает все тонкости восприятия дискретами окружающего мира: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.»

Считается, что дискретами не рождаются, но становятся. Речи человек обучается гораздо позже, чем восприятию и самовыражению с помощью ведущих органов чувств. Поэтому при определении ведущего типа восприятия у детей, тип “дискрет” часто даже не рассматривают.

Возможно, всем моим читателям, которые в прошлый раз заявили, что они похожи на дискретов (и если они еще не передумали, дочитав статью до конца), будет интересно узнать мнение отдельных специалистов, что … дискреты скорее всего сами не подозревают, что они дискреты. А если в этом и уверены, то никогда в этом не признаются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жёлтый – – проявят активность. Розовый- - желают общаться. Оранжевый- – будут настойчивы. Зелёный- ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Слайд 2

Ведущие типы восприятия и переработки информации

Слайд 3

Визуалы в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д .); при общении взгляд направлен в основном вверх; шум практически не мешает; помнит то, что видел, запоминает картинами;

Слайд 4

Аудиалы характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). в згляд направлен по средней линии; легко отвлекается на звуки; з апоминает то , что обсуждал

Слайд 5

Кинестетики словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр .); в згляд направлен вниз; трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь .

Слайд 6

Дискреты человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего; речь у дискретов исключительно логическая: в ней по минимуму встречаются слова, соответствующие классическому восприятию людей – через органы чувств; поэтому они отводят глаза в сторону. Дискреты не смотрят глаза-в-глаза , чтобы не терять нить беседы и подбирать правильные слова;

Слайд 8

Визуалы «Зимний лес. Кругом белым-бело. Вокруг огромные сугробы. Они похожи на диковинных зверей. Под высокой сосной я вижу разбросанные коричневые ветки. На них темно-зеленые иголки. Между камнями на снегу едва приметны чьи-то маленькие следы. Я смотрю на морщинистый ствол. На ветке красногрудый снегирь, похожий на пушистый шарик».

Слайд 9

Аудиалы «Зимний лес…Он поражает меня с первого мгновения торжественной звенящей тишиной. Сначала кажется, что все вокруг неживое, безмолвное. Но, прислушавшись внимательнее, я начинаю различать множество звуков: вот хрустнула ветка; вот вдалеке закаркали вороны, вероятно поспорив из-за добычи; вот раздался едва уловимый ухом стук; это белка сбросила с ветки не понравившийся ей орех; вот слышен вой ветра и треск сухих веток… Сколько звуков кругом! Значит, жив лес, не в спячке он, а ведь сначала казался таким омертвелым и неприветливым…»

Слайд 10

Кинестетики «Я иду по зимнему лесу. Ноги тонут в глубоком снегу. Идти трудно. Мороз щиплет щеки. В лицо бьет ветер, он бросает в меня пригоршни колючего снега. Замерзли руки и пальцы на ногах. На шарфе возле рта замерзли сосульки. Мне кажется, снег пахнет арбузом»

Слайд 11

Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Слайд 12

Это интересно 1-м классе практически все дети кинестетики К 4-му классу, если учительница кинестетик - в классе преобладают кинестетики . Если аудиал - аудиалы , визуал - визуалы . 5-11 классы. Постепенно нарастает число визуалов , этого требует учебный материал, который всё больше визуализируется. (Нарастает и общий объём учебной информации, которую проще переработать визуально). Во всяком случае, в 11 классе, более 90% отличников, это левополушарные визуалки

Слайд 13

Визуалы – обычно сидят в центре аудитории и их внимание сосредоточено на лице лектора. Точнее на артикуляции губ . Аудиалы - предпочитают сидеть по краям аудитории, ближе к стенам. Звук голоса лектора отражается от стены, усиливая чёткость восприятия . Кинестетики автоматически ищут более удобное и комфортное место ( мягкий стул, зимой у батареи, летом у окна и т.д.).