Психологическая программа для работы с подготовительной группой "Ступеньки к успеху"

 "Ступеньки к успеху".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupenki_k_uspekhu.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как,  для самого ребенка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки детей к школе необходимо организовывать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу – мотивация к обучению.  У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования педагога, контролировать свое поведение.

И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями.

 Старший дошкольный возраст- период активного развития и становления познавательной деятельности. Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщённых знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

В жизни очень сложно что-то делать первый раз. И понятно, как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если дошкольник уже умеет писать и считать, у него красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, всё равно тяжело придти в класс, где он практически никого не знает.

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешными людьми. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребёнка?
Готовность к школе - это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. Она предполагает и готовность к большей, чем раньше самостоятельности ребёнка, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Данный курс предназначен для дошкольников (6-7 лет подготовительной группы).

Цель: 

  • пробудить у детей интерес у детей к самопознанию,
  • выявлению своих индивидуальных особенностей,
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, ощущения, восприятие, речь),
  • повышение мотивации к познавательной деятельности.

Задачи курса:

  • Развитие у детей познавательных процессов, их диагностика и коррекция;
  • Формирование у детей, посредством занятий, психической готовности к школьному обучению;
  • Улучшение психологического климата в детском коллективе;
  • Формирование у детей таких личностных качеств, как внимательность, чуткость, отзывчивость.
  • Коррекция у детей нежелательных форм поведения.

Программа курса составлена так, чтобы помочь осознать взаимосвязь индивидуальных особенностей ребенка и его успешности в различных видах деятельности.

Программа рассчитана на  32 часов (2 занятие в неделю).  Работа ведется по подгруппам из 8-9 человек. Продолжительность одной встречи не более 30 минут. Элементы программы могут быть использованы для индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми старшей и подготовительной групп.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами. Постоянный ритуал начала занятий.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

Часть 3. Завершающая.

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе  и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Ритуал прощания.

Основные формы обучения детей:

Развивающие игры, наблюдения, проблемные ситуации, элементы исследовательской деятельности,  рисование, сочинение историй, несложные методы психологической диагностики, пальчиковые игры.

Структура курса.

Программа включает в себя 5 разделов.

Раздел 1. Внимание – залог любого дела.

Раздел 2. «Память - знакомая незнакомка».

Раздел 3. Секреты мышления человека.

Раздел 4. Загадки воображения.

Раздел 5. Человек – личность.

Раздел 1.  Внимание – залог любого дела.

Понятие внимания, его отдельные особенности. Значение внимания в деятельности человека. Внимательность – как черта характера. Влияние внимания на общение.

Раздел 2. «Память - знакомая незнакомка».

Понятие памяти. Значение ее в жизни и деятельности человека. Виды памяти

у людей и животных.

Раздел 3. Секреты мышления человека.

Понятие мышление. Мыслят ли животные? Развитие интеллекта и навыков общения посредством групповых игр.

Раздел 4. Загадки воображения.

Понятие воображение. Значение его в жизни человека. Воображение, фантазии, мечты. Страхи – продукт нашего воображения. Как преодолеть свой страх.

Раздел 5. Человек – личность.

Как человек оценивает себя. Как воспринимают нас другие.

Тематический план.

Раздел

Темы

Количество занятий

1. Внимание - залог любого дела.

1.1.Внимание. Что я знаю о своем внимании. Внимание и интерес.

1.2.Игры на внимание.

1.3. «Наедине с самим собой»

1

5

1

2.Память - знакомая незнакомка.

2.1. Память. «Как я запоминаю».

2.2. Как успешно запомнить.

2

3

3.Секреты мышления.

3.1. Мышление. Мыслят ли животные.

3.2. Развитие интеллекта и навыков общения посредством групповых игр.

1

          6

4.Загадки воображения.

4.1. Фантазия. Я - фантазер.

4.2. Я – художник.  «Мой страх».

4.3. Будь смелым.

1

         3

1

5. Человек – личность.

5.1.Какой Я?

5.2.Как я отношусь к окружающим.

5.3.Учимся общаться.

5.4. Обобщение.

1

3

2

2

Итого

32часов

Раздел 1.

Внимание – залог любого дела.

Занятие 1.

Внимание. Что я знаю о своем внимании.

Цель: Установление контакта ведущего с группой, сближение членов группы; дать понятие внимания,  помочь детям исследовать свое внимание.

.

  1. Знакомство.  «Твое имя» (метод идентификации со своим именем)
  2. Произнеси свое имя в ласкательной форме.
  3. Игра «Узнай, кого не стало».

3.Беседа о внимании. Когда говорят «внимательный человек». Можно ли вас назвать «внимательными».  В каких профессиях важно быть внимательным.

4. Игра «Ухо, нос, глаза».

Кому было легко играть в эту игру? Кому трудно? Что мешало?

5.  Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим все вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Т.д.

Занятие 2.

Игры на внимание.

 Цель: Развитие  произвольности внимания.

Каждое занятие начинается с ритуального приветствия и включает в себя пальчиковые игры. В конце каждого занятия проводятся игры на сплочение детского коллектива. (см. в приложении)

1. Приветствие. Каждый называет себя именем выбранного животного, например: котик, тигр, медведь и т.д.

2. Игра для пальчиков «Сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке -

Все бежали и бежали

Пока друг дружку не поймали,

Как друг дружечку поймали,

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли.

3. Игра « Слушай хлопки!»

Цель – развитие активного внимания.

Процедура игры. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 секунд).

Количество хлопков

Поза детей

1

Поза “аиста” (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую)

2

Поза “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки между ногами на полу)

3

Дети возобновляют движение (ходьбу)

4. Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

 

Занятие 3.

Игры на внимание.

 Цель: Развитие  произвольности внимания

1. Приветствие. Каждый называет себя именем выбранного животного, например: котик, тигр, медведь и т.д.

2. Игра для пальчиков «Сороконожки».

3. Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

Дети должны в такт произносимому тексту менять местами лежащие на коленях ладони.

Три мудреца в одном тазу

Поплыли по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы наш рассказ.

4.  «Найди фото»

Цель – развивать концентрацию и распределение внимания.

Процедура игры. Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотокарточки, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотокарточек. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотокарточки.

Игра сопровождается хлопками, речевками типа: “Смотри внимательно – найдешь обязательно!” Когда ребенок сделал выбор ему можно задать вопросы: “У тебя какой клоун?” (веселый, грустный и т.д.) “Как бы нам его назвать?” (Плакса, Ворчун, Хохотуни т.д.) “Куда смотрит клоун?” В поисках ответа на заданный вопрос принимают участие все играющие.

4. Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

Занятие 4.

Игры на внимание.

 Цель: Развитие  произвольности внимания.

  1. Приветствие «Волшебный клубочек».
  2. Игра для пальчиков «Сороконожки».
  3. Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

  1. Игра «Что нового».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Взрослый рисует на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди выходят дети и пририсовывают какие – нибудь детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.  

4. Ритуал прощания «Солнечные лучики».

Занятие 5 – 6.

Игры на внимание.

 Цель: Развитие  произвольности внимания.

  1. Приветствие «Доброе прикосновение».
  2. Пальчиковые игры «Десять птичек стайка», «Паучок».
  3. Игра «Мы охотимся на льва».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Это упр. На ритмизацию, чередование темпа и громкости речи. Необходимо построчно выразительно проговаривать текст, сопровождая его движениями, соответствующими происходящими событиями. А дети должны повторять за вами текст и движения.

Мы охотимся на льва.

Не боимся мы его.

У нас длинное ружье

И подзорная труба.

Ой! А  что это?

А это – поле: топ-топ-топ.

Ой! А  что это?

А это – болото: чав-чав-чав.

Ой! А  что это?

А это – море: буль-буль-буль.

Ой! А  что это?

А это тропинка: шур-шур-шур.

Под ней не проползти.

Над ней не пролететь.

Ее не обойти, а дорожка напрямик.

Вышли на полянку.

Кто здесь лежит? Давайте  его потрогаем. ( Дети «трогают» воображаемого льва)

Да это же лев! Ой, мамочки! Испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.

По морю: буль-буль-буль.

По болоту: чав-чав-чав.

По полю: топ-топ-топ.

Прибежали домой.

Дверь закрыли.

Ух! (на выдохе) Устали.

Молодцы!

Игра «Узнай по голосу».

Цель: развитие слухового восприятия.

  1. Игра «Что нового».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

      6.Ритуал прощания «Солнечные лучики».

Занятие 7- 8.

Наедине с самим собой.

Цель: обучение навыкам концентрации, снятие напряжения.

  1. Игра «Угадай, кого не стало».
  2. Беседа на тему как мы отдыхаем, когда устаем.
  3. Упражнения на расслабление.

Цель: снятие эмоциональных и мышечных зажимов, обучение навыкам релаксации.

  • Ведущий под музыкальное сопровождение предлагает всем участникам закрыть глаза и переместиться в своем воображении на песчаный берег моря, насладиться, шумом волн, теплом песка и т.д. .
  • Релаксация «Шарик»:

– Представьте себе, что сейчас мы будем с тобой надувать шарики. Вдохните воздух, поднимите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как растут узоры на нем. Дуйте осторожно. А теперь покажите их друг другу.

4.Рисование на свободную тему.

Также могут быть использованы следующие  игры на внимание:

«Лабиринты», «Поставь заплатку», «Дорисуй, чего не хватает», Найди различия, «Живое - неживое», «Звери, птицы и рыбы», «Ухо - нос».

                                  Раздел 2.

Память - знакомая незнакомка.

Занятие 9-13 (5 часов)

Память – знакомая незнакомка.

Цель: дать понятие о памяти, исследовать ведущий тип памяти, развитие памяти.

Каждое занятие начинается с ритуального приветствия и включает в себя пальчиковые игры. В конце каждого занятия проводятся игры на сплочение детского коллектива. (см. в приложении).

  1.  Приветствие «Волшебный клубочек», «Комплименты».
  2. Игра «Мы охотимся на льва».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

  1. Игры на развитие памяти.

  • «Посмотри и запомни».
  • Игра «Я фотоаппарат»

 (ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить)

  • Игра «Я положил в мешок»

Ведущий начинает игру и говорит: «Я положил  в мешок яблоки ». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь:

          «Я положил в мешок яблоки и бананы» и т.д.

  • «Нарисуй по памяти». 

Следующее задание очень интересное и волшебное, потому что развивает нашу способность видеть и запоминать закрытыми глазами.  Я прошу всех закрыть глазки, послушать внимательно и           представить все то, о чем я буду говорить.

(Минутка релаксации, можно использовать любое упражнение на релаксацию - звучит спокойная тихая музыка, дети закрывают глаза, расслабляются.) После чего, дети представляют несложные картинки, запоминают цвет, форму, количество предметов. Открываем глаза и рисуем под музыку, которая всегда нам помогает, запомнить то, что вы представляли и запоминали. В результате у каждого ребенка получается картинка с домиком, веселым человечком и букетом цветов. У каждого получились рисунки, а теперь каждая команда придумает добрые, веселые истории, рассказы по своим картинкам. Что это за человечек, куда идет, почему с цветами? У кого есть, какие интересные идеи? Заслушиваются все рассказы детей, подводим итоги, награждаем победителей.

  • «Тарелка- суп» (ведущий зачитывает пары слов, которые дети должны запомнить. Затем зачитываются только первые слова, а дети называют к ним пару.)

Тарелка-суп; Почта – письмо; Зима – снег; Булка – мука; Карандаш – бумага; Машина – дорога; Мультфильм – телевизор;

Буквы – книга; Сапог – нога; Рыба - вода.

   3.Ритуал прощания «Круг друзей», «Эстафета дружбы».

Раздел 3.

Секреты мышления.

Занятие 14.

Мышление. Мыслят ли животные.

Цель: развитие познавательной активности, развитие мышления.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
  2. Пальчиковые игры. «Коготки», «Заборчики», «Солнышки».
  3. Беседа на тему: «Умеют ли думать животные?»
  4. Игра «Слушай хлопки!»

Цель: развитие произвольности.

5. «Что нового»

Цель: развитие концентрировать внимание на деталях.

  1. Релаксация «Шарик».
  2. Ритуал прощания «Круг друзей».

Занятие 15 – 20 (6 часов)

 Развитие интеллекта  и навыков общения посредством групповых игр.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек»,

Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

2. Пальчиковые игры «Десять птичек стайка», «Паучок».

3. Игра «Мы охотимся на льва».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

4. Игры на развитие мышления.

  • «4 лишний»;
  • «Назови одним словом»;
  • «Подбери заплатку»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Бывает – не бывает»;
  • «Подбери пару по смыслу». Например, кошка – молоко, булка – масло, река – мост, рыба – вода, зима – снег и т. д.
  • «Скажи наоборот».
  • Ребусы.

5. Ритуал прощания.

Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива.

Раздел 4.

Загадки воображения.

Занятие 21.

 Фантазия. Я – фантазер.

Цель: Дать понятие фантазии; разделить понятия фантазии и обмана.

  1. Ритуал приветствия «Комплименты».
  2. Чтение и обсуждение сказки « Розыгрыш ».
  3. Игра «Бывает – не бывает».
  4. Рисование «Сон под зонтиком доброго волшебника».
  5. Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива.

Занятия 22.

Я – Художник. «Мой страх».

Цель: помочь поверить в собственные силы, развить творческое воображение.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
  2. Разминка. Игра «Мы охотимся на льва».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

  1. Беседа «Чего я боюсь».
  2. Сказка «Сказка о маленьком Чике». Беседа по сказке  о чувствах.
  3. Рисование по сказке.
  4. Ритуал прощания. «Эстафета дружбы».

Занятие 23.

«Мой страх».

Цель: помочь поверить в собственные силы, преодоление страхов.

  1. Ритуал приветствия.

Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

  1. Игра «Сорока- ворона»?

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и поочереди массируют друг другу пальчики правой руки, а в конце поглаживают друг другу ладошки.

Занятие 24.

«Мой страх».

Цель: помочь поверить в собственные силы, преодоление страхов.

1.Ритуал приветствия.

Игра «Три мудреца»

Цель: развитие произвольности, межполушарное взаимодействие,

Настроить детей на совместные действия.

2. Игра «Черная метка».

3. Работа со сказками.

4. Игра «Сорока- ворона»?

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и поочереди массируют друг другу пальчики правой руки, а в конце поглаживают друг другу ладошки.

Занятие 25.

Будь смелым.

Цель: способствовать формированию веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации.

 1. Приветствие «Подари подарок другу»: Изобразите подарок, который вы можете изобразить пантомимой.

2.Беседа: «Что значит быть смелым?»

3. Продолжи сказку:

– Сейчас мы разыграем с вами сказку. Кто из вас какую роль хотел бы играть?

Дети выбирают. Психолог читает, дети показывают

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

  • Что произошло дальше?
  • Что сделал Минь?

4. Рисование по сказке: «Нарисуйте того героя, который вам понравился.»

5. Релаксация «Шарик»:

6. Ритуал прощания «Подари улыбку другу».

Раздел 5.

Человек – личность.

Занятие 26.

Какой Я?

Цель: помочь осознать свою индивидуальность.

1. Ритуал приветствия.

2.Разминка.

3. Рассуждения на тему: « Знаешь ли  ты себя?»

Все люди разные, чем они отличаются друг от друга, почему не путают людей. Люди отличаются только внешне? Знаешь ли ты свой характер?

4.Игра «Узнай по описанию».

5.Рисование автопортрета.

6.Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива.

Занятие 27.

Как Я отношусь к окружающим.

Цель: помочь осознать свою индивидуальность, развитие эмпатии.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Игра «Узнай по описанию».
  4. Этюд «Скажи хорошее о друге»;
  5. Сказка «Георгин и бабочка» Беседа по сказке  о чувствах и отношении к герою. (Хухлаева)
  6. Групповое сочинение. Рисование сказки на «волшебной доске». Тема: «Жил был…»
  7. Ритуал прощания. «Подари улыбку другу».

Занятие 28.

 Как Я отношусь к окружающим.

Цель: помочь осознать свою индивидуальность, развитие эмпатии.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
  2. Игра «Узнай по описанию».
  3. Игра «Мой хороший попугай»

Цель: развивать чувство эмпатии и умение работать в группе.

  1. Рисование на тему «Мой лучший друг».
  2. Ритуал прощания. «Подари улыбку другу».

Занятие 29.

Как Я отношусь к окружающим.

Цель: помочь осознать свою индивидуальность, развитие эмпатии.

  1. Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
  2. Сказка «Хвастливая чашка» (Хухлаева) Беседа по сказке.
  3. Игра «Хвасталки».

     4.  Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

Занятие 30- 31.

Учимся общаться.

Цель: развитие эмпатийности.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Этюд «Скажи хорошее о друге»;
  4. Беседа «Как можно пожалеть».
  5. Этюд на выражение сострадания:

Два медвежонка Том и Тим съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, Ой живот болит!

Ой, Ой меня тошнит!

Ой, Ой мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Ведущий предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

   6. Ритуал прощания. Игра «Доброе животное»

Цель: развитие чувства единства.

Занятие 32-33.

Обобщающее.

Цель: подвести итоги.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Обсуждение на тему: «Что понравилось и запомнилось больше всего».
  4. Проигрывание любимых игр.
  5. Групповое сочинение. Рисование сказки на «волшебной доске». Тема: «Жил был…»
  6.  Любимый вариант ритуала прощания.

Список литературы.

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Т Ц Сфера, 2004.
  2. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис- пресс,2006.
  3. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. – М. : Айрис- пресс,2006.
  4. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской.- М.: Гардарики,2001.
  5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.- СПб.: Союз,1997.
  6. Ильина М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений.- СПб.: «Дельта», 1998.
  7. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие- М.: Генезис.2002.
  8. Микляева Н. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрес- пресс,2005.
  9. Сиротюк А.Л, Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера,2003.
  10. Синицына Е.И. Умные пальчики.М.: «Лист»,1998.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие; В 4-х томах. Т.2.- М.: Генезис.1998.
  12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения, сказки. М.: Генезис.2003.
  13. Чистякова М.И.Психогимнастика.- М.: Просвещение,1990.