Сценарий психологического занятия со старшеклассниками "Стресс. Что это такое?"

В жизни современного школьника немало стрессогенных факторов: опросы, контрольные работы, различные ситуации проверки знаний и главные школьные испытания – экзамены. Очевидно, что школа, создавая ситуации стресса, должна позаботиться о формировании у обучающихся эффективных стратегий поведения в различных стрессовых ситуациях.

Значительная роль в этой работе принадлежит школьному психологу. Предлагаемое мною занятие посвящено профилактике стресса у  старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya_so_starsheklassnikami.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

психологического занятия для старшеклассников

«Стресс. Что это такое?»

Цели занятия:

1.Формирование у старшеклассников представления о стрессе и его влиянии на психологическое здоровье человека.

2.Осуществление рефлексии собственного поведения при стрессе.

3.Актуализация способов поведения в стрессовых ситуациях.

Оборудование и материалы: презентация по теме занятия, раздаточный материал со шкалой перемен Холмса и Рейха, карточки с признаками стрессового состояния, иллюстрации «Чувства», «Виды стресса».

Время проведения: 1,5-2 часа в зависимости от количества участников.

Ход занятия.

        Психолог: Здравствуйте.Я рада видеть вас сегодня на нашей встречи. Ребята, скажите, часто ли вам приходиться испытывать напряжение? Какие факторы, ситуации,могут приводить к этому? (слайд 1).

        Мы живём в сложное время, период интенсивных перемен. Всё чаще приходится слышать о том, что огромное негативное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс», ведь оно прочно вошло в наш повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом. Практически ежедневно с экрана телевизора звучат рекомендации по борьбе с ним.

Давайте попробуем определиться, что вам сегодня на нашем занятии хотелось бы узнать о стрессе? (школьники высказывают свои пожелания).

Психолог: Итак, я предлагаю вам в течение 1-2 минут вспомнить какую-либо ситуацию, которая, как вы считаете, лично для вас явилась стрессовой. Попрошу вас рассказать о тех ситуациях, которые вы сразу же вспомнили. Приведите примеры собственных стрессовых ситуаций.(Старшеклассники по очереди называют ситуации, которые психолог кратко записывает их на доске.Схожие ситуации, по мере озвучивания,  помечаются «галочкой»).

        Давайте посмотрим на получившийся список. Вы назвали достаточное количество стрессовых ситуаций. Среди них есть такие ситуации, которые почти все могут назвать в качестве стрессовых, и есть те, которые только лично для кого-то могут являться таковыми.

Информационный блок – «Понятие стресса» (слайд 2)

Психолог: Выполняя  предыдущее задание, вы имели некоторое представление о том, что такое стресс. Сейчас мы сформулируем это понятие.

        Стресс – это ответ организма на чрезвычайное, экстремальное воздействие. Но какой фактор явится экстремальным, будет зависеть от самого человека. Мы с вами ознакомимся с понятием стресса, введённым канадским врачом Гансом Селье, создателем учения о стрессе.(Вниманию школьников предлагается набор слов, написанных на отдельных карточках.Необходимо, дополнив их предлогами, составить определение стресса, предложенное Селье).

        Итак, стресс – комплексная физиологическая и психологическая реакция организма, возникающая под влиянием экстремальных воздействий. Из определения мы видим. Что эта реакция возникает тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём Селье доказал, что эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу напоминания о ней. Важно также помнить о том, что данные реакции организма проявляются как в психологических, так и физиологических изменениях, происходящих с человеком. Примером могут быть следующие факты.

Тибетская медицина по-своему и очень интересно объясняет состояние стресса. Главным образом это сводится к дисбалансу трёх жидкостей в организме: крови, желчи и лимфы. Страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к избытку желчи, а усталость и депрессия – к увеличению выработки лимфы.          Американские психологи объясняют возникновение стресса совершенно иначе. Главным образом он обусловливается негативными чувствами и представлениями, которые возникают у человека, когда ему кажется, что он не в состоянии справиться с требованиями ситуации. В 60-х годах прошлого столетия американские психологи Холмс и Рейх разработали шкалу перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека.(Шкала перемен для наглядности раздаётся каждому). В соответствии с этой шкалой более 40 позиций, например. Смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод супругов – 73, болезнь или травма – 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи – 44, начало или окончание учёбы в школе – 26, смена школы – 20 и так далее. Как вы считаете, можно ли с этими фактами согласится? (Происходит краткое обсуждение).

Психолог: Однако вернёмся к мысли о том, что одна и та же ситуация на разных людей воздействует по-разному, например: для кого-то смена школы – это печаль, обусловленная потерей друзей, а для другого – радость, вызванная, скажем, тем, что его не будут обижать больше.

Слайд 3 «Признаки стресса»

Психолог:Давайте попробуем выделить основные признаки стрессового состояния: тревога, страх, напряжение, неуверенность, растерянность, подавленность, беззащитность, паника, беспокойство, бледность (краснота), учащение пульса, дрожь, мышечная скованность, сухость во рту, затруднение дыхания, расширение зрачков, потливость, желудочный спазм.

Как вы думаете, что можно ещё добавить?

Добавляем ещё признаки: отсутствие возможности сосредоточиться, частые ошибки, чувство усталости, сонливость, потеря чувства юмора, чувство голода или аппетита, появление долгов, отсутствие возможности вовремя закончить работу, нет желания ни с кем говорить о своих проблемах.

Задание: Ребята, определите, в каких случаях речь идёт о физиологических изменениях, а в каких – о психологических.(Старшеклассники отвечают на вопрос, обосновывая своё мнение).

Слайд 4 «Стресс и эмоции»

Психолог: Сейчас мы попробуем определить, какие эмоции и чувства возникают у нас, когда мы находимся в стрессовых ситуациях. (Старшеклассникам предлагается назвать эмоции и чувства, сопровождающие стрессовое состояние человека.В качестве вспомогательного материала могут быть использованы иллюстрации, изображающие чувства).

        Таким образом, мы видим, что эмоции, возникающие во время стресса, преимущественно негативные: злость, страх, грусть. И они создаются определённой гаммой чувств. Кроме того, стресс также сопровождается негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия.

        Естественно, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако, в природе нет ничего случайного. Каждая эмоция выполняет свою функцию. Так, например, человеку необходима способность чувствовать физическую боль, голод. Или холод, так как  это сигналы об опасности, угрожающей жизни.

        Итак, давайте сделаем вывод, зачем же человеку в стрессе необходимо испытывать негативные эмоции и состояния? (Обучающиеся делают выводы.Варианты могут быть следующие: злость мобилизует нашу энергию, позволяет защищаться, страх сигнализирует об опасности, грусть побуждает задуматься.)

Слайд 5 «Виды стресса»

Психолог: обратите внимание на слайд, существуют различные виды стресса:

- физиологический – возникает под влиянием длительных или сильных физических заболеваний или нагрузок, а также в результате получения какого-либо увечья;

- психологический – вызывается неблагоприятными морально-психологическими факторами. В зависимости от типа воздействия он делится на информационный и эмоциональный.

        Существуют и другие виды стресса:

-дистресс - разрушающий стресс, демобилизующий;

- эустресс – мобилизующий, активизирующий, улучшающий функции, данный вид стресса присущ людям с сильной нервной системой, он мобилизует их силы, повышает эффективность деятельности.

        Вероятно, вам когда-нибудь приходилось переживать какой-либо из перечисленных видов стресса. Расскажите, что это была за ситуация и что с вами происходило, какой вид стресса вы испытывали. (желательно, чтобы все дети высказались).

Слайд 6 «Стадии развития стресса»

Психолог: В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим каждую. Вам сообщили о том,  что будет контрольная работа. Вы испытываете, тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться и написать её. Это стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору. Но тревога постепенно сглаживается. Ситуация остаётся по-прежнему напряжённой, но ваш организм мобилизует все силы, и вы оказываетесь в состоянии действовать наиболее эффективно, чем в обычной ситуации. Организм собрал все ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это стадия стабилизации. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия – истощение. Вы испытываете сильную усталость, снижается работоспособность, внимание, память. (Рассматривается графическое изображение стадий стресса на слайде).

        Теперь, когда мы познакомились с закономерностями развития стресса, я хочу спросить у вас – как вы думаете, стресс - это хорошо или плохо, свою точку зрения обоснуйте. (Ответы обучающихся).

        Итак, в стрессе есть и положительные, и отрицательные моменты. О негативном воздействии мы сегодня говорили достаточно много, а вот какие же положительные моменты есть в стрессе, на ваш взгляд?(Ответы обучающихся).

        Положительные моменты, которые даёт нам стресс, могут быть следующие:

- высокая работоспособность;

- всплеск умственной и физической энергии;

- мобилизация физических и психических функций организма.

Однако важно справляться с состоянием тревоги на первой стадии стресса и не допускать доведения организма до третьей стадии.

Слайд 7 «Способы преодоления стресса»

Психолог: Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, в том числе от психологической подготовки человека, наличия навыков мгновенной ориентировки в непредвиденных ситуациях, волевой собранности и решительности. Я уверена, что опыт преодоления стрессовых ситуаций у вас уже есть. Итак, сейчас в ходе мозгового штурма мы поделимся собственными рецептами преодоления стрессовых ситуаций.(Старшеклассники рассказывают о своих рецептах сопротивления стрессу.Обсуждаются как эффективные, так и неэффективные способы борьбы со стрессом).

        Обратите внимание на данном слайде даны упражнения, которые помогут вам улучшить своё состояние при стрессе.

        Теперь давайте подведём итог – что же надо (можно, необходимо) делать, чтобы преодолеть стресс:

- заняться любимым делом;

- послушать музыку;

- поспать;

- принять душ ванну, сходить в баню;

- пойти погулять;

- поиграть в активные спортивные игры;

- включиться в выполнение физической работы;

- поплакать;

- вспомнить что-то приятное;

- громко покричать.

        Необходимо знать, что приём успокоительных препаратов или алкогольных напитков в случае стресса только меняет сознание, попытка выхода из него будет безуспешна.

        Итак, сегодня мы с вами ознакомились с понятием «стресс», видами стресса, стадиями развития, поделились друг с другом рецептами преодоления стрессовых ситуаций.

Нельзя заранее определить, вызовет ли какая-либо ситуация стрессовое состояние человека или нет, его поведение в ней будет зависеть не только от личностных особенностей, но и от умения применять на практике определённые приёмы саморегуляции.

(В завершении звучат стихи Ольги Ярошенко. Приложение № 2).        

Приложение № 1

Упражнение «Улыбка».

Данное упражнение обладает огромной силой и открывает внутренний резерв энергии человека.

Утром встаньте перед зеркалом, выпрямитесь, разверните плечи, поднимите голову. Лучезарно улыбнитесь себе, приподняв брови. Постойте так 5 минут.

Воздействуя на мышцы лица, вы влияете непосредственно на своё душевное состояние, искусственно создавая хорошее настроение.

Дело ещё оказывается в том, что при  «раздвигании мышцами улыбки» в носогубном треугольнике вырабатывается эндорфин – гормон радости. И в этом причина хорошего настроения.

Упражнение «Рисую себя и госпожу Удачу».

Что ещё может понадобиться человеку на контрольной, экзамене, кроме знаний и навыков, конечно? Каждый скажет – удача. Психологи считают, что можно подружиться с госпожой Удачей, стать её любимчиком! И в этом поможет упражнение «Рисую себя и госпожу Удачу». Суть его заключается в следующем: на листе бумаги нужно нарисовать себя и рядом нарисовать очень красивую, в белом платье госпожу Удачу, которая держит вас за руку. Тем самым вы психологически привлекаете к себе удачу. Никогда не сомневайтесь в успехе задуманного, гоните прочь от себя неуверенность и страх! Увидите: очень скоро в вашу жизнь придёт удача и успех!

Приложение № 2

Ольга Ярошенко

Не факт наносит нам инфаркт,

Нейтральны факты как явленья,

 И только наше отношенье

Поляризует каждый факт.

Не факт, эмоцией своей

Ты в сердце сам взрываешь мины,

за иллюзорные причины

Платя реальностью страстей.

Не факт здоровье нам крушит,

А наше к факту отношенье.

Разнузданность, воображенье,

Неуправляемость души…