"Использование пространства темной сенсорной комнаты для работы с учащимися, имеющими проблемы психического и физического здоровья".

Сенсорная комната – эффективное средство в работе со многими эмоциональными, личностными проблемами у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сенсорная комната54 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование пространства темной сенсорной комнаты для работы с учащимися, имеющими проблемы психического и физического здоровья»

Педагог-психолог

Байбикова Д.Х

В 2005 учебном году в МБОУ СОШ №2 была оборудована сенсорная комната. Школьные психологи занимаются в ней с детьми всех возрастов, как показала практика сенсорная комната – эффективное средство в работе со многими эмоциональными, личностными проблемами, пользующееся популярностью среди учеников. Занятия положительно воздействуют на эмоциональную регуляцию школьников, снижают тревожность, помогают решить проблемы с вниманием, восприятием, воображением.

Сенсорная комната  - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната используется в психологической практике и предназначена для решения следующих задач:

  • Стимуляция всех сенсорных процессов;
  • Развитие познавательной активности;
  • Создание положительного эмоционального фона, профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • Коррекция психо-эмоционального состояния (преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения);
  • Развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений;
  • Облегчение социальной адаптации, повышение мотивации.

Методы работы в сенсорной комнате:

  • Игры и игровые упражнения;
  • Беседы;
  • Наблюдение;
  • Элементы тренинга;
  • Релаксация.

Сенсорная комната используется в работе как со взрослыми, так и с детьми. Отсутствие опасных предметов, «мягкий пол» дают ребёнку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков.

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на:

Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является обеспечение условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в серо – зелённых тонах.

Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляющее. Яркие, светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Сенсорная комната - помогает организовать работу с детьми с ограниченными возможностями, проблемами в обучении. Здесь также могут заниматься часто болеющие и быстро утомляющиеся дети. Поэтому, в нашей школе в сенсорной комнате занимаются учащиеся специальных коррекционных классов 7 вида (1-9 классы), обучающиеся на индивидуальном надомном обучении. Количество участников,  включенных в группы для занятий в сенсорной комнате составляет 98 человек. Здоровым детям сенсорная комната поможет снять напряжение, возникающее во время учебного процесса, поэтому с учащимися 1 и 5 классов, имеющих проблемы в разных сферах деятельности (первичные результаты диагностик),  проводятся занятия,    направленные на сплочение коллектива данной группы, на развитие коммуникативных навыков через тренинговые упражнения. Так же проводятся занятия с учениками выпускных классов для профилактики психоэмоционального напряжения, связанного с экзаменами. Занятия в  сенсорной комнате проводятся на каникулах  в пришкольном лагере «Радуга»  в ноябре, марте, июне и с педагогическим коллективом.

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии  и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека. Поэтому занятия в сенсорной комнате сопровождают коррекционно-развивающие занятия, программу БОС-Здоровье, программу СИРС с этого года, тренинги и фитотерапию.

В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия, или просто использовать для релаксации.

Английскими ученными установлено, что состояние релаксации наступает через 15 – 20 минут пребывания в сенсорной комнате, а это значит, появляется реальная возможность сократить время на восстановление сил и работоспособности. Поэтому время сеансов в сенсорной комнате 20-40 минут.

Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется индивидуально.

Занятия в сенсорной комнате проводятся 1-2 раза в неделю на группе продленного дня, на большой перемене (20 мин.), а так же на коррекционно-развивающих занятиях по расписанию.

Занятия должны проводиться подгруппами по 2-5 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом участника и размерами помещения.

Отмечается, что после посещения сенсорной комнаты дети ощущают покой и отдых. Эффективность работы нами отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед занятиями и после завершения занятий, а так же учитываются отзывы педагогов, наблюдения за учениками на каждом занятии. Для учащихся начальной школы используется дневник наблюдения «Мое настроение», в коррекционных классах цветопись Лутошкина, в старших классах 8-цветный тест Люшера.

Все проводимые в сенсорной комнате игровые сеансы носят развивающий характер. Целью занятий, в зависимости от состояния ученика и задач психолога, может быть снятие психологического напряжения, улучшение психофизического состояния, повышения работоспособности, или напротив, расслабление. Примерная структура включает в себя:

  • Организационная часть (приветствие, входящая диагностика через наблюдение и беседу);
  • Работа по зонам (мягкая, зрительная и звуковая, тактильная);
  • Игры и упражнения на снятие психо-эмоционального напряжения;
  • Релаксация (музыка и словесная инструкция);
  • Рефлексия (дневник наблюдения), ритуал прощания.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между психологом и учащимися. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая нежная музыка – все это создает ощущения покоя, умиротворенности. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют «комната доктор». Пребывание в сенсорной комнате способствует:

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • снятию нервного возбуждения и тревожности;
  • активизации мозговой деятельности;

Противопоказаниями для проведения занятий в сенсорной комнате являются: глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приемы. При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога.

Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.

При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.

При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.