Я -уникальная и неповторимая личность

• Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

• Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.

• Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

• Формировать позитивное отношение к другим людям.

• Повысить самооценку учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_unikalnaya_i_nepovtorimaya_lichnost.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Я - уникальная и неповторимая личность».

Занятие для младших подростков(5-7 класс)

Цели занятия:

• Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

• Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.

• Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

• Формировать позитивное отношение к другим людям.

• Повысить самооценку учащихся.

Упражнение«Мои положительные черты».

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку, на которой написаны его положительные качества, отмеченные одноклассниками. После того как ученики познакомятся с содержанием этих карточек, психолог говорит: «А сейчас пусть поднимет руку тот, кого одноклассники считают добрым человеком. Вы видите, что в каждом из вас кто-то отметил доброту... Теперь еще раз прочтите то, что написано на вашей карточке. Все эти положительные качества в вас видят другие. Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами все то положительное, что отметили в вас одноклассники».

Рефлексия:

  • Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
  • Что вы сделаете с вашей карточкой после занятия?

Психолог: Постарайтесь сохранить эту карточку. В трудные минуты жизни прочтите то, что на ней написано, – и вам станет легче.

Пересказ сказки В. Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в речке». (если есть, просмотр мультфильма)

Ясным солнечным днем шел по лесу Медвежонок. Шел и пел веселую песенку. Удивлялись звери, спрашивали друг у друга, куда это идет Медвежонок один, без мамы? Никто не знал. А шел медвежонок далеко, за речку. Там на большой поляне росли красивые яркие цветы. Сегодня у его мамы был день рождения, и Медвежонок хотел нарвать ей большой букет.

Шел да шел Медвежонок, пока не встретил дедушку Ежа. Поздоровался.

– Куда ты идешь один, малыш? – спросил Еж.

Медвежонок рассказал Ежу все и пошел дальше.

В тени под кустом лежал Заяц. Медвежонок не заметил его и нечаянно наступил на него. От неожиданности тот подскочил как ужаленный.

– Ты кого испугался? – спросил Заяц.

– Я не испугался, – схитрил Медвежонок. – Я споткнулся. – И рассказал Зайцу, куда и зачем идет.

– А ты не боишься того, кто в речке живет? – удивился Заяц.

Медвежонок не знал, кто в речке живет, но ответил храбро:

– Не-ет, не боюсь.

Пришел Медвежонок на берег реки, заглянул в воду и увидел того, кто в речке живет. Испугался, но виду не подал, а скорчил ему страшную рожу.

Тот, в свою очередь, тоже скорчил рожу. И она была такая страшная, что Медвежонок не выдержал и пустился наутек.

Он бежал быстро, не оглядывался. Снова наступил на Зайца.

– Ты возьми большую палку и покажи ему, что у тебя есть большая палка, – посоветовал Заяц.

Медвежонок так и сделал. Но у того, кто в речке живет, тоже была палка. Медвежонок замахнулся своей палкой. Тот, кто в речке живет, погрозил ему своей. И маленькому Медвежонку стало так страшно, что он помчался в лес, не разбирая дороги. Остановился он, увидев Ежа. Сел и заплакал:

– Я боюсь того, кто в речке живет, и не могу перейти через речку на поляну. Я не нарву цветов маме.

– А ты пойди и улыбнись тому, кто в речке живет. Только улыбнись и все, – сказал Еж.

И снова Медвежонок пошел к реке. Здесь он наклонился и робко, приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке. И тот улыбнулся Медвежонку приветливо и ласково.

– Ура! – закричал Медвежонок. – Теперь мы будем с ним дружить! – И обрадованный перешел на другую сторону реки. Медвежонок возвращался домой с большим букетов цветов, пел веселую песенку.

– Он совсем не плохой, тот, кто в речке живет! – сказал Медвежонок Ежу. Помолчал немножко и спросил:

– Дедушка Еж, а кто живет в речке? Еж рассмеялся.

– Ладно, я спрошу у мамы, – сказал Медвежонок.

Упражнение «Отражение в воде». (Упражнение выполняется в парах).

Психолог :Один из вас будет Медвежонком, другой – тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

а) Медвежонок скорчил страшную рожу.

б) Медвежонок замахнулся своей палкой.

в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.

Вопросы ученикам:

– Кого увидел Медвежонок в речке?

– Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся)?

– Что тебе было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

– Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке все отражается так же, как и в зеркале?

Психолог: Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. И наша злая, страшная рожа может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Психолог: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком волшебном озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:

  • Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
  • Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
  • Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
  • Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Психолог: Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность».

Как, по-вашему, звучит это слово?

Ответы детей: «Ласково», «Доброжелательно», «Как колокольчик», «Переливаясь», «Плавно», «Похоже на весеннюю капель», «По-дружески».

Психолог: Обратимся к Большому энциклопедическому словарю: «Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». А что, по-вашему, означает слово «толерантность»?

Учащиеся отвечают.

Психолог: Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви... самому себе. Это нелегкая задача. В этом вам поможет зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, вы должны сказать «Я люблю тебя...», назвать свое имя и объяснить, почему вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

Не каждый ученик сможет выполнить это задание. Поэтому можно предложить более легкие варианты:

а) признаться себе в любви, отвернувшись от остальных участников;

б) признаться в любви про себя. Рефлексия:

Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?

Что вы при этом чувствовали?

Упражнение «Похвали себя и других».

Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая - внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

Психолог. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я...» - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Вера должна похвалить Сашу.

После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

Рефлексия:

  • Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?
  • Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?
  • Легко ли было похвалить себя?

Ритуал прощания.

«Я желаю себе и другим...»

Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.

Вопросы ученикам:

  • Что вы узнали о понятии «толерантность»?
  • Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?