"Формируем интерес ребёнка к школе"

Специалисты считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости в школе является отсутствие своевременной помощи ребёнку.

Помочь ребёнку адаптироваться к школе, преодолеть страх перед ней и все те препятствия, которые возникнут на его пути, должны и родители, и педагоги.

Взаимодействие с родителями является одним из важных условий эффективной работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений ребёнка о школьной жизни, мотивации учения, осознанию ребёнком позиции школьника.

Данная статья предназначена для педагогов-психологов, воспитателей, родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruem_interes_k_shkole.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Формируем интерес ребёнка к школе»

Ведущая роль в формировании представлений детей о школе принадлежит игре. Именно она направляет любознательность дошкольника на постижение окружающей действительности, порождает желание реально включиться в сложный мир взрослых. В процессе игры ребёнок  знакомится с различными профессиями, при этом сталкивается с тем, что ещё практически ничего не знает и не умеет. И его всему научат в школе.

Приоритет в вопросе образования ребёнка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребёнка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что педагоги ДОУ и родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у дошкольников были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка,  который необходим для успешного  усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья  (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

Что же включает психологическая готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой  в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное образование, которое охватывает все стороны детской психики и включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности.

Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе к началу обучения в первом классе являются следующие качества:

- мотивы учения;

- зрительный анализ (образное мышление);

- уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

- способность принимать учебную задачу;

- вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

- графический навык;

- произвольность регуляции деятельности;

- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Итак, к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками.

Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, их интерес к учебным занятиям.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе;

- сформированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1.Поддерживатьинтерес ко всему новому, отвечать на  вопросы ребёнка, давать новые сведения о знакомых предметах.

2.Организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3.Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

4.Использовать загадки на школьную тему.

5.Подбирать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребёнка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие развивающие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе  являются хорошо развитые речь, восприятие, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, выделять целое и его часть, группировать предметы по определённым признакам, делать простейшие выводы и обобщения.

Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, самому себе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённые усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Важными являются умение подчинять своё поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращённые к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

В данной статье обозначены основные компоненты школьной зрелости, даны ориентиры дошкольной подготовки ребенка. Но самое главное зависит от родителей.

Дорогие родители! Постарайтесь уделять ребёнку как можно больше внимания. Ведь если с самого начала дать проблеме развиться и засесть глубоко внутри маленького человечка, ешё не окрепшего физически и морально, то впоследствии решить её будет гораздо сложнее. Не оставляйте ребёнка наедине с его страхами и попытайтесь совместными усилиями сделать его учёбу в школе приятной и плодотворной.

В завершении представляю практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

«Советы родителям будущих первоклассников»:

- как ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребёнка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без особых осложнений;

- после рождения ребёнка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин;

- нужно заботиться о том, чтобы ребёнок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений;

- знать возрастные нормы и особенности Вашего ребёнка и , предъявляя ему требования ,лишь исходить из них;

- ни в коем случае не отвергать ребёнка, не ругать его, не занижать его самооценку;

- создать благоприятный климат для него в семье;

- любит, как и прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать;

- заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребёнка и своевременно их развивать;

- следит за умственным развитием ребёнка;

- создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки;

- читать ребёнку сказки и стихи, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть и обсуждать детское  кино, мультфильмы;

- водить в музеи, театры, цирк и зоопарк;

- дарить игрушки, необходимые для возраста;

- приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссёрскую игру;

- поощрять общение со сверстниками;

- воспитывать мир чувств;

- учить ребёнка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас, пытаться уменьшать его тревожность;

- следить за состоянием здоровья,  и особенно перед школой обратить внимание на состояние нервной системы ребёнка, и если необходимо, заняться реабилитацией всех выявленных отклонений;

- если ребёнок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут;

- если ребёнок недостаточно зрел к школе, нужно выбрать только то образовательное учреждение, которое порекомендуют на психолого-медико- -педагогической комиссии;

- выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребёнка, нужно прежде всего выбирать учителя, который должен быть более спокойным и уравновешенным;

- поддерживайте ребёнка в его стремлении стать школьником;

- обсудите с ребёнком правила и нормы, с которыми он встретится в школе;

- ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, и не исключено, что у него может что-то не сразу получится, ребёнок имеет право на ошибку;

- поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала – это самая важная эмоциональная поддержка: «Молодец!», «Ты хорошо справился!»

Использованная литература при составлении статьи:

1.Бардин А.В. Подготовка ребёнка к школе.- М., 1983.

2.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе». М., Владос., 2001.

3.Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог», № 15, 2010.

Данную статью подготовила педагог-психолог Сердюкова Е.А.