Эффективность психотерапевтических методов и приёмов психологического консультирования в работе с младшими школьниками и подростками.

При работе с детьми имеющими проблемы в коммуникативной, эмоциональной, поведенческой, социальной среде используются психотерапевтические методы: психогимнастика, приемы психологической поддержки, сенсорная комната, использование программы БОС - Здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhoterapevticheskie_metody.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность психотерапевтических методов и приёмов  психологического консультирования в работе с младшими школьниками и подростками.  

                                                   Д. Байбикова, педагог-психолог МОУ СОШ №2

                                             

                                              

                                                Детство – это время расти, познавать мир,

играть и чувствовать себя в полной безопасности.

 

В настоящее время современная Россия переживает серьезные потрясение во всех сферах жизнедеятельности человека. Реформы и инновации накладывают особый отпечаток на сознание подрастающего поколения, возрастает количество детей с высоким уровнем агрессии, тревожности. Утрата значимости института семьи, семейных ценностей и традиций, дегуманизация педагогического процесса, отсутствие благоприятного эмоционально - психологического климата в семье и доверительных детско-родительских отношений, свидетельствуют о возникшей потребности в активном внедрении психотерапевтических методов в практику психологического консультирования при работе с семьей и детьми.

Рассмотрим основные подходы к определению психотерапия.

Термин психотерапия в последнее время используется не только в медицинском значении – как лечение психических нарушений, осуществляемое врачами –психиатрами, но и в более широком смысле – как оптимизация психологического состояния в повседневной жизни, столь богатой тревогами, стрессами, депрессиями и другими пограничными состояниями, ухудшающими качество жизни, снижающими эффективность деятельности и создающими угрозу развития выраженных нарушений психического здоровья.

Термином  психотерапия обозначается широкий диапазон воздействий, которые осуществляются специалистами - сторонниками различных теоретических подходов и которые направлены на ослабление состояния дистресса у клиента, обратившегося или направленного за помощью в связи с эмоциональными или поведенческими проблемами с целью улучшения его состояния.

Психотерапевтические воздействия являются воздействиями психическими, в первую очередь словом (а также мимикой, жестом, поведением и действием) и влиянием окружающей обстановки (лечение средой).

В настоящее время терапевтическое воздействие в работе с клиентами – детьми решает ряд основных задач: уменьшение выраженности явных проблем, обеспечение нормального развития ребёнка, развитие самостоятельности и уверенности в своих силах, генерализация терапевтических изменений и их сохранение.

Несмотря на многообразие подходов к определению понятия психотерапия, можно сказать, что данное понятие, как вид психологической практики – это деятельность по избавлению от различных психологических и соматических проблем с помощью психотерапевтических методов.

Одним из наиболее эффективных методов в психотерапевтической деятельности педагога – психолога является психологическое консультирование, которое направлено на оказание непосредственной психологической помощи людям, нуждающимся в ней в виде рекомендаций.

Консультативная работа психолога начальной школы проводится по следующим направлениям:

1. Консультирование и просвещение педагогов.

2. Консультирование и просвещение родителей.

3. Консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает рекомендации; реализовывать их — задача клиента.

Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Запросы родителей младших школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости. Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.

Итак, психологическое консультирование направлено на коррекцию поведенческих отклонений, решение трудных жизненных ситуаций, связанных с обеспечением полноценного развития и функционирования индивида. Иногда в консультировании применяются специфические методы психологического тестирования.

Особое значение в применении психотерапевтических приемов и методов играет личность педагога – психолога (эмпатийность, умение создать доверительные, откровенные отношения, как с родителями, так и с педагогами).

Владение приемами и методами педагогической психотерапии должно входить в задачи и сферу компетенции всех педагогов и психологов, работающих в образовательных учреждениях. Педагогическая психотерапия – это следующая после педагогической психогигиены ступень заботы о психологическом здоровье школьников, где акцент делается уже не на защиту от патогенных воздействий, а на коррекцию эмоционально – психологического состояния, помощь в самокоррекции, формировании и укреплении нервно – психологического здоровья.

В  школе при работе с детьми, имеющими проблемы в коммуникативной, эмоциональной, поведенческой, социальной сфере, (но нужно уточнить, что до 90% случаев обращений происходят от родителей, педагогов по поводу эмоциональных и поведенческих нарушений)  используются и являются  наиболее эффективными следующие  психотерапевтические методы:

1. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Для снятия психоэмоционального напряжения, внушения желательного настроения, поведения и черт характера, при работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста наиболее часто используется саморегуляция, релаксация, психомышечные тренировки, которые помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряженность. 

Умение расслабиться – важный навык для современной жизни. Так как стресс сопровождается длительным, застойным мышечным напряжением, отсюда и разнообразные боли, хроническая усталость.

С детьми при угрозе или возникновении напряженной ситуации используются следующие простые приемы:

  • Сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд и медленно отпустить. Повторить 2-3 раза с небольшими паузами. Обратить внимание на то, какое приятное тепло ощущается в кистях, как они потяжелели, расслабились, как это приятное расслабление медленно охватывает всю руку.
  • Мысленно отключиться от взволновавшей ситуации, минуту – другую заставить себя во всех подробностях какой-то образ, картину природы важно постараться воспроизвести именно детали образа.
  • Медленно, с удовольствием потянуться (если позволяет ситуация), размять мышцы тела, сделать несколько физических упражнений, самомассаж. Особенно полезно промассировать пальцы рук, шейно- затылочную зону.
  • Любая физическая нагрузка (в разумных пределах) – лучший способ избавиться от стресса, сжечь его. (другие возможности ликвидировать стресс – заесть его, засмеять, проспать и эмоционально отреагировать.)
  • Наряду с физическими, хорошим антистрессовым  действием обладают эмоционально – голосовые упражнения. Улыбнуться, засмеяться, выкрикнуть что-нибудь – хорошая возможность изменить свое состояние.
  • К числу самых простых и популярных приемов, помогающих детям испытать положительные эмоции, поверить в себя, научиться владеть собой, улучшить память относится психозарядка. Все упражнения выполняются с радостью, с любовью к себе, но с оптимальной нагрузкой. Разминка мимических мышц лица – обязательный элемент психозарядки.

Владение приемами расслабления входит составной частью в психологическую подготовку учителей, педагогов – психологов, так, как они используются при разрешении конфликтов с учениками с целью предупреждения дидактогений у учащихся.

  1. Приёмы психологической поддержки необходимы как всем детям,  особенно  нуждаются дети «группы риска». Помогают укрепить самооценку ребёнка, помочь ему поверить в себя и свои способности, поддержать при неудачах. Именно при её недостатке или её полном отсутствии ребёнок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Подлинная поддержка ребёнка как учителем, родителем, психологом, должна основываться на подчеркивании его положительных сторон, способностей, возможностей. Необходимо показать ребёнку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств, что он важный, нужный и уважаемый. Взрослый должен забыть о прошлых неудачах ребёнка, помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей, не фиксировать эмоционально на допущенных промахах.

2. Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов. Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко-, фитотерапия для воздействия на состояние ребёнка через соответствующие органы чувств.

Свето – цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения – глаза. Так как «красивая пища для глаз»  - это лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения.

Цветотерапия - используется для влияния на настроение и общее состояние человека. В сенсорной комнате стены имеют цвета: зеленый – компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;

оранжевый – восстанавливает, согревает, стимулирует; фиолетовый – вдохновляет.

Звукотерапия – терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков. Мы используем терапевтическое направление звукотерапии -  лечение звуками природы.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние. Спокойная классическая музыка Баха, Бетховена, Чайковского, увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, активизирует иммунную систему организма. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных проиведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Фитотерапия – использование чая для успокоения, витаминизации, общего укрепления и расслабления организма.

Тактильная среда – сухой душ, сенсорная тропа для ног, массажные мячи и валики, фонтан водный. Для развития мелкой моторики используется черепаха со сменными панцирями.

 С помощью этих методов  создается ощущение комфорта и безопасности. Пребывание в сенсорной комнате способствует:

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • снятию нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективных любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

3. Использование программы БОС-Здоровье включает в себя элементы аутогенной тренировки, а именно установление определенного режима дыхания. С помощью дыхания, как наиболее доступной произвольному контролю телесной функции нашего организма, производится согласование деятельности разных отделов нервной системы (сердечно-дыхательная и телесно дыхательная синхронизация). На этой основе становится возможным управление телесными ощущениями, а с помощью последнего – сознательная регуляция тех функций организма, которые обычно недоступны нашей воле, т.е состояния внутренних органов.

 Теоретические уроки посвящены изучению процесса дыхания, умению с помощью дыхательных упражнений справляться с последствиями стресса. Практические занятия позволяют ребёнку самостоятельно обучаться диафрагмальному дыханию, дающему главный оздоровительный эффект.

Работа по технологии БОС - Здоровье способствует улучшению психоэмоционального состояния ребёнка,  а именно снижению тревожности, улучшению соматического здоровья, улучшение успеваемости.

Из всего выше сказанного, можно сделать следующий вывод:

К наиболее часто применяемым методам групповой психотерапевтической работы  для младших школьников и подростков относятся: ролевая игра, психогимнастика, проективный рисунок, сенсорное окружение. Выбор того или иного методического приема зависит от нескольких факторов: содержания психокоррекционной работы, особенностей группы, особенностей ситуации, возможностей психолога.  Использование психотерапевтических приемов и методов работы с клиентом  позволяет снизить уровень тревожности и агрессивности у детей младшего школьного и подросткового возраста, повысить уровень самооценки. А также  позволяет увеличивать эффективность психокоррекционной  работы с детьми, поскольку эти методы воспринимаются ими как игры. Результаты психодиагностики, и непосредственное наблюдение за детьми показывают, что проводить психотерапию в условиях школы имеет смысл: практически любое вмешательство было эффективнее невмешательства.

                                                           

Литература:

Демьянов Ю.Г. Основы психопрафилактики и психотерапии: Краткий курс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Д. Лэйна, Э. Миллера. – СПб: Питер, 2001.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. И доп. М.: АРКТИ,2006. -320.