Модифицированная программа профилактических занятий для подростков 15-17 лет «Помоги себе сам»

Баканова Анна Анатольевна

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Чтобы подростковый возраст не стал для наших детей трудной жизненной ситуацией, была разработана модифицированная программа  профилактических занятий «Помоги себе сам», ведь подросток «имеет право знать о том, что его возраст -  благодатное время, когда могут раскрыться его сущностные силы».

Цель программы: Создать условия для личностного роста подростков.

Задачи программы:

1.    Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутрен­ний мир и ориентация в нем.

2.    Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.    Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модифицированная программа  профилактических занятий для подростков 15-17 лет «Помоги себе сам»

Выполнила: Баканова А.А.

педагог-психолог МБОУ «СОШ №1»

г. Тарко-Сале

2012г

Пояснительная записка

Пубертат – наиболее ответственный и сложный из возрастов, учитывая задачи, которые приходится решать в этот период человеку. Подростки в очень разной степени готовы    ко всем изменениям, происходящим с ними – трансформации тела, появлению влечения, отделению от родителей, в разной степени могут ответить на вызов со стороны общества к их способностям, самостоятельности. Они недостаточно чувствуют свои ограничения, у них не хватает опыта для оценки разных ситуаций. 

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Чтобы подростковый возраст не стал для наших детей трудной жизненной ситуацией, была разработана модифицированная программа  профилактических занятий «Помоги себе сам», ведь подросток «имеет право знать о том, что его возраст -  благодатное время, когда могут раскрыться его сущностные силы».

Цель программы: Создать условия для личностного роста подростков.

Задачи программы:

1.    Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2.    Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.    Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения

Адресат: подростки 15-17 лет

Состав групп:

·   Оптимальная численность 10-15 человек;

·   Группы должны комплектоваться на добровольной основе;

Место проведения: зал для проведения тренингов, аудитория.

Форма проведения: групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Завершение.

Тренинг рассчитан на 6 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 12 часов).

Тематическое планирование

Содержание

Количество часов

Занятие 1.Знакомство. Организационные аспекты

2

Занятие 2.Психологический анализ жизненного пути. Методика выработки жизненных планов.

2

Занятие 3. Развитие творческого потенциала личности.

2

Занятие 4. Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости

2

Занятие 5.Развитие уверенности в себе

2

Занятие 6. Финал

2

Программа занятий

1-е занятие - «Знакомство», посвящено знакомству и установлению контакта ведущего и группы, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы.

2-е занятие – «Психологический анализ жизненного пути. Методика выработки жизненных планов», посвящено дальнейшему сплочению группы, осовению своих потребностей и жизненных целей; разработке личного жизненного плана, развитию умений самоанализа.

3-е занятие – «Развитие творческого потенциала личности», посвящено закреплению доверительного стиля общения; выявлению своего творческого потенциала;

4-е занятие – «Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости», посвящено развитию умения преодолевать трудности в различных сложных ситуациях; формированию позитивной самооценки

5-е занятие – «Развитие уверенности в себе», посвящено развитию положительного самовосприятия как основы уверенного поведения

6-е занятие «Финал», посвящено подведению итогов, закреплению достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта.

Занятие1. Знакомство.

Цель: знакомство, установление контакта ведущего и группы, создание атмосферы доверия и сплоченности группы.

  1. Знакомство-самопрезентация
  2. Обсуждение и принятие каждым участником основных правил работы в группе

Материалы к занятию: цветные карандаши, ватманы, магнитофон, диски с музыкой, тетради, ручки.

Содержание занятия:

Упражнение «Баранья голова»

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом,должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Мы  заведем сейчас с вами «тетрадь описания чувств», в которой в течение каждого нашего занятия будем записывать те чувства, которые испытываем в данный момент. Это необходимо для того, чтобы оценивать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас», задуматься о нем. Эту тетрадь вы будете вести и дома, то есть записывать перед сном все полученные эмоции и чувства за день.

Игра «Время».

Ведущий встает в круг и назначает врем по кругу, называя число от 1 до 12 (количество людей). Каждый изображает время на часах. Ведущий говорит «часы показывают 10 часов». Тот, кто изображает этот час, издает смешной звук или показывает движение, игра повторяется 2-3 раза.

Упражнение «Заключение контракта»

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выработанные правила на доске или листе ватмана.

1.    Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).

2.    Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.

3.    Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.

4.    Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.

5.    Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».

6.    Активность: чаще всего , те, кто проявляют активность на занятиях приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях. И др. правила.

 

Упражнение «Рисование»

Рисование в парах одним карандашом (выявление лидерских позиций, осознавание зависимости, неопределенности). Показ рисунков и рефлексия по кругу.

Запись чувств в тетради.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 2. «Психологический анализ жизненного пути. Методика выработки жизненных планов»

Цель: способствовать  дальнейшему сплочению группы, освоению своих потребностей и жизненных целей; разработке личного жизненного плана, развитию умений самоанализа.

Ведущий знакомит участников с основными целями занятия, содержанием, по ходу ведения занятия раскрывает основные вопросы, с которыми придется работать.

Материалы к занятию: тетради, ручки, магнитофон.

Содержание занятия:

Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

Мы живем в мире стереотипов, которые с одной стороны, помогают нам экономить время и энергию для творчества, а с другой – обедняют нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как мы приветствуем друг друга? Что чувствуем при этом? Давайте попробуем освоить нетрадиционное приветствие? Придумайте их сами, покажите группе. Для начала предлагаю вам поздороваться тыльной стороной ладоней, внутренней стороной стопами ног. Кто хочет это сделать? Дискуссия о необходимости тактильных прикосновений.

Упражнение «Мой герб» (осознание целей жизни).

Упражнение выполняется под музыку. Каждый из вас постарается  нарисовать герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. На рисунок дается 15 минут. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать. После завершения рисунков мы организуем выставку. Каждый из ваших гербов получит номер. Все рисунки будут доступны для обзора, ваша задача угадать чей это рисунок. Догадки запишите на бумаге. Подведем итог: кто из вас самый проницательный.

Групповое обсуждение (запись чувств в тетради).

Упражнение «Определение последовательности достижения Вашей цели»

Цель: осознание возможности достижения целей, оптимального количества действий.

Технология выполнения:

  1. Воьмите лист бумаги и карандаш и вверху запишите цель, которую Вы хотите достичь. Затем разбейте лист на 4 колонки: «что мне нужно сделать», «необходимые мне средства», «порядок выполнения», «важность действия».
  2. Положив перед собой этот лист, некоторое время расслабляйтесь и концентрируйтесь. Когда вы почувствуете абсолютное спокойствие и медитативное состояние ума, начинайте.
  3. Начните с обдумывания всех шагов, которые вам необходимо предпринять для достижения целей. Не оценивайте насколько важны  для вас эти действия. Просто запишите все, что приходит на ум в первую колонку.
  4. Теперь посмотрите на каждое действие, которое вам необходимо выполнить и напротив него перечислите все необходимые средства, занеся их во вторую колонку, так же не пытайтесь обсуждать и оценивать ваши мысли.
  5. Перейдите к третьей колонке и  прономеруйте действия, перечисленные в первой колонке. Начинайте с того, действия, которое собираетесь выполнить первым
  6. Вновь посмотрите на действия в первой колонке, и как можно быстрее оцените их по степени важности колонке соответствующий знак в четвертой колонке: А-очень важно, В-важно, С-выполнить, если будет возможность.

Запись чувств в тетради.

Упражнение «Пятилетка»

Инструкция: вам предстоит наметить предстоящий пятилетний план вашей жизни. Каковы ваши три самые главные цели в предстоящем году? От кого зависит их достижение? Напишите те, которые зависят от вас. Что вы теперь сделаете, чтобы достичь каждые из этих целей? Какие 5 целей вы хотели бы достичь в ближайшие 5 лет? Какова, по-вашему, станет после этого ваша жизнь?

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Занятие 3. «Развитие творческого потенциала личности»

Цель: закрепление доверительного стиля общения; выявление своего творческого потенциала.

Материалы к занятию: тетради, ручки, карточки с вопросами, магнитофон, ватман, карточки с чувствами.

Содержание занятия:

Упражнение «Прогноз погоды»

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю».

 Для того, чтобы творчески мыслить, как минимум, нужно определенное настроение и состояние человека. Снять плохое настроение, раскрепостить позволяют отдельные упражнения.  Вот имнно об этом сегодня на нашем занятии мы и будем говорить.

Упражнение «Демонстрация чувств мимикой»

Каждому участнику раздаются карточки, на которых написано одно чувство и часть тела, с помощью которой это чувство нужно показать (например, изумление-брови, печаль-плечи). Важно показывать мимикой и молча. Остальные участники угадывают чувства. Если угадать нельзя «артист» может выбрать другого участника и попросить это чувство показать.

Упражнение «Покажи фразу».

Выполняется в командах. Участникам команд раздают к карточки с высказываниями. Задача  показать фразу мимикой и жестами. Фразы: любезный друг явился вдруг, леди требует любви и уважения, я хочу любви без грусти.

Обсуждение целей задания и чувств по кругу.

Задание «Рисование вчетвером на одном листе»

Участникам предлагается молча в течение 1 минуты рисовать вчетвером по углам ватмана. По сле команды «поворот» ведущий поворачивает лист, а участники должны дорисовать прежний рисунок.

Обсуждение результатов задания по кругу. Запись чувств в тетради.

Упражнение «Оригинальный ответ»

Участникам по мере прохождения по кругу раздаются карточки с вопросами, на которые надо дать оригинальный ответ. Можно испоьзовать формулы, схемы, рисунки, танцы, поговорки и т.д. Вопросы могут быть такие:

  1. «Семь верст до небес». Это приблизительно сколько?
  2. Кто такая «кузькина мать»?
  3. Когда «рак на горе свистнет»?
  4. «Облить грязью». Сколько нужно грязи, чтобы облить человека при росте 182 см?
  5. Где «собака зарыта»?
  6. «Задеть за живое». Это за что именно?
  7. «Мурашки бегают по спине». Как выглядят эти мурашки?

Обсуждение всего занятия, рефлексия чувств.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Занятие 4. «Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости»

 Цель: развитие умения преодолевать трудности в различных сложных ситуациях, формирование позитивной самооценки.

Материалы к занятию: платочки для завязывания глаз, тетради, ручки

Содержание занятия:

Упражнение «Тусики-мутусики».

Передать настроение с помощью движения каждому участнику.

Упражнение «Приятные мгновенья»

Выпишите 5 самых приятных событий, которые происходили в вашей жизни. Благодаря кому или чему это событие произошло? Выпишите 5 самых крупных мероприятий, случившихся в вашей жизни.

Обсуждение в подгруппах получившихся результатов.

Арттерапия «Осознание жизненных кризисов»

Цель: осмыслить жизненные кризисы и отработать установку на их принятие.

  1. Вспомните 3 ситуации, которые вызвали у вас сильное переживание (кризиса), пережитые вами в жизни. Затем  сделайте свободный рисунок каждого из них, выражая чувства, которые вы испытывали во время кризиса. Рисуйте свободно, не пытаясь сделать рисунок красивым.
  2. Теперь возьмите рисунки, представляющие 3 кризиса, и положите их пред собой в соответствии с хронологией событий.
  3. Всмотритесь в ваши рисунки, проследите в них непрерывность, если можете ее почувствовать. Вы можете рассматривать кризис как переход между двумя фазами вашего развития. Попытайтесь усмотреть в каждом кризисе новый жизненный импульс, новую черту вашей личности, которая рождается и прокладывает себе путь.
  4. Осознайте так же, каким образом вы встречали свои кризисы. Пытались их отсрочить или игнорировать? усиливали возникающую боль? Были ли мужественным?
  5. Помните: кризис означает, что существующий порядок рушится, а новый занимает свое место. В период между старым и новым порядком возникают временные переживания, боль. Но это естественный процесс, потому что жизнь-это школа, а кризисные ситуации-наиболее важные уроки. Поэтому принятие кризисов, есть самый практический способ быть свободным и в трудной ситуации.

Обсуждение рисунков в тройках.

Запись чувств в тетрадях.

Упражнение «Здесь и сейчас» (привязка к текущему моменту)

Одному из участников предлагается сесть на стул в середине круга. И предлагается сказать по 10 предложений, начинающихся со слов «здесь и сейчас я вижу», «здесь и сейчас я чувствую», «здесь и сейчас я слышу». Обсуждение целей по кругу.

Главная идея этого упражнения – лучше узнать себя и свои личные особенности. Говорить о проблемах, которые волнуют тяжело и этому нужно учиться.

 Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: получение нового опыта восприятия мира, осознавание чувства зависимости и неопределенности.

Обсуждение чувств после выполнения.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Занятие 5. «Развитие уверенности в себе»

Цель: развитие положительного самовосприятия как основы уверенного поведения

Материалы к занятию: тетрадь, ручка, магнитофон.

Содержание занятия:

Упражнение «Ревущий мотор»

Инструкция:

Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» Один из вас начинает, произнося «Рррмм!» и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?

 

Упражнение «Я умею постоять за себя»

Цель: обучение выражению позитивного отношения к другому через уверенный ответ.

Ролевое проигрывание ситуаций. Группа делится на 3 команды ля ролевого проигрывания ситуации. Раздаются карточки с ситуациями. Ситуации повседневного общения. Например:

  1. Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громким разговором, вы обращаетесь к ним.
  2. Друг просит вас одолжить ему автомобиль, а вы считает его плохим водителем. Вы говорите ему.
  3. Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему
  4. Вы заинтересованы в  свидании с человеком, с которым недавно познакомились и несколько раз разговаривали.

После разыгрывания каждой ситуации участники получают обратную связь у группы относительно позиций в общении.

Упражнение «Сильные стороны»

Закройте глаза, расслабьтесь и вспоминайте всю свою жизнь. Не торопитесь. Начинайте с самых ранних детских воспоминаний. Вспомните каждое ваше достижение, заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться. Откажитесь от любых скромных, искажающих ваши достоинства замечаний. Обратите особое внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем другой оборот. Не забудьте поступки, которые для вас были трудными, но кому-то могут показаться легкими. Каждый участник должен в течение 4 минут рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Остальные участники являются только слушателями. Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Затем начинает говорить следующий участник. Когда выскажется каждый, предлагается в записать в тетрадях свои сильные стороны. После этого участники работают в тройках, где обсуждают как, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-то ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Затем вся группа собирается и участники рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны в личностном росте.

Подведение итогов занятия. На основании опыта, полученного в результате разыгрывания ситуаций, участники делают вывод об очевидных последствиях трех моделей поведения: уверенного, агрессивного и неуверенного. Особое внимание следует обратить на чувства, испытываемые при этом, подчеркнув, что именно они формируют положительное самовосприятие- основу уверенности в себе.

Запись чувств в тетради

Упражнение «аплодисменты по кругу»

Занятие 6. «Финал»

Цель: подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы

Материалы к занятию: тетради, ручки, магнитофон

Упражнение «Волшебная рука»

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Упражнение  «Розовый куст»

Инструкция:

Введение

- С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был «Золотой цветок", в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».

Порядок выполнения

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Упражнение  «Собери другу чемоданчик в дорогу».

Инструкция: мы с вами сегодня расстаемся, и мне бы хотелось, чтобы вы сегодня ушли не с пустыми руками, а с чемоданчиком в дорогу личностного становления. Сейчас каждый из вас будет садиться в центр круга, и открывать свой воображаемый чемоданчик, а мы ему будем дарить то, что по вашему мнению, очень нужно в этом сложном и трудном пути под названием жизнь.

Ритуал последнего прощания (придумывают сами участники группы).

Список литературы:

  1. Джиннот Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика групповой терапии. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 272с.
  2. Истратова О.Н. Коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 375с.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Изд. «Речь», 2006. – 224с.
  4. Потемкина О., Потемкина Е. Тесты для подростков. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 320с.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: из-во ВЛАДОС, 1999. - 480с.
  6. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? – М.: Генезис, 2003. – 138с.
  7. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Творческий центр, 2001. – 128с.
  8. Стишенок Е.В. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Речь, 2006. – 240с.
  9. Тренинг эффективного общения с детьми. – Тюмень, ГЛПУТО «Областной наркологический диспансер», 2003.
  10. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. 160с.