"Страх, тревожность"

Колдунова Наталья Евгеньевна

занятие по ознакомлению учащихся с основными способами снижения тревоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strakh_trevozhnost.doc278.5 КБ
Office presentation icon kak_spravitsya_s_trevogoy_na_ekzamene.ppt60 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАХ, ТРЕВОЖНОСТЬ.

Ход занятия.

Приветствие.

Здравствуйте ребята!

Я очень рада вас всех сегодня видеть на нашем очередном занятии.

(слайд 1, 2)

             

(Слайд 3, 4, 5)

Разминка.

Упражнение «Самое трудное»

Тот, у кого оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене – это…» и бросить мяч любому другому человеку.

(Слайд 6)

Упражнение «Способы преодоления страха»

Вылепить страх (используется соленое тесто или пластилин), затем изменить его (раскрасить, сломать, раздавить, расплавить). Страх можно нарисовать, затем смять его и выкинуть в мусорную корзину.

Упражнение «Две стороны медали»

Разделите лист пополам. В левой стороне напишите все плохое, связанное с экзаменами, справа – все хорошее.

Объединитесь в «тройки», сравните, оставьте только совпадения.

Ответы зачитываются представителями групп. Происходит обсуждение: каковы впечатления от выполнения. Чему научились?

Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги.

Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие – расслабленностью.

(Слайд 7)

(Слайд 8)

Аутотренинг.

Сядьте удобно закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплыть подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая»

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов. Я собран. Я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

(Слайд 9)

Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель: научить справляться с мышечным напряжением.

Инструкция: «Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть.

О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют или становятся тяжелыми».

Анализ:

-Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Удалось ли вам расслабиться?

Расслабиться помогает также дыхательная релаксация.

Упражнение: «Дыхательная релаксация»

Цель: научиться справляться с тревогой, используя дыхание.

Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох.

Анализ:

- Как меняется ваше состояние?

- Возникли ли трудности при выполнении этого упражнения?

(Слайд 10)

Упражнение «сосредоточение на предмете»

Инструкция: «Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли».

Анализ:

- Справились ли вы с заданием?

- Что помогало и что мешало вам при выполнении этого упражнения?

(Слайд 11)

(Слайд 12)

                                                               

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период – экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме – в форме ЕГЭ. ЕГЭ отличается от привычных для вас форм проверки знаний.

Слайд 2

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется ещё и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство, страх мешает сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддаётся сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой и страхом в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.

Слайд 3

Как справиться с тревогой на экзамене?

Слайд 4

Цель: ознакомление учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Задачи: Повысить сопротивляемость стрессу в результате ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации Научить выпускников снимать напряжение простыми психологическими способами

Слайд 5

Средства, необходимые для проведения: Мяч, пластилин, лист бумаги и ручка на каждого участника, цветные карандаши.

Слайд 6

Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия;

Слайд 7

Беспокойство – одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.

Слайд 8

Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия.

Слайд 9

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией . Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Слайд 10

Справиться с тревогой помогает медитация. Медитация – это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие

Слайд 11

рефлексия Ответьте пожалуйста на некоторые вопросы: Как себя чувствуете? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас? Что было легко, а где почувствовали трудности? Какие есть пожелания на следующие занятия?

Слайд 12

Не существует единственно правильного способа справиться со стрессом. Каждый должен выбрать то, что подходит ему лично.