Оказание психокоррекционной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому.

Колдаева Ольга Васильевна

Изложены направления психологического сопровождения детей с ОВЗ. Раскрыта модель оказания психокоррекционной помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта работы.68 КБ

Предварительный просмотр:

Оказание психокоррекционной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому

         Английский литератор Э. Хаббард сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Данное высказывание в полной мере справедливо в отношении любого ребёнка, вне зависимости от особенностей его психофизического здоровья и благополучия.

        Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся на дому, лежит в плоскости одного из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике, а именно в плоскости коррекционной педагогики и должно быть направлено на подготовку детей к самостоятельной и активной жизни. Основная нагрузка в реализации данной цели всецело ложится на плечи  как педагогов, осуществляющих обучение, так и родителей, поскольку дети, ограниченные рамками домашнего обучения, испытывают определённый дефицит общения и ограниченность социальных связей и возможностей межличностного взаимодействия. Сами же родители в 84% случаев (по результатам обследований) сами находятся в состоянии психотравмы и  испытывают затруднения в понимании и осознании своей роли в оказании помощи ребёнку на этапе его обучения и развития.

        Именно поэтому я считаю, что одним из приоритетных направлений психологического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся на дому, является сопровождение их родителей, как полноправных субъектов образовательного процесса. Данное сопровождение должно быть многогранным, всеобъемлющим, коррегирующим понимание каждым из родителей проблем ребёнка, оптимизирующим самосознание родителей, включающим в себя следующие аспекты:

  • гармонизация внутрисемейных отношений в рамках «ребёнок-родитель», «родитель-родитель».
  • обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;
  • формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.

       Практика работы с семьями, имеющими ребёнка с ОВЗ, показывает, что процесс адекватного понимания родителями проблем ребёнка (специфики его заболевания, особенностей адаптации, прогноза развития и обучения, будущего трудоустройства и личной жизни) может быть возможным исключительно в случае успешной нейтрализации и снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента определения у их ребёнка нарушений развития. Сама же адекватность понимания проблемы возникает лишь в случае перевода родительского восприятия с эмоционального уровня на рациональный. Снижение напряжённости переживаний родителей я добиваюсь путём переключения их сознания  с предмета переживаний («Почему это случилось в моей семье», «Мой ребёнок не такой как все») непосредственно на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы. С этой целью родители с первых дней обучения включены  в коррекционно-развивающую работу с ребёнком. Это даёт  им возможность полноправного личного участия в формировании его будущего и позволяет проявлять свой внутренний потенциал, повышает самооценку,   одновременно снижая эмоциональное напряжение. Неоценимую практическую помощь в решении данной проблемы мне оказывает авторский цикл тренинговых занятий «Путь к себе», разработанный для   родителей, имеющих  детей с ОВЗ.  

         Работа с родителями осуществляется в смешанной группе, но с учётом материнской и отцовской позиций. Взаимодействие с отцами направлено, в первую очередь, на поддержку и развитие у отца ребёнка потребности к сохранению семьи, формирование ответственности за содержание и обеспечение ребёнка; щадящее отношение к переживаниям отца, снижение уровня травмированности; развитие стремления к оказанию помощи матери, понимание её трудностей; привлечение к общению с ребёнком. Работа с матерью направлена на снятие напряжённости в контактах с ребёнком и социумом; обсуждение проблем конкретной семьи как проблем, существующих во многих семья

Модель оказания психокоррекционной помощи, реализуемая в нашей школе, состоит из следующих этапов:

I.Диагностический этап.

  1. Изучение личностных особенностей родителей, включающее в себя:

- исследование личностных особенностей родителей и определение доминирующего психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный);

- определение интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик способности к адаптации в стрессовой ситуации;

- определение уровня тревожности, предрасположенности к неврозу и психопатии;

- всесторонний анализ внутрисемейных отношений, включающий в себя определение уровня интегрированности семьи;

- установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений; определение модели семейного воспитания;

- изучение динамики детско-родительских отношений на различных этапах коррекционного воздействия.

  1. Изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребёнка с отклонениями в развитии.

Для реализации данного этапа могут быть использованы методики СМИЛ, опросник Кеттелла, методика Эйдемиллера, анкета «Психологический тип родителя Ткачёва, тест Люшера, тест опросник родительского отношения ОРО, методика PARY, анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии В. В. Ткачёва, методика «Лесенка для родителей», методика Рене Жиля.

По результатам диагностического этапа составляется карта наблюдений.

II.Коррекционный этап.

Проведение треннинговых занятий с родителями с целью оказания адресной психокоррекционной помощи.

       При реализации данной модели необходимо помнить о том, что диагностика должна осуществляться на всех этапах работы, включая и коррекционные занятия,  быть неотъемлемой частью непосредственного взаимодействия психолога с родителями.

Приложение 1.

Карта сопровождения семьи

ФИО ребёнка:

Дата рождения:

Инвалидность:

Структура семьи:

Материальное положение семьи:

Показатель

Отец

Мать

1.Образование

2.Кем работает                                              

3.Особенности общения:  

Корректность

Контактность

Скрытность

Тревожность

Дистанция в общении

Конфликтность

Барьеры в общении

Другое

4.Отношения в семье (с точки зрения каждого из родителей):

Адекватность

Конфликтность

Отчуждённость

Псевдосолидарность

Гармоничность

Отношение к школе, педагогам

Особенности взаимоотношений с ребёнком

         Приложение 2.

Тренинг «Путь к себе»

Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ; формирование положительных установок в сознании родителей.

Задачи: 

  1. Гармонизация детско-родительских отношений.
  2. 2. Коррекция поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ.
  3. Формирование навыков адекватного общения с окружающими и ребёнком.

Структура занятия:

  1. Разминка
  2. Основная часть
  3. Тематический аутотренинг
  4. Релаксация
  5. Подведение итогов.
  6. Каждая тема прорабатывается на 2 занятиях с учётом материнской и отцовской позиций.

Занятие

Тематика

1, 2.

«Мой жизненный путь. Мои успехи и неудачи».

3, 4.

«Моя точка опоры в жизни: что мне мешает, что помогает»

5, 6.

«Моя проблема. Диалог между сторонами моего «Я»»

7, 8.

«Влияние чужого мнения. Принятые и отверженные»

9, 10.

«Самооценка и самоутверждение»

11, 12.

«Родительские ожидания»

13, 14.

«Мать и дитя», «Отец и дитя».

15, 16.

«Единое целое»