"Снижение уровня агрессия среди подростков"

Слепченко Виктория Алексеевна

Актуальность программы обуславливается необходимостью оказания коррекционно-психологической помощи подросткам в решении психоэмоциональных проблем, которые обостряются в связи с  особенностями возраста и ограничениями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района.

        

Коррекционно-развивающая  программа

«Снижение уровня агрессивности» для обучающихся воспитанников 6 – 9 классов».

Программа адаптирована:

педагог-психолог  Слепченко Виктория Алексеевна

Пояснительная записка

Актуальность программы обуславливается необходимостью оказания коррекционно-психологической помощи подросткам в решении психоэмоциональных проблем, которые обостряются в связи с  особенностями возраста и ограничениями здоровья.

        Подростковый возраст характеризуется рядом важных особенностей. Э. Эриксон называет этот период психосоциальным мораторием, поскольку ребенок, на фоне происходящих физиологических и анатомических изменений, опережающих его социально-психологическое развитие, только начинает учиться жить по-взрослому. Другими словами, это «санкционированный обществом переходный период между детством и взрослостью, в течение которого индивид может найти для себя нишу в обществе путем свободного опробования различных ролей». Подросток «примеряет» различные роли без обязательного принятия какой-либо из них. Основной же задачей для него является формирование идентичности, в противном случае происходит «диффузия ролей», появление сомнений в себе, что, в свою очередь связано с проявлением психологических отклонений, от девиантного поведения до размытости Я и расплывчатости личности. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями в коровье. У них и так очень тяжело проходит адаптация к внешним условиям среды, а когда это подкрепляется и неумением реагировать на данный феномен в жизни это во много раз усугубляет положение.

Цель программы: снижение уровня агрессивности. 

Задачи программы:

  • Понизить уровнь агрессивности.
  • Научить подростков понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, и выражать свои эмоции адекватно ситуации.
  • Научить подростков конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций.
  • Ознакомить детей со способами саморегуляции.

Состав и характеристика группы.

Программа предназначена для работы с  подростками 6 – 9  классов. характеризующимися неадекватной самооценкой, агрессивностью, низкой стрессоустойчивостью.

  Средства (формы) и методы коррекционной работы:

Основным средством коррекции является игра. Также, одним из ведущих средств коррекции являются элементы психогимнастики, направленные на
развитие способности к позитивному эмоциональному реагированию. В качестве вспомогательных средств в коррекционной работе используются рисование необычными средствами и способами ( помадой, кетчупом, ладонями, стопами ног и др.), музыка,  арт- терапевтические приемы, позволяющие снять напряжение.
 Данная программа рассчитана на 5 – 6 месяцев  групповых коррекционных занятий.

Этапы реализации и сроки реализации.

  1. Эмоции и чувства (1 месяца)
  2. Стресс и способы выхода из него (1 месяца)
  3. Саморегуляция (1 месяца)
  4. Агрессия (2 месяца)
  5. Самооценка( 1 месяц)

Организация занятии: занятия проходят в кабинете  психологической разгрузки (по необходимости в классной комнате.)

Оборудование: бумага формата А-4, листы картона формата А-4, фольга, папиросная бумага, скотч, клей цветные карандаши, фломастеры, краски, ручки, мяч, карточки с названиями эмоциональных состояний, листы ватмана, магнитофон, аудиокассеты с медленными и быстрыми музыкальными композициями, свободная от мебели территория для танца.

Структура занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Психологический настрой.
  3. Правила поведение в группе.
  4. Разыгрывание этюдов (психогимнастика).
  5.  Релаксация.
  6.   Подведение итогов.

Определение результативности

Для  контроля  результатов до начала  и  после окончания  цикла занятий  проводится обследование детей.

Для диагностики используются следующие методики:
1. Фрейбурская анкета

2.Басса-Дарки (адаптация А. К. Осницкого)

3.Несуществующее животное

Анкета для педагогов (Лаврентьева Г. П., Титаренко)

Предполагаемый результат: стабилизация эмоционального фона, снижение агрессивности, формирование адекватной самооценки, овладение способами саморегуляции, повышение стрессоустойчивости.

Нормативно-правовые документы:

  1. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 228.
  2. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида (инструктивное письмо Министерства РФ). От4.09.1997г.  №48
  3. Инструктивное письмо министерства общего и профессионального образования Р.Ф. от 04.09.1997г №48 «О специфике деятельности специальных коррекционных образовательных учреждений I-VIII вида».
  4. Приказ № 616 Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 «Об утверждении положения о психологической службе в системе народного образования».
  5. Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 10-32 от 12.01.93, в котором содержаться рекомендации по организации труда психологов учреждений образований.
  6.  Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 2405 от 12.11.2007.«Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога».

Направления коррекционной работы.

№ п/п

Наименование раздела  коррекционной программы и характеристика основных направлений коррекционной работы

Коррекционно-развивающие цели.

1.

Ориентировочный.

Посвящен знакомству детей друг с другом, созданию положительного эмоционального фона в группе.


1.Создание положительного эмоционального фона в группе;

2. Формирование понимания правил работы в группе.

2.

 Реконструктивный.  К началу этого этапа уже видны трудности эмоциональные, мешающие полноценному общению каждого ребенка. Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это когда ребенок начинает удовлетворить свою потребность в безопасности деятельности и принятии – признании. Потребность в безопасности начинает удовлетворяться детьми уже на первом этапе коррекции во время направленной игры. Удовлетворение потребности в признании через построение полного образа самого себя, чтобы это реализовать используются методические приемы, такие как обратная связь. Организация обратной связи через особый акцент на положительные стороны ребенка. На этом этапе
используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера (агрессивность, адективность). Занятия строились исходя из психологических особенностей ребенка.  Определение ситуаций, вызывающих стресс

Актуализация прошлого опыта выхода из стрессовых ситуаций

1.Организация обратной связи через особый  акцент на положительные стороны;

2.Удовлетворять потребность в безопасности деятельности и принятии –
признании ребенка.

3.

Закрепляющий. Так как важное место в психокоррекционной работе занимает задача по развитию навыков произвольности, навыкам саморегуляции следовательно, третий этап программы направлен именно на это. Новый опыт общения со сверстниками складывается на основе доверительной атмосферы общения, в котором широко используется прием обратной связи. На этом этапе проводятся заключительные занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому; закрепляется уверенность в себе, приемы общения. Здесь же проводятся некоторые диагностические мероприятия для прослеживания динамики.

1.Развитие навыков произвольности.

2.Закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому.

3.Закрепляется уверенность в себе, приемы общения.

Проверено:________

Зам. директора по УПР_________

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Виды деятельности по направлениям (игра, психогмнастика, арт-терапия и др.)

Кол-во часов

Дата

1.

Эмоции и чувства

«Самопрезентация»

«Поменяйтесь…» (Психогимнастика в тренинге, с. 20)

«Передача листа» (Практика арт-терапии, с.110)

«Словарь чувств» (Я – подросток, 23)

«Маски в конфликте»

«Цвет моего эмоционального состояния. Разговор цветов»

«Гнев»

Ролевая игра «Социально приемлемые способы выражения эмоций»

«Групповое обсуждение»

2.

Стресс и способы выхода из него

«Что нового и хорошего…»

«Рисуем деревья» (Практика арт-терапии, с115)

Мини-лекция «Стресс»

«Актуализация опыта участников группы по выходу из стрессовых ситуаций»

«Рисуем выход из стрессовой ситуации».

Игра «Дорога в горы». Упр. «Невербальное выражение агрессивности».

Упр. «Кулачки».

3.

Саморегуляция

«Что нового и хорошего…»

«Рисуем свое тело в состоянии гнева»

«Игра с мышцами»

«Воздушный шарик» (Шпаргалка для взрослых, с.86) 

«Насос и мяч» (Шпаргалка для взрослых, с.89)

«Винт» (Шпаргалка для взрослых, с.89)

«Водопад» (Шпаргалка для взрослых, с90)

«Ущерб и его компенсация»

«Групповое обсуждение»

4.

Агрессия

Игра «Школа пугания»

Упр. «Испугаем по-разному».

Рисунок чего-то очень (арт-терапия)страшного. «Страшная маска».

Страшная рука

5.

 Самооценка

«Что нового и хорошего…»

«Достоинства (сильные стороны) друг друга» (вариант – «Комплименты»)

Мини-лекция «Самооценка»

 «Рисуем имя» (Там же, с.153)

«Ласковое имя»

 «Талисман (мандала) на память» (Практика арт-терапии, с.115)


Литература.

  1. Изард К. Э. Психология эмоций. М., 2002.
  2. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб, 2002.
  3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб, 2003.
  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2003.
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб,2002.
  6. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Под ред. Хрящевой Н. Ю. СПб, 2002.
  7. А. Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты», М; «Владос»; 2005 г.
  8. М. И. Лукьяновна «Моя профессия – детский психолог», М; « Аркти», 2007 г.
  9. Р. И. Овчарова «Практическая психология образования», М; « Академа», 2003 г.

В программе использовались методические разработки Габеркорн В.Е-.педагога-психолога высшей квалификационной категории.

и Скорик А.Ю. -педагога-психолога высшей квалификационной категории.

СПб 2002