«Использование приёмов песочной терапии как средство развития познавательных функций»
Мастер - класс
«Использование приёмов песочной
терапии как средство развития
познавательных функций
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1 им.Н.Островского г.Тайшет
Мастер - класс
«Использование приёмов песочной
терапии как средство развития
познавательных функций»
Автор: О.В.Масленникова, педагог-психолог |
Компоненты мастер - класса | Технология | Содержание |
1. Выделение проблемы | Индуктор | Какие ассоциации у вас связаны со словом «песок»? (показываю песочные часы) В чём связь песочных часов с детьми? А сегодня я хочу показать, как можно использовать песок в нашей работе с детьми. |
2. Панель | Что такое песочная терапия? | Помните себя маленькими? (слайд 2) Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы любили летом в тенистом дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой. Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками и разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды. И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия? Да, давненько это было… Но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного. ИКТ позволяет вспомнить картины из детства, создать эмоциональный фон на занятиях. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Существуют различные приёмы работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов является работа с песком - песочная терапия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в обучении. Песочная терапия решает следующие задачи(слайд 3): *развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; *Формирование у ребёнка представления об окружающем мире; *развитие общей и тонкой моторики. Игры на песке - это просто, привычно, доступно, естественно и приятно! Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами песочной терапии, которые можно использовать на коррекционных занятиях. Для меня они показались очень интересными, и я хочу с вами поделиться. 1.Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля. (слайд 4,5.) Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру. 2.Посыпание, пересыпание песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость. (слайд 6.) Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс. 3. Поиск игрушек, спрятанных в песке. ( слайд 7.) Например, игру «Найди предмет» можно использовать при постановке или автоматизации определённого звука, классификации предметов на заданный звук и т. д. 4. Выкладывание на песке букв, цифр, композиций различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом. ( слайд 8,9.) 5. Рисование на мокром песке тонким предметом. (слайд 10.) Ребёнок не боится играть, рисовать в песке, потому что, если он ошибётся, то ошибку можно исправить. Причём делать это можно сколько угодно. Например, при знакомстве с буквой ребёнок пишет её на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать.
6. Создание на песке композиций, используя различные игрушки, иллюстрирование своих историй, разыгрывание уже известных сказок. (слайд 11) ИКТ позволяет сохранить работы ребят на длительное время. |
3. Работа с материалами. | 1.Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя. 2.Попересыпать песок. 3.Погрузить в сухой песок кисти рук. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. 4.Совсем скоро наша школа отмечает юбилей, и я предлагаю вам выложить цифру, обозначающую возраст нашей школы из ракушек, фасоли, камушков и др. 5. Игра «Картина из загадок». Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться. Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. ( солнце) Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака) Как над речкой, над рекой Появился вдруг цветной Чудо мостик подвесной. (радуга) Течёт, течёт - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит. (речка) Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зелёной выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. Коровам без неё - беда: Она их главная еда. (трава) 6. Игра « Подарок для друзей» Предлагаю вам сделать друг другу подарки. С помощью подручного материала на песке выложите сюрприз для противоположной команды. Это может быть сказочная страна, картина, какое-нибудь животное и т.д. Затем каждая группа по очереди рассказывает, что они изобразили для противоположной группы, а та в свою очередь говорит, понравился ли им подарок и что бы они в него добавили. | |
5.Предоставление результатов (афиширование) | Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным? | |
6.Обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия) | Подводя итог мастер-класса, хочется попросить вас проанализировать, используя приём ТКМ - Синквейн. Песок. Легкий, сыпучий. Строит, сыплется, лепится. Вспомнилось детство, море, песочный пляж. Земля-матушка! (слайд 12) |
