ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Хомякова Елена Евгеньевна

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы (агрессивности, тревожности, страхов) и развития навыков понимания, выражения и регуляции эмоций, чувств, состояний. Программа включает в себя три блока: коррекционно-развивающая работа с ребенком, психологическое просвещение родителей, гармонизация родительско-детских отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 ДЛЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ

 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Педагог-психолог

 МБОУ «ЦПМСС»

Хомякова Е.Е.

Пояснительная записка

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Под эмоциональными нарушениями понимается «аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации личности» (6).

Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки.  Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения даже в ситуациях, не предполагающих необходимости в самозащите.

Дошкольники и младшие школьники могут испытывать противоборство разнонаправленных чувств и эмоций. Если негативные эмоции (тревожность, страхи, агрессия и пр.) становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации, влиять на успешность ребенка в познавательной, учебной деятельности, на отношения со сверстниками и взрослыми.

В норме эмоциональная сфера старших дошкольников и младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам, трудностями эмоциональной саморегуляции;

5) эмоциогенными факторами для дошкольников и младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в познавательной деятельности, в обучении, а также оценка этих успехов родителями, воспитателями, учителями;

6) свои и чужие эмоции и чувства недостаточно хорошо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям детей; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей дошкольного и младшего школьного возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

Можно выделить несколько групп факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у дошкольников и младших школьников:  

1. Биологические факторы.  Эмоциональные нарушения очень часто встречаются у детей, в анамнезе которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды. Возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций способствует соматическая ослабленность вследствие частых простудных и хронических заболеваний. Наследственные факторы (в частности тип нервной системы) также играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик эмоциональных и поведенческих проявлений ребенка.

2. Социально-психологические факторы.  В процессе  взаимодействия с социальным окружением  ребенок приобретает опыт общения с взрослыми, сверстниками и особо значимой для них группой – семьей. Этот опыт не всегда является положительным, благоприятным:

- если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого (воспитателя, учителя), он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;

- при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев;

- семейные конфликты, гиперопека, несогласованные, неадекватные возрасту и возможностям ребенка требования, непонимание, непринятие, игнорирование его особенностей, потребностей, интересов, выраженная дистанция в общении,  сверхобязательность и пр. типы родительского отношения становятся источником негативных переживаний детей и оказывают неблагоприятное для эмоционального и личностного развития дошкольника и младшего школьника воздействие.

3. Психологические факторы, среди которых одним из ведущих является недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и эмоций, нарушение у ребенка адекватности реагирования на воздействия извне и др. 

Поступление в дошкольное учреждение, школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов.

4. Организация  предметно-развивающей среды, ее содержание (игрушки, компьютерные игры, телепередачи) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии. Предметная среда, стимулирующая агрессию, тревожность, страхи и другие негативные эмоции, может стать причиной сниженной эмоциональности, отсутствия сопереживания, стереотипности, импульсивности и ситуативности поведения, приводит к ослаблению интереса к занятиям, нарушениям речи (ее экспрессивной, выразительной стороны).

В МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Старый Оскол ежегодно обращаются родители дошкольников и младших школьников по поводу:

  • конфликтных отношений детей со сверстниками и взрослыми (родителями, педагогами), негативизма, упрямства, неуступчивости отношениях с окружающими;
  • отсутствия успехов в учебной и познавательной деятельности;
  • неуравновешенности, возбудимости, чрезмерной импульсивности поведения, бурных аффективных реакций (гнев, истерический плач, демонстрация обиды и пр.);
  • отсутствия или недостаточного развития самостоятельности, готовности преодолевать трудности;
  • неуверенности детей в себе, неадекватной самооценки.

 Психодиагностическое обследование, анализ ситуации развития детей в большинстве случаев обращений констатирует наличие у дошкольников и младших школьников таких нарушений в эмоционально-волевой сфере, как:

  • страхи, не являющиеся возрастными, тревожность, мнительность;
  • болезненная чувствительность, впечатлительность;
  • застревание на отрицательных эмоциях;
  • устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность;
  • эмоциональная холодность, отчуждение, недоверие к окружающим, жестокость;
  • повышенная агрессивность, аутоагрессивность;
  • снижение активности, самостоятельности, инициативности детей;
  • отсутствие или недостаточное развитие навыков адекватного проявления эмоциональных переживаний, навыков саморегуляции.

Изучение стиля родительского поведения у родителей, обратившихся в связи с эмоциональными нарушениями детей,  выявляет наличие признаков дисгармонии родительско-детских отношений.

Таким образом, для преодоления нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей необходимо проводить психологическую (просветительскую, коррекционно-развивающую) работу, как с детьми, так и с родителями.

 Цель программы: создание условий для коррекции и развития нарушений эмоционально-волевой сферы у детей.

Задачи программы:

  1. Снижение эмоционального напряжения у детей.
  2. Уменьшение тревожности, агрессивности, страхов у ребенка.
  3. Развитие навыков понимания, выражения, и регулирования реальных чувств, эмоций, состояний.
  4. Развитие навыков  позитивного восприятия себя и окружающих, воспитание уверенности в себе.
  5. Развитие произвольности поведения, повышение активности и самостоятельности детей.
  6. Повышение родительской компетентности в вопросах развития эмоционально-волевой сферы детей.
  7. Формирование у родителей позитивных установок в отношении поведения и деятельности детей, формирование навыков оказания психологической поддержки и помощи ребенку. 

Структура программы

В структуре программы выделены следующие блоки:

  • Коррекционно-развивающая  работа с ребенком
  • Психологическое просвещение родителей.
  • Гармонизация родительско-детских отношений.

Формы и методы реализации программы

Программа включает в себя систему коррекционных занятий, основу которых составляют игры и игровые упражнения. Игра является ведущим видом  деятельности дошкольников и неотъемлемой частью жизни младших школьников. В процессе игры ребенку легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить конструктивные взаимоотношения с окружающими. Сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные, коррекционно-развивающие игры, игры с песком способствуют эмоциональному отреагированию и проработке негативных переживаний.

К ведущим средствам коррекции также относятся элементы психогимнастики, направленные на развитие способности к позитивному эмоциональному реагированию, развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

В качестве вспомогательных средств в коррекционной работе используются проективные рисуночные методы, в том числе рисование необычными способами (ладонями, стопами ног, пальцами и др.).

Для снятия эмоционального напряжения и тренировки навыков саморегуляции психоэмоционального состояния в работе с детьми применяются методы релаксации.

Занятия с детьми проводятся в индивидуальной форме.

Параллельно проводится консультационная и просветительская работа с родителями.

Коррекция родительско-детских отношений осуществляется в процессе совместной работы пары «родитель-ребенок» с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Структура коррекционно-развивающего занятия с  ребенком

- мотивационный этап (установление контакта, настрой на активное освоение новых навыков и умений);

- разминочный этап (активизации подкорковых структур мозга);

- основная часть (решение задач, поставленных на занятии);

- релаксация (снижение эмоционального напряжения, нормализации мышечного тонуса, дыхания.);

- рефлексия (осознание актуального эмоционального состояния и его причин)

Длительность занятия - 35-45 минут 1-2 раза в неделю.

Тематический план

№ п/п

Темы

Задачи

Кол-во часов

Первый блок «Коррекционно-развивающая работа с ребенком»

«Уходи, злость, уходи!»

Коррекция тревожности, агрессивности, страхов

3

«Удивляюсь, злюсь, боюсь…»

Развитие навыков понимания и выражения эмоций

3

«Учусь владеть собой»

Тренировка навыков саморегуляции эмоционального состояния

3

«Я-хороший! Ты-хороший!»

Развитие навыков позитивного восприятия себя (самооценка) и окружающих

3

«Да и нет не говорите!»

Развитие произвольности поведения

2

Второй блок «Психологическое просвещение родителей»

«Эмоциональ-

ный мир ребенка»

Развитие представлений родителей о психологических особенностях дошкольников (мл.шк.)

1

«Стили родительского поведения»

Анализ результатов диагностического обследования родителей

1

Третий блок «Гармонизация РДО»

«Делай вместе!»

Развитие навыков взаимодействия

2

«Учимся договариваться!»

Развитие навыков взаимодействия в спорной, конфликтной ситуации

2

«Я рядом, я с тобой!»

Развитие навыков оказания эмоциональной поддержки

2

Всего занятий

22

Количество занятий с ребенком и его родителями может варьироваться в зависимости от характера и динамики проработки проблемы.

Прогнозируемые результаты реализации программы

и критерии оценки эффективности программы

Оценка эффективности работы по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы дошкольников и младших школьников основывается:

- на сравнении данных диагностических обследований ребенка в начале и в конце работы по программе;

- на анализе (в том числе самоанализе) эмоционального состояния до и после каждого занятия;

- на основе устных отчетов родителей о поведенческих и эмоциональных реакциях ребенка (дома и вне семьи в промежутках между занятиями) и собственных эмоциональных переживаниях в ответ на эмоциональные проявления ребенка.

Прогнозируемые результаты реализации индивидуально-ориентированной программы:

  • Ослабление эмоционального напряжения и прекращение влияния негативных эмоциональных переживаний на поведение и деятельность ребенка.
  • Наличие у детей представлений об основных эмоциях, умений распознавать, объяснять и адекватно проявлять собственное эмоциональное состояние;
  • Способность саморегуляции эмоциональных состояний и поведения.
  • Наличие у ребенка позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки, адекватное восприятие ребенком окружающих и МЛО.
  • Наличие у детей навыков произвольного, самостоятельного поведения.
  • Адекватность  и обоснованность представлений родителей об индивидуальных и возрастных особенностях своего ребенка.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы психологической диагностики:

Показатели эффективности

Диагностический инструментарий

Ослабление и прекращение влияния негативных эмоциональных переживаний на эмоциональное состояние детей

Проективные рисуночные тесты («Несуществующее животное», «Свободный рисунок» и пр.),

анкета для родителей «Критерии агрессивности у ребенка»  (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).

Снижение эмоционального напряжения, позитивное актуальное ПЭС

Метод цветовых выборов (модифицированный цветовой тест М.Люшера, Л.Н.Собчик)

Позитивная «Я - концепция», адекватная самооценка

Методика изучения самооценки «Лесенка» (Т.В. Дембо – С. Я. Рубинштейн, модификация В.Г. Щур)

Использование в повседневной жизни навыков саморегуляции эмоциональных состояний и поведения

Экспертный опрос родителей,  детей

Произвольность и самостоятельность детей

Экспертный опрос родителей, динамическое наблюдение в процессе работы с ребенком

Адекватность родительских установок в отношении особенностей поведения и эмоциональных проявлений детей

Методика «Взаимодействие родитель-ребенок», автор И.В.Марковская

Осознание собственной родительской позиции

Диагностическое задание «Идеальный родитель»

Конструктивное родительско-детское взаимодействие

Наблюдение в процессе организации совместной деятельности в условиях психологического консультирования, экспертный опрос родителей (опросник «Стили семейного воспитания»).

Позитивное восприятие ребенком окружающих в системе МЛО

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных   ориентаций “Домики” (модификация О.А.Ореховой)

Содержание программы

Первый блок «Коррекционно-развивающая работа с ребенком»

1. Тема занятия: «Уходи, злость, уходи!» (4 часа)

Задачи: создание условий для коррекции тревожности, агрессивности, страхов.

Формы и методы работы: театрализованные и имитационные игры, игры с песком, рисуночные методы.

2. Тема занятия: «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» (4 часа)

Задачи: развитие навыков понимания и выражения эмоций

Формы и методы работы: сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные игры, рисуночные методы, психогимнастические упражнения.

3. Тема занятия: «Учусь владеть собой» (4 часа)

Задачи: тренировка навыков саморегуляции эмоционального состояния

Формы и методы работы: упражнение для активизации подкорковых структур мозга (самомассаж, глазодвигательные упражнения); упражнения для снятия эмоционального напряжения, нормализации мышечного тонуса, дыхания.

4. Тема занятия: «Я-хороший! Ты-хороший!» (3 часа)

Задачи: развитие навыков позитивного восприятия себя (самооценка) и окружающих

Формы и методы работы: психогимнастика, имитационные игры, игры с песком, рисуночные методы, игры-упражнения на самоподдержку («Я – хороший!», «Ладошка» и т.п)

5. Тема занятия: «Да и нет не говорите!» (3 часа)

Задачи: развитие произвольности поведения

Формы и методы работы: коррекционно-развивающие игры («Запретное движение», «Да и нет не говори», «Съедобное - не съедобное», «Летает – не летает» и т.п.), методика «Графический диктант».

Второй блок «Психологическое просвещение родителей»

6. Тема занятия: «Эмоциональный мир ребенка» (2 часа)

Задачи: развитие представлений родителей о психологических особенностях дошкольников (младших школьников)

Формы и методы работы: беседа о возрастных и индивидуальных особенностях эмоционально-волевой сферы дошкольников (младших школьников), анализ результатов диагностического обследования ребенка.

7. Тема занятия: «Стили родительского поведения» (2 часа)

Задачи: анализ результатов диагностического обследования родителей

Формы и методы работы: беседа о результатах обследования по методике «Взаимодействие ребенок-родитель» (И.М.Мароковская), анализ выполнения диагностического задания «Идеальный родитель», заполнение «Карты произвольности» (автор Якимова Т.В.)

Третий блок «Гармонизация РДО»

8. Тема занятия: «Делай вместе!» (3 часа)

Задачи: развитие навыков родительско-детского взаимодействия

Формы и методы работы: совместное рисование, игры в песочнице, упражнения с элементами телесно-ориентированной терапии.

9. Тема занятия: «Учимся договариваться!» (3 часа)

Задачи: развитие навыков взаимодействия в спорной, конфликтной ситуации

Формы и методы работы: коррекционно-развивающая игра «Лепешка»,

игра «Война и мир», совместные игры в песке

10. Тема занятия:  «Я рядом, я с тобой!» (2 часа)

Задачи: развитие навыков оказания эмоциональной поддержки

Формы и методы работы: упражнения с элементами телесно-ориентированной терапии («Ежик», «Торт», «Рисование по телу» и т.п.)


Список литературы

1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе – М.:

Совершенство, 1997.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968

3. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в

детстве: Норма и отношение. – М.: Педагогика, 1990.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб: 1998.

5.Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980

6. Лебединский В.В., Никольская О.С. Эмоциональные нарушения и их коррекция- М.: 1990.

7. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. – М., 1999.

8. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологииразвития. Под ред. А.А.Реана – СПб.:2003

9. Семенович А.В. «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация в детском возрасте» -М: 2006.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М:2001.