СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ.

Лысенко Светлана Дмитриевна

В статье раскрываются  особенности  работы   Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: Центральная психолого-медико-педагогическая  комиссия , дети с  ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reg.konf_.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

                 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

                      С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Калашникова В.М., Бочарова В.Ю.,                                                                                Лысенко С.Д., Чунихина А.Е., Лобанова Т.С.                                        

                                                                                                                                СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ.

        

В статье раскрываются  особенности  работы   Центральной психолого-медико-

педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи

детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: Центральная психолого-медико-педагогическая  комиссия , дети

           с  ограниченными возможностями здоровья.

Право  на качественное образование - одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования.  

Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения предоставляет равный доступ к получению того или иного вида образования и создает  необходимые условия для достижения успеха в образовании всем без исключения детям, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

В связи с этим повышается значимость психолого-медико-педагогических служб, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии.

Одной из таких моделей служб в Архангельской области стала Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее  - ЦПМПК).

ЦПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка,законом РФ «Об образовании», подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,Приказом министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 06 декабря 2011 года № 848 «О центральной психолого-медико-педагогической комиссии», областным законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области.

        Целью ЦПМПК является выявление и психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования, подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организация их обучения и воспитания.

  Деятельность ЦПМПК направлена на решение следующих задач:

- выявление несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья, проведение их комплексного обследования в целях определения форм дальнейшего обучения и воспитания;

- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого– медико - педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонений в поведении детей;

- координация и организационно-методическое обеспечение  деятельности территориальных комиссий;

- проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии;

- оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

             ЦПМПК осуществляет формирование областного информационного ресурса –

        Базы данных о детях, имеющих дополнительные образовательные потребности.        

Обследование детей проводится в помещении ЦПМПК, но при необходимости и наличии соответствующих условий детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

Направление  детей  и  обучающихся  воспитанников  в  ЦПМПКосуществля-

ется  по  заявлению родителей (законных  представителей). Инициаторами  обследования  детей могут  быть  специалисты   образовательных  учреждений, учреждений, занимающихся  обеспечениеми  защитой  прав  детей  и  подростков с отклонениями  в  развитии, лечебно-профилактические, общественные и др. организации.

 Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей). Интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, представляет орган опеки и попечительства.

  Заключение ЦПМПКявляется  документом,  подтверждающим  право  детей  и  обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии на обеспечение  оптимальных условий для получения ими образования.

Родителям(иным законным представителям) выдаётся выписка из протокола обследования с заключением ЦПМПК и рекомендациями(в данных документах не указывается клинический психиатрический диагноз).Сведения о клиническом психиатрическом диагнозе ребенка носят  конфиденциальный характер.

Заключение ЦПМПК является основанием для зачисления ребенка(с согласия родителей или иных законных представителей) в специальное(коррекционное) образовательное учреждение, специальный(коррекционный) класс, группу, а также создания специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательных учреждениях.

Анализ деятельности ЦПМПК по оказанию помощи детям с ОВЗ, за последние три  года, последующим следующее:

Год обследования

Общее количество обратившихся

Из них детей с ОВЗ

        2009-2010

                    1537

           812 (52,83%)

        2010-2011

                    1299

           732 (56,35%)

        2011-2012

                    1347

           678 (50,33%)

   Таким образом, в Архангельской области проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ актуальна, так как эти дети составляют более половины от всех детей, обратившихся в ЦПМПК.

           Эффективная работа по включению ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного      учреждения представляется практически невозможной без наличия в учреждении службы психолого-педагогического сопровождения. Следует добавить, что вся деятельность по включению и сопровождению различных категорий детей с ОВЗ  должна опираться на единые представления об особенностях этих детей, единую терминологию, используемую различными специалистами. Данный подход лежит в основе определения условий включения ребенка  в инклюзивную образовательную среду учреждения, разработки специалистами ПМПК и консилиума ОУ индивидуального образовательного маршрута, реализации всей совокупности коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие, воспитание, обучение и коррекцию имеющихся отклонений.

                                                        Литература

  1. Грибанова Г. Психолого педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова.- 2002 .
  2. Леонгард Э.И.  Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями/ Э.И.  Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова.- М., 2011.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки) от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
  4. Проект ТАСИС. Организация деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий. М., 2002.
  5. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование/ Н.Я. Семаго.- М.: Школьная книга, 2010.
  6. Шипицына Л.М., Жданова М.А. Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова.- СПБ.: Детство-пресс, 2002.