Информационный буклет для родителей первоклассников "Как миновать кризис первой четверти"

Ралько Екатерина Викторовна

В буклете представлены практические рекомендации,как родители могут оказать поддержу своим первоклассникам, какие благоприятные условия необходимо создасть для успешной адаптации к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка и безусловная любовь

Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа. Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, то есть, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Успокойте малыша и дайте ему понять, что вы не ждете немедленно от него выдающихся результатов. Объясните, что в школу приходят учиться, а когда учишься, то сразу не все получается. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а только с  ним самим: вчера было пять ошибок, а сегодня только три, молодец, постарался.

А они меня

В первые недели учебы, пока дети притираются друг к другу, между ними нередко возникают конфликты. Очень важно, чтобы в этот момент ребенок сумел показать себя с лучшей стороны, безболезненно вписался в коллектив.  Подготовьте ребенка к тому,

что ему, не удастся сразу со всеми подружиться, что, не все одноклассники оправдают его ожидания. Расскажите, как мирно сосуществовать с людьми, которые не вызывают у тебя симпатии или которым не нравишься ты. Робких, застенчивых детей стоит научить знакомиться, показать им, как сделать, чтобы другие ребята приняли их в свою игру.

Необходимо объяснить ребенку, что абсолютно неприемлемо в детском коллективе: ябедничать, жадничать, хвастаться, проявлять агрессию по отношению к другим детям. Но малыш должен уметь давать отпор обидчикам, и даже давать сдачи в драке. Научите его быть щедрым и радушным, но объясните, что, ни в коем случае нельзя покупать дружбу одноклассников при помощи чипсов и лимонада или отдавать все свое добро по первому требованию классных «рекетиров».

Старайтесь, чтобы ребенок не выглядел нелепо. Конечно, не стоит покупать одежду для школы в дорогом бутике, но не так трудно добиться, чтобы ребенок был одет аккуратно, по возрасту и со вкусом, чтобы ботинки были начищены, а пуговицы пришиты. Научите первоклассника, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, быстро переодеваться в спортивную форму, аккуратно есть, держать в порядке свое рабочее место, быстро и аккуратно собирать портфель, иначе он станет постоянным объектом насмешек одноклассников.

Итак, закончился первый день новой жизни вашего малыша. Впереди – годы учебы, открытий и рутинной работы, падений и взлетов. Но первый класс, с его радостями и неурядицами останется в памяти малыша навсегда. В нашей власти сделать так, чтобы эти воспоминания были лишь светлыми и радостными.

материал подобран педагогом - психологом Баталовой Екатериной Викторовной

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

СЛУЖБА ЕСОШ №3        

Информация для родителей

п.Емельяново

ул. 2-х Борцов, д.50, т. 2-14-60

Вот и настал долгожданный день. Ваш малыш стал первоклассником. Белые банты-«пропеллеры», первый в жизни строгий костюм с галстуком, охапки роскошных букетов, за которыми порой не видно самого героя торжества. Из школьных динамиков льется песенка: «Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое - быть школьником. 

Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал подготовительные курсы. Вам потребуется колоссальное терпение и такт, чтобы в один прекрасный день чадо не заявило: «Все! Больше в школу не пойду!».

Как показывает опыт, труден самый первый месяц, максимум, четверть. Дальше все пойдет по накатанной колее. С какими же проблемами сталкиваются в это время родители и наши «первоклашки»?

Режим. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя рано вставать. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате не выспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий, с трудом высиживает уроки, переутомляется. Вообще-то, лучше начать приучать будущего первоклассника к новому режиму еще до школы, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Но если вы этого не сделали, проявите твердость и добейтесь, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные.

Естественно, к этому времени должно быть закончено и приготовление уроков. Если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку, хотя бы до конца первого класса.

Отношения с учительницей. Очень многое в жизни первоклашки зависит от того, как сложатся отношения с учительницей, причем не, только его, но и ваши.

Первые недели школьной жизни – самое время познакомиться с педагогом, завязать неформальные, доверительные отношения.  Обязательно расскажите учительнице об особенностях характера и темперамента вашего ребенка, предупредите ее, если малыш – левша или заика, если он чересчур медлителен или, наоборот, неусидчив. Невзначай спросите совета, как скорректировать эти дефекты. Учительнице будет приятно узнать, что вы интересуетесь ее мнением, уважаете ее точку зрения.

Если учительница в конце дня, лишь ужасается вашим чадом, попытайтесь расспросить, что же было сегодня хорошего. Даже если успехи малыша лежат отнюдь не в академической сфере, будет очень хорошо, если учительница вспомнит, что  именно он сегодня по собственной инициативе вытер с доски, поделился с товарищем яблоком, быстрее всех собрал портфель. Это поможет учительнице взглянуть на малыша другими глазами, переведет разговор в иную плоскость.

Если учительница говорит, лишь общие фразы: «не старается», «сплошная грязь в тетрадках» и т.д., попытайтесь выяснить, почему, по ее мнению, у малыша возникли проблемы. Если ситуация тупиковая, предложите вместе побеседовать со школьным психологом или логопедом.

О защите и доверии. Как бы ни были ужасны «прегрешения» малыша, никогда не распекайте его в присутствии учительницы и не позволяйте ей делать это при вас. Подумайте сами, что чувствует маленький человечек, оказавшись в одиночестве перед двумя крайне раздраженными взрослыми. И как больно ему будет узнать, что вы переметнулись «в стан врага» и ругаете его вместе с учительницей, вместо того чтобы помочь ему выпутаться из трудностей, защитить его в этом незнакомом и неуютном месте. Позже, наедине, вы обязательно скажете своему первоклашке, что у вас был сегодня неприятный разговор с учительницей, и вы хотели бы разобраться в том, что произошло, и помочь малышу решить его проблемы. Обязательно выслушайте версию ребенка. Даже если она очень сильно отличается от того, что говорила вам учительница, не спешите обвинять человечка во лжи. Скорее всего, он просто по-иному видит ситуацию, и очень важно понять, как именно. Малыш должен с самого начала понять и почувствовать, что в школе вы – его союзник и защитник. Тогда в любой, даже самой нелицеприятной ситуации он сможет смело рассказать вам о происшедшем, и вы поможете найти выход из положения.

Никогда не позволяйте себе критиковать учительницу в присутствии ребенка. Во-первых, для любого первоклашки его учительница – это истина в последней инстанции. Даже если Марь Иванна сообщит, что Земля стоит на трех китах, вам сейчас вряд ли удастся его переубедить. Более того, ребенок будет успешно учиться лишь в том случае, если он будет полностью доверять учителю. Во-вторых, малыш может просто повторить ваши слова одноклассникам или самой учительнице и возникнет очень неловкая ситуация. В крайнем случае, можно сказать ребенку что-то вроде «мы, конечно, привыкли поступать по-другому, но у Людмилы Петровны, наверное, есть свои причины делать или говорить так».