Главные вкладки

    План - конспект выступления (занятия) по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков на методическом объединении педагогов ОУ.

    Лисицына Елена Анатольевна

    Предлагаемое занятие  может проводиться как завучем, так и психологом, оно имеет законченную структуру, решает определенную задачу по актуализации проблемы в сознании педагогов. Занятие может носить характер разового мероприятия, а может быть первым из цикла встреч с педагогами. На нем педагоги знакомятся с проблемой детского суицида, получают необходимые знания о маркерах суицидального поведения и  рекомендации по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx24.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    План - конспект выступления (занятия) по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков на методическом объединении педагогов ОУ.

    Цель: Повышение осведомленности педагогов о признаках возможного детского и подросткового  суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

    Адресат: педагоги ОУ.

    Ход работы:

    Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю Вам обсудить одну из важных тем касающуюся эмоционального благополучия наших детей. Речь пойдет о детском и подростковом суициде.

    Самоубийство (суицид) – осознанное лишение человеком себя жизни.

    Суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни (Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., 1978, 1980).

    Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей  оказывается человек.   Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

    Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

    Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

    Об актуальности проблемы на сегодняшний день свидетельствует неутешительная статистика:

    Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.  Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

    Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

            Психологи практически единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств в первую очередь являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называют разного рода школьные конфликты. Но если разбираться в существе дела, то, как правило, обнаруживается неблагополучие в семье. Суицидальное поведение – это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально.

    Подросткам присуща недостаточная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Кроме того, для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения: иногда при желании умереть выбираются неопасные с точки зрения взрослых средства, и наоборот – демонстрационные попытки нередко «переигрываются» из-за недооценки применяемых средств.

    Еще одной особенностью суицидальной активности подростков является несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружения случаев.

    Различают следующие типы суицидального поведения:

    Демонстративное поведение: В основе лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.

    Аффективное суицидальное поведение. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции — обида, гнев, -  затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия.

    Истинное суицидальное поведение. Характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

    Суицидальное поведение имеет свою динамику развития:

    Стадия суицидальных мыслей

    Признаки:

    • Снижение адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.);
    • Формирование пассивных суицидальных мыслей («надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д.);

    Стадия суицидальных замыслов.

    Признаки:

    • Появляется цель по лишению себя жизни, разрабатывается план реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства;
    • Высказывания о своих намерениях («Я не могу этого выдержать», «Я не хочу больше жить»).

    Стадия — суицидальных намерений.

    Длительность развития суицидального поведения может исчисляться как минутами, так и месяцами.  При острых формах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

    Кто находится в группе риска? К кому нам необходимо присмотреться в первую очередь?

    • Подростки, пережившие тяжелые утраты, например смерть родителя, особенно в течение первого года после потери.
    • Подростки переживающие семейные проблемы: уход из семьи или развод.
    • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”,  отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
    • Сверхкритичные к себе.
    • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
    • Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
    • Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из близких.
    • Одаренные подростки.
    • Подростки с плохой успеваемостью в школе.
    • Беременные девочки.
    • Подростки, жертвы насилия.

            

    Однако необходимо остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Ребята могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.

    Давайте вместе с вами попробуем сформулировать признаки в поведении, внешности, эмоциональном состоянии подростка, сигнализирующие нам о возможном суициде.

    Ответы фиксируются на доске и соотносятся с приведенным ниже перечнем индикаторов суицидального риска:

    Поведенческие индикаторы 

    • злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
    • эскейп-реакции (уход из дома и т.п.)
    • самоизоляция от других людей и жизни;
    • резкое снижение повседневной активности;
    • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
    • выбор тем для разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
    • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
    • «приведение дел в порядок» (написание завещания, урегулирование конфликтов, раздаривание личных вещей);
    • любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;
    • склонность к неоправданным рискованным поступкам;
    • посещение врача без видимой необходимости;
    • нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе;
    • расставание с дорогими вещами или деньгами;
    • приобретение средств для совершения суицида.

    Коммуникативные индикаторы 

    • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все закончится» – косвенное);
    • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
    • уверения в беспомощности и зависимости от других;
    • прощание;
    • сообщение о конкретном плане суицида;
    • самообвинения;
    • двойственная оценка значимых событий;
    • медленная, маловыразительная речь.

    Когнитивные индикаторы 

    • разрешающие установки относительно суицидального поведения;
    • негативные оценки своей личности, окружающего мира и своего будущего;
    • представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
    • представление о мире как месте потерь и разочарований;
    • представление о будущем как бесперспективном и безнадежном;
    • «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
    • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

    Эмоциональные индикаторы

    • безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаянье;
    • признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, снижение способности к концентрации внимание и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие;
    • несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев, враждебность;
    • вина или ощущение неудачи, поражения;
    • чрезмерные опасения или страхи;
    • чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
    • рассеянность или растерянность.

    Я уверена, что теперь вы более внимательно будете наблюдать за ребятами и оценивать их эмоциональное состояние. Однако возникает вопрос о том, как вести себя в тревожащих ситуациях. В этом Вам помогут следующие рекомендации.

    Рекомендации педагогам по оказанию поддержки ребенку, имеющему признаки суицидального риска:

    - не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией, внимательно слушайте собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;

    - доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

    - дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

    - говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза;

    - постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

    - убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

    - дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

    - помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

    -  постарайтесь изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

    - помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

    -  не спорьте и не настаивайте на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

    -при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

    - помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно;

    • обратитесь за помощью к специалисту.

    Организовать беседу с ребенком можно соблюдая следующие принципы:

    • разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным;

    • уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно расположившись напротив, но не через стол;

    • пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;

    • дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;

    • говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы.

    Я вижу, что тема нашей сегодняшней беседы не оставила вас равнодушными и надеюсь на дальнейшую нашу совместную работу по вопросу организации профилактической работы с детьми.

    Литература:

    1. Вроно Е. М. За гранью отчаяния / Е. М. Вроно // Школьный психолог. 2000.-№17.

    1. Сакович Н.Голосуем за жизнь вместе// Школьный психолог. 2008.-№8
    2. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. //Школьный психолог. 2009.-№22

    1. Шувалов А. Детский суицид: попытка осмысления проблемы.// Школьный психолог. 2013.-№1.