Создание благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря

Рябцева Анастасия Сергеевна

 

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Важным звеном в организации воспитания школьников является  оздоровительный лагерь дневного пребывания.

Летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь. Этим и обусловлено привлечение педагога-психолога к организации летнего отдыха для детей в рамках пришкольного лагеря. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. «Создание благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря».

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Важным звеном в организации воспитания школьников является  оздоровительный лагерь дневного пребывания.

Летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь. Этим и обусловлено привлечение педагога-психолога к организации летнего отдыха для детей в рамках пришкольного лагеря. Необходимость психолога в лагере обусловлена целым рядом причин. Во-первых, отряд включает в себя детей разного возраста, так как возрастная категория детей в лагере от 6,5 до 15 лет. Следует отметить, что отряд – временный коллектив, следовательно, необходима совместная работа педагогов (воспитателей) и психолога по содействию детей в адаптации. Во-вторых, существует вероятность возникновения конфликтных ситуаций среди детей и педагогов (противоречивость педагогических взглядов воспитателей). И наконец, наличие детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.д.) требует осуществления дополнительной поддержки.

Слайд 2. Целью работы психологической службы пришкольного лагеря является создание условий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения детского коллектива, а также развитие индивидуальности ребенка.

слайд 3.Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе;
  2. содействие снятию эмоционального напряжения;
  3. способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;
  4. формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;
  5. изучение психофизиологического состояния детей.

Для реализации обозначенных выше целей и задач работа психолога проводится по четырем основным направлениям:

- диагностическому;

- коррекционно-развивающему;

- консультативному;

- профилактическому.

Деятельность психолога в пришкольном лагере осуществлялась в рамках кружка. С отрядами проводились групповые занятия, а также каждый ребенок имел возможность  прийти в кабинет психолога, чтобы поиграть, поговорить, и просто расслабиться. Кроме групповых проводились и индивидуальные занятия с детьми, по личной просьбе родителей.

В течение первых трех дней смены было проведено вводное анкетирование детей.

Слайд 4. Была разработана анкета, включающая вопросы для оценки эмоционального состоянияи комфорта детей (анкета проводится дважды на начало и конец смены). Для меня, как психолога, оставался важным вопрос о психологическом комфорте детей во время пребывания в лагере, перекл. поэтому в анкету был включен вопрос, где ребенку необходимо было отметить себя в круге, символизирующего отряд (методика «Я в круге»). По данной методике ответы делятся на три категории: в центре круга; в круге, но не в центре; за кругом. Данная методика позволяет выделить детей, которые чувствуют себя не комфортно, и, соответственно, спланировать работу по поддержке ребенка и содействию включения его в группу.

В результате вводного анкетирования было выявлено четверо детей, которые испытывают  дискомфорт при нахождении в отряде. В соответствии с этим были разработаны рекомендации для родителей и воспитателей по оказанию помощи и поддержки детей.

Перекл. Также в анкету был включен вопрос, позволяющий оценить настроение ребенка на момент начала смены. Детям было предложено 5 цветов настроения: красный, символизирующий активность, восторженность и бодрость;

  • желтый, отражающий положительные эмоции, оптимизм;
  • зеленый, обозначающий спокойствие;
  • синий, как цвет символизирующий грусть, сниженный эмоциональный фон;
  • фиолетовый – цвет печали и грусти.

Слайд 5. На протяжении смены работала почта доверия «Рука в руке», которая позволяла выявить скрытые проблемы и найти пути их решения. Механизм работы почты прост – все что нужно, это написать письмо, по желанию ребенка анонимно с указанием даты и времени написания письма, и кинуть в ящик. Раз в три дня почта проверялась, и на информационном стенде вывешивались рекомендации. На мой взгляд, такая форма поддержки детей весьма эффективна. Не всегда ребенок может открыть свои проблемы взрослому человеку, а почта доверия предоставляет ребенку возможность высказаться, получить помощь при этом остаться неузнанным.

Первая неделя пребывания детей в лагере была посвящена знакомству друг с другом, сплочению детских коллективов.

Слайд 6. В соответствии с этим  проводились игры на знакомство, сплочение. С каждым отрядом было проведено упражнение «Мое имя», направленное  на осознание собственной значимости. Данное занятие очень понравилось детям. Многие ответственно подошли к этому заданию, а одна девочка призналась, что до этого момента она не любила свое имя, ей оно не нравилось, а сейчас она иначе посмотрела на него и попросила забрать рисунок себе.

Слайд 7. Также одной из задач было сплочение детских групп. Для этого в каждом отряде были проведены такие игры на сплочение как «Скала», «Переправа», «Коллективный счет» и многие другие. Особо заинтересовало детей упражнение «Электрическая цепь», также направленное на сплочение детей. Каждое занятие мы начинали именно этим упражнением, дети с особым азартом выполняли задание, стремясь с каждым разом выполнить его быстрее.

Слайд 8. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать возможность формирования у детей навыков общения и социального взаимодействия. В соответствии с  этим с отрядами был проведен игровой тренинг «Кораблекрушение», нацеленный именно на решение проблемы формирования навыков социального взаимодействия. Данная игра также позволяет детям выработать стратегию поведения, а наблюдения психолога за ходом игры позволяет выявить детей испытывающих трудности, спланировать работу с ними в дальнейшем, предоставить  рекомендации родителям.

Особую роль в сохранении психического здоровья играет умение расслабляться. Поэтому на протяжении смены с детьми проводились релаксационные упражнения, позволяющие снять не только психоэмоциональное, но и физическое напряжение.

Слайд 9. Одно из упражнений носило название «Королевство внутреннего мира», нацеленное на выработку позитивного самоотношения и тренировку умения расслабляться и снимать напряжение.

Слайд 10.  В последние дни смены проводилось повторное анкетирование, необходимое для оценки эффективности работы психолога на протяжении смены. перекл. По результатам повторного анкетирования 38 детей изменили свое местоположение в круге.

перекл. Как и в начале смены, детям было предложено оценить настроение. В обоих исследованиях не были выбраны синий и фиолетовый цвета. Возросло число детей оценивших свое настроение как восторженное. Следовательно, можно говорить об эффективности деятельности педагогического состава, в частности психолога. 

Слайд 11. Для каждого ребенка в лагере было свое важное событие: спортивная регата, конкурс «Золушки», поход в ПКиО «Городской сад», стадион, посещение школьного музея. Свои впечатления о лагере дети выразили рисунками.

Слайд 12. Таким образом, анализируя данные, полученные в ходе анкетирования, а также опираясь на собственные наблюдения в ходе смены и беседы с детьми и их родителями, можно сделать вывод о том, что на протяжении всей смены были созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей в лагере. Это способствовало всестороннему развитию личности ребенка, сохранению его психологического здоровья,  формированию и тренировке навыков социального взаимодействия.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря» Подготовила: Рябцева Анастасия Сергеевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 9

Слайд 2

Цель создание условий, способствующих снятию психо-эмоционального напряжения детского коллектива, а также развитие индивидуальности ребенка.

Слайд 3

Задачи: оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря; содействие снятию эмоционального напряжения; способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов; формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности; изучение психофизиологического состояния детей.

Слайд 5

Почта доверия «Рука в руке»

Слайд 6

Упражнение «Мое имя» Цель: осознание собственной значимости, способствование более глубокому самопознанию.

Слайд 7

Игры на сплочение.

Слайд 8

Игровой тренинг «Кораблекрушение» Цель: создание условий для развития навыков социального взаимодействия.

Слайд 9

Релаксационное занятие «Королевство внутреннего мира» Цель : выработка позитивного самоотношения и тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.

Слайд 10

Анкетирование

Слайд 11

«Что мне запомнилось в лагере»

Слайд 12

«Создание благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря» Подготовила: Рябцева Анастасия Сергеевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 9