научно-исследовательская практика

Арефьева Елена Вячеславовна

особенности развития мышления дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-issledovatelskaya2.docx131.74 КБ

Предварительный просмотр:


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

МПЦ   (221)    Егорьевск

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Научно-исследовательская практика

Тема

Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

Фамилия студента

Арефьева

Имя студента

Елена

Отчество студента

Вячеславовна

№ контракта

25100090701007

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Направление на практику

 


Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

1 Методы диагностики мышления дошкольников……………………………….4

2 Результаты исследования………………………………………...……………..10

Заключение………………………………………………………………………...18

Список использованных источников…………………………………………….19

Приложение………………………………………………………………………..20


Введение

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка,  развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.  Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей

В отечественной психологии накоплены ценные сведения о психологии мышления. Проблемами психологии мышления  занимался А.Н.Леонтьев, который определял мышление как высшую ступень познания; С.Л.Рубинштейн в качестве основного предмета психологического исследования мышления видел не только процесс, но и деятельность; П.Я.Гальперин  определил предмет психологии мышления следующим образом: «Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при  решении интеллектуальных задач»[1].

Поэтому основная цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить особенности развития мышления у детей дошкольного  возраста.

Исследование проводилось  на базе________ с ____ по _____.


Основная часть

1 Методы диагностики мышления дошкольников

Определение уровня психического развития ребенка является важнейшим направлением в деятельности психолога. Задачи такого рода часто возникают в процессе воспитания детей. Причиной обращения к специалистам подобного рода являются дисгармонии в становлении личности, нарушение общепринятых норм и правил поведения, а также сложности во взаимоотношениях, как со сверстниками, так и с взрослыми. И самое удобное для диагностики тех или иных состояний являются диагностические методики, и в том числе, различного рода тестовые процедуры.

Диагностика позволяет выявить степень его созревания. Речь идет о соответствии созревания определенных мозговых структур, нервно- психических функций условиям и целям его воспитания. Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида[2]. Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики наглядно-образного  и наглядно-действенного мышления детей предложено по три разные методики по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

Для проведения констатирующего эксперимента мы подобрали ряд методик, с помощью которых мы выявляем уровень развития мышления.  

Методики предъявлялись детям в первой половине дня после проведения подгрупповых занятий, индивидуально.

Методики для оценки образно-логического мышления

Методика «Нелепицы»[3]

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. (Приложение А). Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

4 и выше балла в этом задании ребенок может только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов —средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

Методика «Времена года»[4] 

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех, назвал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 6-7 баллов —средний. 4-5 баллов — низкий. 0-3 балла — очень низкий.

Методики для оценивания наглядно-действенного мышления

Методика «Обведи контур»[5] 

Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка результатов

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:

10 баллов — ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8-9 баллов — на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов — на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2-3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов —средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

Методика «Пройди через лабиринт»[6] 

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта. 8-9 баллов задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок. 6-7 баллов задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок. 4-5 баллов задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок. 2-3 балла задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок. 0-1 балл - задание выполнено ребенком за время свыше 120 или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7баллов—средний. 2-3 балла —низкий. 0-1 балл—очень низкий.

2 Результаты исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 29 «Росинка». Оно проводилось в подготовительных к школе группах. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте  от 5 до 6 лет.

В таблице 1 нашли своё отображение данные экспериментальной и контрольной группы.

Таблица 1

Данные экспериментальной и контрольной группы

Экспериментальная группа

Имя, фамилия

Возраст

1

Андрей  Е.

5 лет 11 месяцев

2

Валерия  А.

5 лет 8 месяцев

3

Григорий  М.

5 лет 5 месяцев

4

Даниил А.

5 лет 3 месяца

5

Кристина Ж.

5 лет 10 месяцев

6

Лика Д.

5 лет 2 месяца

7

Лена П.

6 лет

8

Максим К.

5 лет 1 месяц

9

Маша Б.

5 лет 9 месяцев

10

Татьяна В.

5 лет 11 месяцев

Контрольная группа

Имя, фамилия

Возраст

11

Витя Л.

6 лет

12

Женя П.

5 лет 9 месяцев

13

Ира У.

5 лет 4 месяцев

14

Катя В.

5 лет 6 месяцев

15

Коля Т.

5 лет 11 месяцев

16

Маша В.

5 лет 9 месяцев

17

Миша П.

5 лет 2 месяца

18

Олег Р.

6 лет

19

Оксана Ш.

5 лет 8 месяцев

20

Семен П.

5 лет 11 месяцев

Как мы видим из таблиц 1 и 2 , экспериментальная и контрольная группы состояли из 10 человек - 5 мальчиков  и 5 девочек в каждой из групп соответственно.

1.Нелепицы.  Результаты диагностики дошкольников, полученные после проведения исследования с  помощью методики «Нелепицы», представлены в диаграмме 1 и таблицах 2 и 3 (экспериментальная  и контрольная группа соответственно).

Из диаграммы 1 видим, что высокий уровень наглядно-образного мышления зафиксирован у 20% респондентов в группах, средний уровень – у 50% детей экспериментальной и у 70% детей контрольной группы.

Диаграмма 1

Нелепицы

 

Низкий уровень у 30% респондентов экспериментальной и у 10% - контрольной группы.

Таблица 2

Экспериментальная группа. «Нелепицы»

Имя

Кол-во баллов

Уровень

1

Андрей  Е.

5

средний

2

Валерия  А.

3

низкий

3

Григорий  М.

6

средний

4

Даниил А.

6

средний

5

Кристина Ж.

9

высокий

6

Лика Д.

2

низкий

7

Лена П.

7

средний

8

Максим К.

8

высокий

9

Маша Б.

6

средний

10

Татьяна В.

2

низкий

Общий балл

54

Таблица 3

Контрольная группа. «Нелепицы»

Имя

Кол-во баллов

Уровень

1

Витя Л.

4

средний

2

Женя П.

6

средний

3

Ира У.

6

средний

4

Катя В.

5

средний

5

Коля Т.

8

высокий

6

Маша В.

8

высокий

7

Миша П.

5

средний

8

Олег Р.

2

низкий

9

Оксана Ш.

7

средний

10

Семен П.

5

средний

Общий балл

56

Из диаграммы 1 и таблиц 2, 3  видим, что и в экспериментальной, и в контрольной группе не зафиксировано очень низкого и очень высокого уровня развития наглядно-образного мышления. Общий  балл в группах почти одинаков (54 в экспериментальной  и 56 в контрольной).

2.Результаты, полученные с  помощью методики «Пройди через лабиринт», представлены в диаграмме 2 и  таблицах 4 и 5.

Из  диаграммы 2 мы видим, что и в экспериментальной, и в контрольной  группе преобладает средний уровень развития (60%). Очень низкий уровень зафиксирован у 10% детей данных групп, высокий уровень у 10% экспериментальной группы и 20% контрольной группы, а низкий – у 20% испытуемых экспериментальной и 10% контрольной группы.

Диаграмма 2

Пройди через лабиринт

 Таблица 4

Экспериментальная группа. «Пройди через лабиринт»

Имя

Кол-во баллов

Уровень

1

Андрей  Е.

6

средний

2

Валерия  А.

3

низкий

3

Григорий  М.

5

средний

4

Даниил А.

6

средний

5

Кристина Ж.

8

высокий

6

Лика Д.

2

низкий

7

Лена П.

7

средний

8

Максим К.

6

средний

9

Маша Б.

6

средний

10

Татьяна В.

1

оч.низкий

Общий балл

50

Таблица 5

Контрольная группа. «Пройди через лабиринт»

Имя

Кол-во баллов

Уровень

1

Витя Л.

2

низкий

2

Женя П.

6

средний

3

Ира У.

6

средний

4

Катя В.

5

средний

5

Коля Т.

8

высокий

6

Маша В.

8

высокий

7

Миша П.

5

средний

8

Олег Р.

1

оч.низкий

9

Оксана Ш.

6

средний

10

Семен П.

5

средний

Общий балл

52

Из  таблиц видим, что общий  балл в группах составил 50 в экспериментальной и 52 в контрольной. Очень  низкий уровень зафиксирован у Олега Р. (контрольная группа)  и Татьяны В. (экспериментальная группа).

3.Результаты, полученные с  помощью методики «Времена года», представлены в диаграмме 3, а также  в таблицах 6 и 7.

Из  диаграммы 3 мы видим, что и в экспериментальной, и в контрольной  группе преобладает средний уровень развития (60%).

Диаграмма 3

Времена года

Высокий уровень зафиксирован у 10% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Низкий уровень выявлен у 30% респондентов экспериментальной и 20% - контрольной группы.

Таблица 6

Экспериментальная группа. «Времена года»

Имя

Кол-во баллов

Уровень

1

Андрей  Е.

26

средний

2

Валерия  А.

22

низкий

3

Григорий  М.

25

средний

4

Даниил А.

26

средний

5

Кристина Ж.

32

высокий

6

Лика Д.

23

низкий

7

Лена П.

30

средний

8

Максим К.

28

средний

9

Маша Б.

30

средний

10

Татьяна В.

19

низкий

Общий балл

261

Таблица 7

Контрольная группа. «Времена года»

Имя

Кол-во баллов

Уровень

1

Витя Л.

22

низкий

2

Женя П.

28

средний

3

Ира У.

26

средний

4

Катя В.

25

средний

5

Коля Т.

36

высокий

6

Маша В.

38

высокий

7

Миша П.

26

средний

8

Олег Р.

21

низкий

9

Оксана Ш.

26

средний

10

Семен П.

28

средний

Общий балл

276

Из  таблиц 6 и 7  мы можем сделать вывод о том, что общий  балл в  экспериментальной группе несколько меньше, чем в  контрольной (261 и 276 соответственно). Очень  низкий  и очень высокий уровень нами не зафиксирован.

4.Результаты диагностики детей, проведенной с помощью методики «Обведи контур» представлены в диаграмме 4, таблиц 8 и 9.

Диаграмма 4

Обведи контур

Из диаграммы 1 мы видим, что в высокий уровень наглядно-образного мышления у 10% испытуемых экспериментальной группы, 20% детей контрольной группы, средний уровень – у 60% детей респондентов данных групп, низкий уровень у 20% в экспериментальной и 10% в контрольной группе, очень низкий  у 10% в группах.

Таблица 8

Экспериментальная группа. Обведи контур.

Имя

Кол-во баллов

Уровень

1

Артем Е.

5

средний

2

Вика А.

3

низкий

3

Гриша М.

5

средний

4

Денис А.

6

средний

5

Катя Ж.

9

высокий

6

Лена Д.

2

низкий

7

Лера П.

5

средний

8

Максим К.

5

средний

9

Маша Б.

6

средний

10

Тимур В.

1

оч.низкий

Общий балл

47

Таблица 9

Контрольная группа. Обведи контур

Имя

Кол-во баллов

Уровень

1

Вася Л.

2

низкий

2

Женя П.

6

средний

3

Ира У.

5

средний

4

Катя В.

5

средний

5

Коля Т.

8

высокий

6

Марина В.

8

высокий

7

Миша П.

5

средний

8

Олег Р.

1

оч.низкий

9

Оля Ш.

6

средний

10

Саша П.

5

средний

Общий балл

51

Проанализировав представленные выше таблицы, мы можем сделать вывод о том, что и в экспериментальной, и в контрольной группе преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления. Общий  балл в контрольной группе несколько выше, чем в экспериментальной (51 и 47 соответственно).

 Заключение

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо. Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Проведя в феврале 2014 года  диагностику детей экспериментальной и контрольной группы, мы выявили, что в группах детей преобладает средний уровень развития мышления. Поэтому следующим этапом нашей работы будет  формирующий эксперимент, направленный на развитие у детей экспериментальной группы мышления с помощью арттерапии.

Для более высокого уровня развития мышления нами будет разработана программа с использованием различных методов арттерапии.


Список использованных источников

1

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. -М.: Изд-ство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с. (Психологи Отечества)

2

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: ГНОМ и Д,2000.- 144с.

3

Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 56 с.: ил

4

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития ребенка. – М.: Академия, 2003. – 237 с.

5

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 2008. – 416 с.

6

Морозов С.М., Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике  - СПб.: Питер, 2002. - 528с.

7

Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 620 с.

8

Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 272 с.

9

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998 – 304 с.


Приложения

А


[1] Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.-М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998, с.56

[2] Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.: Академия, 1998, с.27

[3] Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития ребенка.- М.: Академия, 2003, с.112

[4] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой- М.:ГНОМ и Д, 200, с.76

[5] Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития ребенка. – М.: Академия, 2003, с.39

[6] Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.-М.: Академия, 1998, с.85