Элективный курс "Твоё призвание"

Отраднова Светлана Александровна

 

Программа элективного курса "Твоё призвание"  ориентирована на учащихся 10-11-х классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов, саморазвитие профессионально важных качеств старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большереченская  средняя общеобразовательная школа №2»

Программа

ориентационного элективного курса

«Твое призвание»

Составитель программы:

                                          педагог-психолог Отраднова С.А.

                                               

2014 г.


Пояснительная записка

   Правильно сделанный в стенах школы выбор – это начало пути человека к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

    Программа ориентационного элективного курса «Твое призвание» поможет будущим выпускникам выбрать профессиональный путь.

   Общий объем курса - 18 часов. Программа профессионального самоопределения старшеклассников ориентирована на учащихся 10-11-х классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов, саморазвитие профессионально важных качеств.

    Первые три темы имеют большую теоретическую направленность и ориентированы, в основном, на получение теоретических знаний; четвертая и пятая темы призваны сформировать у обучающихся практические умения в освоении основных стратегий выбора профессиональной карьеры. Количество часов на изучение тем может быть значительно расширено за счет самостоятельной работы, проектной деятельности. Для успешного освоения программы курса должны использоваться активные развивающие формы и методы обучения: комбинированный урок, мини-лекция, «круглый стол» с представителями отдельных профессий, индивидуальные и групповые беседы, демонстрация кино- и видеофильмов.

 Цели курса:

Актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе обучения и самодиагностики с профессионально важными качествами, способствующими успешности освоения профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  1. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
  3. Освоение технологии выбора сферы профессиональной деятельности.

 Календарно-тематический план курса «Твое призвание»

                    Тема раздела

Всего часов

Из них практич.

1.

Многообразие мира профессий («знаю»)

4

2

2.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

4

2

3.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

4

2

4.

Творческое проектирование профессионального пути («делаю»)

4

2

5.

Выбор профессии – выбор судьбы («получаю»)

2

2

                                                      Итого

18

10

Содержательная часть.

  1. Многообразие мира профессий.

                  («знаю»)

Научные основы профессионального самоопределения: цель и смысл жизни. Разнообразие профессий. Значение правильного выбора профессии в жизни человека и общества. Пути приобретения профессии. Современный рынок труда. Профессиональный успех.

Ценности профессиональной карьеры.

Диагностико–развивающие процедуры и самостоятельная работа.

Активизирующая методика «Биржа труда». Составление формул профессий.

  1. Склонности и интересы в профессиональном выборе.

                             («хочу»)

Потребности и мотивы как условие активности личности. Профессиональные склонности и намерения. Доминирующие и сопутствующие интересы.

Диагностико–развивающие процедуры и самостоятельная работа.

Карта интересов; опросник профессиональной готовности; методика Голланда.

  1. Возможности личности в профессиональной деятельности

                             («могу»)

Профотбор и профпригодность. Профессионально важные качества.

Профессиограмма и психограмма предпочитаемой профессии. Особенности психики и выбор профессии (темперамент, характер, воля, внимание, память, мышление).

Диагностико–развивающие процедуры и самостоятельная работа.

Использование комплекса тестов для диагностики психологических особенностей личности, знакомство с профессиограммами различных профессий.

  1. Творческое проектирование перспективы профессионального роста.

                               («делаю»)

Программирование действий для успешной реализации целей. Выбор профиля обучения. Личный профессиональный план.

Диагностико – развивающие процедуры и самостоятельная работа.

Разработка и оформление творческих проектов «Моё призвание», «Мои перспективы», «Моя профессиональная карьера», «Имидж успешного профессионала» и т.п.

Консультирование по оформлению и подготовке к защите творческого проекта.

       5. Выбор профессии – выбор судьбы..

                                  («получаю»)

            Защита творческого проекта.

Методическая часть

   В результате изучения обучающимися данного курса предполагается:

  1. Овладение знаниями из области мира труда и профессий, знаниями своих профессиональных способностей и возможностей.
  2. Приобретение опыта:
  • творческого проектирования;
  • самодиагностики личностных качеств;
  • анализа социальной действительности.
  1. Формирование и развитие:
  • профессиональной ориентации и социально-значимых установок в жизненном самоопределении подростков;
  • самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Критерии оценки

   Оценить эффективность курса позволит изучение степени влияния творческих проектов «Мое призвание» на реальный выбор выпускниками профессии.

Коэффициент эффективности будет вычисляться по формуле

                                Кэф =  Впр/ Вобщ х 100% , где

Впр – число выпускников, избравших профессию в профессиональных учебных заведениях в соответствии с проектом.

Вобщ – общее число выпускников 11-х классов.

                 

Список литературы

  1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка,1988.

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на Дону: Феникс,1996.

  1. Психологическое сопровождение выбора профессии (под ред.Л.М.Митиной, М.: Флинта, 1998.)

  1. Рягин С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в современной школе: Монография. – Омск:ООИПКРО,2003.

  1. Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11 классов. Под ред.     С.Н.Чистяковой. М.:Просвещение,2003г.