Лекция для педагогов "Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников"

Отраднова Светлана Александровна

В лекции «Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников»  освещена  тема проблемного поведения учащихся, с которыми мы ежедневно общаемся, осуществляя учебно-воспитательный процесс.

Отклоняющимся (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.

Так же подробно рассмотрены  причины перечисленных отклонений и даны рекомендации по коррекционной работе с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_dlya_pedagogov.doc40 КБ
Microsoft Office document icon plakat_1.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon plakat_2.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2»

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников

(Лекция для педагогов)

                                                                           Разработала: педагог-психолог

Отраднова С.А.

                                         

Тема: Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.

Цель:  Расширить знания педагогов о природе девиантного поведения и его психокоррекции.

Задачи:  

         - проанализировать причины, вызывающие девиантное поведение учащихся:

         - дать рекомендации по психологической коррекции отклоняющегося        

           поведения школьников.

Уважаемые коллеги! Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проблемного поведения учащихся, с которыми мы ежедневно общаемся, осуществляя учебно-воспитательный процесс.

     Отклоняющимся (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа (Внимание на плакат 1).К отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную выгоду (хищение, кражи, мошенничество). Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы, употребление алкоголя и наркотиков, бродяжничество). Крайнее проявление социально-пассивной позиции – суицид.

      Каковы же причины перечисленных отклонений? Девиантное поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах дезадаптации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию (Внимание на плакат 2).

    - Патогенная дезадаптация вызывается  отклонениями и патологиями  психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения ЦНС. Патогенная дезадаптация  по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения и т. д.), в основе которых лежат серьёзные органические повреждения нервной системы. Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, тики, навязчивые дурные привычки и т. д.), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

    - Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями школьников,  которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода.

Устойчивые  формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т. п.) К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и прежде всего кризис подросткового возраста. Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны различными кофликтными ситуациями в школе, семье, переживаниями первой влюбленности и т. д.

          - Социальная дезадаптация проявляется  в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить 2 стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность.

           При педагогической запущенности, несмотря на отставание в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии, для них небезразлично мнение окружающих.

           При социальной запущенности  наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, формируется негативное отношение к труду,  стремление к нетрудовым доходам и «красивой жизни» за счет сомнительных и незаконных средств к существованию.

          Безусловно, для успешного решения данной проблемы необходима последовательная и систематическая коррекционная работа.

          Задачи психокоррекции:

  1. Психолого-педагогическое изучение личности ребенка (особенностей его эмоционального реагирования, уровня учебной мотивации, отклонений в нервно-психическом развитии и т. д.)
  2. Выявление и изучение неблагоприятных (травмирующих) факторов социальной среды (семья, друзья, школа), которые нарушают психическое развитие ребенка.
  3. Воспитание высших эмоций: познавательных, этических; развитие интеллектуальной, волевой сферы, уровня общения.
  4. Создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, психологической защищенности, доверия.                            

Как же строить полноценное взаимодействие с учениками?

  Вот несколько рекомендаций:

       -Вкладывайте свою душу. Не разговаривайте с учеником отстраненно и безлично.

       -Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым воспитанником возникал психологический контакт. Узнавайте интересы ребят, разделяйте их проблемы.

       - Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности учеников.

       Помните, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота, подросток стремиться к равноправию, юноша ждёт уважения!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература

  1. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения  несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.1993.
  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. 1986.
  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: учебное пособие.- М. 2000.
  4. Натансон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1984
  5. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. М. 2006.


Предварительный просмотр:

Плакат № 1

Отклонения

КОРЫСТНОГО

типа

                        - кражи

                     - взятки

                     - мошенничество

Отклонения

АГРЕССИВНОГО

типа

                       - оскорбления

                    - хулиганство

                    - убийство

                    - побои        

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Отклонение

СОЦИАЛЬНО – ПАССИВНОГО

типа

                                           - отклонение от учебы

                                           - бродяжничество

                                           - употребление алкоголя, наркотиков

                                           - суицид



Предварительный просмотр:

Плакат № 2

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Патогенная дезадаптация

Психосоциальная дезадаптация

Социальная дезадаптация

Органические повреждения Ц.Н.С.

Психологические особенности

- психозы

- эпилепсия

- шизофрения

- акцентуации характера

- неадекватная самооценка

- нарушения эмоционально-волевой сферы

- нарушения коммуникативной сферы

Педагогическая запущенность

Социальная запущенность

Психогении

Особенности кризисных периодов

- фобии

- тики

- навязчивые привычки