Взгляд психолога на нравственное воспитание в школе

“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт

“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель

В Российском государстве нет официальной идеологии, духовных и нравственных идеалов. На протяжении определенного количества лет, сведенными к минимуму оказались духовно-нравственное воспитание в семье  и воспитательные функции действующей системы образования. Ценностные установки формируются под влиянием Интернета, СМИ, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному). Общение между людьми, как в возрастной среде, так и в семье, вытеснили социальные сети, различные игровые технологии в интернете. Ребенок в семье предоставлен сам себе. К сожалению, не все семьи с достаточным пониманием относятся к новообразованиям в жизни ребенка, кот связаны с поступлением в школу. Формирование положительного восприятия школы, желание учиться, закладывается у ребенка с первых дней учебы. Ребенок хочет быть услышанным, ему необходимо поделиться со своими трудностями и победами в семье, среди близких людей. Нельзя заменить роль семьи  заботой учителя, психолога и социального педагога. Мы все принимаем участие в судьбе ребенка, но каждый из нас это делает в рамках своей компетенции, жизненного опыта, эмпатии. Мы не можем изменить внутрисемейные отношения в одностороннем порядке, мы можем оказать профессиональную поддержку, помощь при обращении родителей. Запрос, инициатива всегда должны исходить со стороны семьи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взгляд психолога на нравственное воспитание в школе»

“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт

“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. То, что сейчас происходит вокруг нас- политические события, конфликты, вооруженные восстания, нестабильность в экономике, в той или иной мере отражается на нашем сознании, неокрепшей психике подрастающего поколения. В Российском государстве нет официальной идеологии, духовных и нравственных идеалов. На протяжении определенного количества лет, сведенными к минимуму оказались духовно-нравственное воспитание в семье  и воспитательные функции действующей системы образования. Ценностные установки формируются под влиянием Интернета, СМИ, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному). Общение между людьми, как в возрастной среде, так и в семье, вытеснили социальные сети, различные игровые технологии в интернете. Ребенок в семье предоставлен сам себе. Зачастую он  не нарушает норм поведения в домашней обстановке, будучи вовлеченным  в процесс переписки  со своими сверстниками, и не только. Компьютер заменил живое общение, особенно его дефицит прослеживается во внутрисемейных отношениях. Родители заняты своими заботами, пока ребенок не обратит на себя внимание, какими-нибудь проступками (пропуски уроков, плохая успеваемость, поведение и пр.) Такой подход к воспитанию в современном обществе  во многом деструктивен и разрушителен с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Большие трудности в работе вызывает:

  • крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей;
  • некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
  • отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов, таких как  семья, образовательные учреждения, государственные и общественные структуры;
  • политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу продуктами западной массовой культуры, которые зачастую являются эталонами для подражания на неокрепшее мировоззрение подростка.

Основной источник нравственного опыта детей- это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие учащихся  на уроках осуществляется через содержание учебной деятельности, самой организацией урока, личностью учителя.

Эти ценности, знания, морально-этические нормы не даются детям в готовом виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков, вызывая негатив и озлобленность.

Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации организуются в нашей школе посредством воспитательной работы, тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Патриотическое воспитание в нашей школе опирается на Федеральную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011-2015г.г.

Школа имеет свой герб, гимн, ученическую организацию.

Сложились традиции проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию. Это ежегодное проведение утренников для обучающихся 1-4 классов, праздничных концертов, фестиваля военной, патриотической песни для 5-7 классов, посвященного Дню Защитников Отечества. Ребята принимают  участие в районном конкурсе «Песни, опаленные войной», в районном конкурсе самодеятельных поэтов «Пегасик», Уроки мужества проводятся руководителем музея школы  и кружковцами («200 лет Бородинской битве», «Герои – земляки – участники В.О.войны», «Жители микрорайона – участники В.О.войны» и др.). Ежегодно команда учащихся принимает участие в лыжной эстафете памяти Героя России Курбангалеева А.Р.

        В школе классными руководителями 1 – 11 классов проводятся единые классные часы, посвященные Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

        В июне юноши 10-х классов выезжают на военные сборы «Гвардия России».

        В школе проводятся районные Президентские соревнования. Команда юношей и девушек участвует в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.

        Ежегодно педагогический и ученический коллективы поздравляют участников ВОв, тружеников тыла с Днем Победы, разнося по квартирам поздравительные открытки от Президента РБ и главы Администрации района. Приглашаем пожилых людей микрорайона на праздничные концерты и чаепития. По домам поздравляем учителей, ушедших на пенсию.

        Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Переступив впервые порог школы, первоклассники приносят свои привычки,  умение общаться, строить отношения. Начинается период адаптации.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

К сожалению, не все семьи с достаточным пониманием относятся к новообразованиям в жизни ребенка, кот связаны с поступлением в школу. Формирование положительного восприятия школы, желание учиться, закладывается у ребенка с первых дней учебы. Ребенок хочет быть услышанным, ему необходимо поделиться со своими трудностями и победами в семье, среди близких людей. Нельзя заменить роль семьи  заботой учителя, психолога и социального педагога. Мы все принимаем участие в судьбе ребенка, но каждый из нас это делает в рамках своей компетенции, жизненного опыта, эмпатии. Мы не можем изменить внутрисемейные отношения в одностороннем порядке, мы можем оказать профессиональную поддержку, помощь при обращении родителей. Запрос, инициатива всегда должны исходить со стороны семьи. Именно поэтому считаю, что возможности педагога  в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Социально-психологическая  служба школы  посвящает  таким детям немало времени и сил, чтобы восполнить недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой  на классных часах, беседах и других мероприятиях.

        Беседы, организованные школьным психологом, направлены на раскрытие потенциала каждой личности, умения выражать свое мнение на обсуждаемую тему, слушать окружающих и быть услышанным.

        Вся воспитательная работа в нашей школе направлена на воспитание достойного гражданина.

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 49

Нургалиева Гузель Фаязовна