Сказкотерапия в работе педагога-психолога

Шактар-оол Белекмаа Викторовна

Материал предназначен для применения в работе педагогов-психологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx308.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в работе педагога-психолога

Шактар-оол Белекмаа Викторовна,

 педагог-психолог ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»

В настоящее время психологи своей работе очень часто применяют метод сказкотерапии. Используя ресурсы сказок можно решать разные проблемы. Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление ребенка и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине ребенок пока не готов озвучить. 040520121682.jpg

Сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи (боязнь темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи).

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Во время сказкотерапии от психолога требуется выполнение следующих условий:

- При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

- Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

- Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

 Однако сказки должны подходить ребенку по возрасту.

Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом. Психолог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается, отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как невротическое состояние. 

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Метод «Изготовление кукол»

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение. При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

- звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

- дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

- необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

- все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Использование  кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику  детей. С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу.  Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.

Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что: образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них; предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Коррекция страхов и тревожности у детей.

То, что ребенок может испытывать чувство страха вполне объяснимо и типично для детского возраста. В большинстве случаев это страх темноты, боязнь остаться одному, без родителей и близких, беспокойство по поводу своего здоровья.

Для каждого возраста характерны свои страхи. Так в 2-3 года дети боятся животных или темноты, а в 7-8 лет приходит страх смерти близких. Страх в той или иной мере испытывают все - и дети и взрослые. Но существует грань, за которой естественное чувство страха превращается в навязчивую фобию и делает из нормального ребенка невротика. Хорошим способом предотвратить развитие детских страхов и помочь боязливому ребенку преодолеть свой страх является метод сказкотерапии. 

Рассказывайте малышу терапевтические сказки - веселые, парадоксальные и неожиданные. Придумывая сказку, сделайте ее смешной, доводите до абсурда именно те ситуации, которые больше всего беспокоят ребенка. Например, когда чудовище догоняет персонаж сказки (подразумевается, ребенок), оно вдруг спотыкается, падает в лужу, долго не может встать, поскальзывается и падает обратно.
Помните, в сказке всегда есть место волшебству. Страшное чудовище можно остановить хорошим словом или поступком, его можно пожалеть, накормить и стать его другом. В работе детского психолога встречается множество проблем, и информация о сказкотерапии пригодится для дальнейшей организации терапевтической и коррекционной работы педагогов-психологов.