Психологическое занятие "Поговорим о дружбе"

Валигура Евгения Николаевна

 

Актуальность  выбранной темы: дружба расширяет детские интересы, помогает адаптироваться в школе, оказывает положительный эмоциональный заряд, формирует благожелательный стиль общения, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, совместная  деятельность, постановка задач занятия способствует развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций, умению  работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskoe_zanyatie_plgovorim_o_druzhbe.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие в начальной школе

«Поговорим о дружбе»

Актуальность  выбранной темы: дружба расширяет детские интересы, помогает адаптироваться в школе, оказывает положительный эмоциональный заряд, формирует благожелательный стиль общения, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, совместная  деятельность, постановка задач занятия способствует развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций, умению  работать в группе.

Цель: Развитие эмоционально-чувственной компетенции обучающихся младшего школьного возраста.

           Приобщение обучающихся к социальному миру взаимоотношений

           Способствовать развитию коммуникативных способностей, сплочению классного коллектива.

Задачи: Формирование нравственных качеств  детей: умение дружить, беречь дружбу.

Развитие  коммуникативных навыков общения,  умение выражать  собственную точку зрения, вести рассуждения,                                                                       развитие морально-психологических  качеств у детей.

               Воспитание доброжелательности.

Класс: 3б

Форма работы: групповая.  

Методы и приёмы: разговор-рассуждение.

Оборудование: проектор, экран, презентация, абак, песок, бусы,  поддон для песка, кроссворды. Аудиозапись песни В.Шаинского «Чему учат в школе», бейджики, цветик-семицветик.

     

Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность психолога

Деятельность обучающихся

ИКТ,

оборудование

I. Орг момент

Звучит песня В.Шаинского «Чему учат в школе»

Слайд 1

 портрет В.Шаинского. Аудиозапись песни

II. Мотивирование к деятельности

- Ребята, чтобы определить тему нашего занятия предлагаю вам разгадать кроссворд. Для этого объединитесь в группы по цвету фигуры на бейджике.

Кроссворд.

  1. Шея длинная такая, хвост крючком…

 И не секрет: любит всех она лентяев, а её лентяи – нет! (двойка)

  1. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их. Но братья эти   сосчитают всё на свете. (цифры)
  2. Отгадайте, что за вещица,-острый клювик, а не птица. Этим клювиком она сеет-сеет семена. Не на поле, не на грядке-на листах твоей тетрадки. (ручка)
  3. Расписан день в нем по часам,

Дела я вписываю сам.

Куда сходить, что мне купить,

О чем бы мне не позабыть.

Во всем он помогает мне,

Лежит на письменном столе. (Ежедневник)

  1. Все заметки в нем пишу —

Коль забуду, подгляжу.

О делах напомнит он,

Скажет нужный телефон.

Он в моем столе живет,

А зовется он... (блокнот)

  1. Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней. (книга)

- Давайте посмотрим, какое слово получилось в выделенных окошках? (дружба)

- Итак, тема  нашего сегодняшнего занятия «Поговорим о дружбе»

Разгадывание кроссворда в группах.

Определение ключевого слова, темы занятия

Слайд 2-7

Проверка кроссворда

Слайд 8 тема занятия

III. Целеполагание

- В ходе нашего занятия пусть каждый из вас  задумается и ответит  на вопросы:

«А есть ли у меня друг?»

«Кого мы называем другом?»

«Какие  личные качества необходимы для настоящей дружбы?»

«Наш класс - дружный?»

- У вас на столах лежат абаки. Давайте покажем на сколько дружен ваш класс. Зафиксируйте вашу оценку на красной фишке. Чем фишка выше, тем класс дружнее.

Работа с абаками

Слайд 9

Слайд 10

Абак

III. Работа по теме занятия

- Распределитесь в группы по геометрической фигуре на бейджике.

Игра «Цветик-семицветик»

Инструкция: Детям предлагается объяснить смысл народных пословиц о дружбе.

- Ребята посмотрите, у меня есть прекрасный, непростой цветок – цветик-семицветик. На каждом  его лепестке пословица. Каждая группа отрывает лепесток  и объясняет  значение каждой пословицы.

  1. Не мил  и свет, когда друга нет
  2. Нет друга – так ищи, а найдёшь – береги.
  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  4. С добрым дружись, а лукавого берегись.
  5. Старый друг лучше новых двух.
  6. Хорошую дружбу топором не разрубишь.
  7. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  8. Друга узнать - вместе пуд соли съесть.

Вывод: Ребята, теперь, когда мы узнали смысл этих пословиц, давайте  подведём итог: что значит дружба? Кто такой друг? Легко ли найти друга? Как  стать другом?

Обсуждение в группе, объясняют значение пословиц

Ответы детей

Слайд 11

Цветик семицветик

Пословицы

Слайд с 12 вопросами


Сказкотерапия

На все эти вопросы нам поможет ответить  сказка  «Новый год старой доброй ели». Но сначала разделимся на группы по количеству точек на бейджике.

Чтение сказки «Новый год старой доброй ели» Автор Н.Абрамцева

 Жила была ёлка Уважаемая всем лесом старая ель. И исполнилось ей сто лет. Много повидала она на своём веку и многое умела.

Умела, например предсказывать погоду. Это было совсем не трудно., потому что все на свете ветры, и даже маленькие ветерки, были ей добрыми друзьями. Они и научили её узнавать погоду : прилетит завтра туча – прольётся дождём над лесом, или улетит далеко за речку – и погода будет ясной.

А ещё старя ель умела рассказывать удивительные сказки и истории и откуда она столько знала… А вот откуда! Самые короткие сказки рассказывала её быстрая молния. Самые длинные-долгие зимние ночи. Самые весёлые – солнечные лучи. Самые грустные – осенние дожди. За сказки и любили ёлку, и за то, что про погоду всё знала,  а главное за то, что  доброй и справедливой была. Поэтому, когда стал приближаться день рождения старой ели, да не простой, а сотый, весь лес задумался: Чем бы её порадовать?

- Придумал! –подпрыгнул заяц,- Мы, зайцы,  соберём самые красивые грибы, а белки пусть нанижут их на ветки старой ели. Мне одна маленькая ёлочка рассказывала, что деревья очень любят, когда их украшают грибами.

- А может самой ёлке спросить какой она хочет подарок? – предложил лягушонок.

–Спасибо, друзья,- зашуршала ветвями старая ель. – Спасибо, что помните … Мы-старые друзья, и поэтому признаюсь вам, что есть у меня давняя заветное желание… Замерли звери и птицы-слушают.

- 99 раз я встречала свой день рождения зелёным-призелёным летом. А ведь день рождение – это начала нового года жизни. Это праздник – почти как Новый год! Мы ёлки, привыкли встречать его в пушистом лёгком платье из нежных снежинок.  Я  и мечтала всегда: вот бы на день рождения одеться в это наряд! Но даже вы, мои верные друзья, не сможете подарить мне ни одной снежинки – вздохнула ель. – только зима-кудесница это умеет…

 Опечалились лесные жители. Вдруг, крохотная белая бабочка опустилась на лапу дедушке медведя, посмотрел на неё медведь, его осенило:

- Послушай. А много у тебя подружек?

- Много, дедушка: и в лесу и на лугу. И в поле, и в берёзовой роще…

- И все такие же белые, нежные, лёгкие, как ты? Так же похожи на снежинки?

- Говорят, похожи. Правда, я ни когда не видела снега: ведь мы, бабочки, спим зимой.

И вот в назначенный день собрались все друзья на праздник.

- Милая ёлка, - торжественно произнёс дедушка- медведь, - С Днём рождения! Закрой, пожалуйста, на минутку глаза.

Послушалась ель, а когда открыла, увидела, что на каждой её веточке сидит, трепеща крылышками, лёгкая, невесомая, белая бабочка. Бабочка – «снежинка».

Такого необыкновенного, живого снега никогда ещё ель не видела.  Она была счастлива, благодарна кивала ветвями и думала:  «Как хорошо, как радостно жить на свете, если рядом настоящие друзья»

А друзья повторяли: «С Новым годом! С днём рождения! С Новым Годом!»

Беседа по содержанию сказки.

  • О ком сказка? О чём сказка?
  • За что любили ёлку?
  • Почему все лесные звери хотели порадовать ёлку в её день рождения?
  • Какой сюрприз приготовили друзья для ёлки?
  • Почему ёлка была счастлива?
  • О чём думала ёлка после того, как друзья сделали ей подарок?

Распределение на группы

Слушают сказку

Отвечают на вопросы

Слайды с 13-19 со сказкой

Слайд 20  с вопросами

Песокотерапия

Творческое задание.

- Распределитесь по группам согласно количеству палочек на вашем бейджике.

Как кошка с собакой.

-Что это за слова?

-Как вы их понимаете?

-Все кошки и собаки не дружат?

- В детстве вы все любили играть в песочнице, да и сейчас наверное это занятие вам приносит удовольствие. Я предлагаю вам на песке из бусинок выложить слово дружба.

Работа с бусинками на песке

Слайд 21

22-31

Слайд 32

IV. Подведение итогов

- Какое у вас сейчас настроение?

-Вот видите: дружба приносит положительные эмоции!

- Учиться дружить никогда не поздно!

V. Рефлексия

А теперь вернёмся к нашим абакам.

Вот  и  подходит к концу наше мероприятие. А как вы сейчас оцените ваш класс, по умению дружить? Зафиксируйте синюю фишку.

Работа с абаком

Слайд 33

VI. Заключительное слово учителя

- Благодарю за внимание. До свидания

Слайд 34