Памятка для преподавателей

Парулина Светлана Валериевна

Что нужно знать о подростковом суициде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prepodavatelyam.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры

Бюджетное учреждение

среднего профессионального образования ХМАО-Югры

Урайский профессиональный колледж

Социально-психологическая служба колледжа

 Методические рекомендации

Что необходимо знать о подростковом суициде

(для преподавателей, мастеров, кураторов)

2014

         

             Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным

 исходом, (лишение себя жизни).

          Суицидальное поведение подростков, имея сходство с действиями взрослых, отмечаются возрастным своеобразием. При переходе к подростковому возрасту возникает высокая склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.

К  «группе риска» по суициду относятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • с затяжным депрессивным состоянием;
  • сверхкритичные к себе;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;
  • фрустрированные (переживающие неудачи, возникающие на пути к цели) несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением;
  • из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, в которых были случаи суицидов.

В подростковом возрасте смерть  воспринимается абстрактно.

У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не  раньше 18 лет.

Варианты суицидального поведения:

  • по типу  «протеста» - нанесение ущерба и обиды обидчику;
  • по типу призыва – активизация помощи извне с целью изменения ситуации;
  • по типу «избегания» - в ситуациях угрозы наказания попытка избегания  страдания;
  • по типу «самонаказания» - переживания чувства вины;
  • по типу «отказа от жизни» - потеря личностного смысла (неизлечимая болезнь, потеря близкого человека, безответная любовь, разрыв с любимым человеком).

  

Причины суицидов

  • потеря любимого человека, одного из родителей  (смерть или разрыв отношений);
  • потеря   «лица», своего места (лидерства, титула, звания и т.п.);
  • состояния «давления» в колледже, со стороны сверстников, родителей, любимого человека;
  • низкая самооценка (непривлекательность, комплексы, одиночество, изолированность, беспомощность, неуспеваемость);
  • в результате алкоголизации, наркомании, токсикомании;
  • «эпидемия самоубийства».

Признаки  суицидального  риска

  • Открытые высказывания о желании покончить собой;
  • Частые разговоры о самоубийствах вообще;
  • Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое учебное заведение;
  • Нарушение межличностных отношений, стремление к уединению;
  • Изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
  • Внезапное появление несвойственных ранее человеку черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей)
  • Косвенные намеки на возможность суицидальных действий (появление в кругу сверстников, родственников с петлей на шее из ремня, веревки  и др.), публичная демонстрация петли из каких- либо гибких предметов; игра с имитацией самоубийства;
  • Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с     собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т. д.).

 Педагоги ,  кураторы, мастера  должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших воспитанников не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.