Материал для педагогического совета

Марина Вячеславовна Грязнова

 

Развитие мотивации у студентов как средство повышения

эффективности учебно-воспитательного процесса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мотивации у студентов 26.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ

Развитие мотивации у студентов как средство повышения

эффективности учебно-воспитательного процесса».

Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация учения» и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения».

2.Разработать структурную схему «Мотивационная сфера студента».

3.Используя практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения.

Ход педсовета:

Уважаемые коллеги!

В современной жизни вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, хотя эта тема имела большое значение во все времена.

Начиная с 5-го класса и далее к 7 классу, ослабевает мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учеников, обучающихся на “отлично” и “хорошо”, а также детей, имеющих 1–2 тройки в четверти или в году. Также падает и учебная активность школьников на уроках. Большинство обучающихся при возможности выбора задания выбирают самое простое для выполнения, не требующее усилий, размышлений.

При встрече с затруднениями дети очень легко сдаются, со словами: «Я не могу», «У меня не получается», «Я не знаю, как…». Поэтому очень часто на ЕГЭ и ГИА сдают пустые листы для части С.

По этой причине многие уч-ся затрудняются в выборе профессии.

Встает вопрос: почему? как же поддерживать у детей достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего обучения?

Существует огромное количество методов мотивации и стимулирования учебной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Как часто используем их мы?

 

Анкета для учителей

Ц е л ь: изучение уровня владения учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности.

Коллеги! Вам предстоит самим оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – применяю регулярно; 1 – применяю иногда; 0 – не применяю.

 Эмоциональные методы мотивации (I):

1 – поощрение,

2 – порицание,

3 – учебно-познавательная игра,

4 – создание ярких наглядно-образных представлений,

5 – создание ситуации успеха,

6 – свободный выбор задания.

 Познавательные методы мотивации (II):

1 – опора на жизненный опыт,

2 – познавательный интерес,

3 – создание проблемной ситуации,

4 – побуждение к поиску альтернативных решений,

5 – выполнение творческих заданий,

6 – «мозговая атака»

Волевые методы мотивации (III):

1 – предъявление учебных требований,

2 – информирование об обязательных результатах обучения,

3 – формирование ответственного отношения к учению,

4 – самооценка деятельности

Социальные методы мотивации (IV):

1 – развитие желания быть полезным в профессии,

2 – побуждение подражать сильной личности,

3 – создание ситуаций взаимопомощи,

4 – поиск контактов и сотрудничества с каждым из обучающихся,

5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 – взаимопроверка

Методика обработки результатов анкеты

1. Подсчитать число учителей, регулярно применяющих различные методы стимулирования учебной деятельности (то есть поставивших 2 балла по любому из пунктов).

При выведении среднего балла получен следующий результат: ни одна из четырех групп методов мотивации не используется в нашей школе хотя бы на достаточном уровне.

Среди эмоциональных методов на оптимальном уровне использование поощрений, на достаточном – использование метода создания ситуации успеха.

Среди познавательных методов – на оптимальном уровне использование опоры на жизненный опыт, на достаточном – использование метода создания проблемной ситуации.

Среди волевых методов – на оптимальном уровне использование метода предъявления учебных требований. На достаточном - информирование об обязательных результатах обучения и формирование ответственного отношения к учению.

Слабее всего используются социальные методы мотивации. Ни один из них мы не используем даже на достаточном уровне.

Вышеперечисленные негативные моменты и результаты анкетирования ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом: Д.Карнеги: «На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать». Как заставить детей захотеть учиться?

А если мы не сможем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

Давайте сначала вспомним, что такое мотивация.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

осознание ребенком объективной значимости учения;

понимание ребенком субъективной значимости учения.

 Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Дальнейшая наша работа будет проходить по группам. Всего групп пять, по количеству компонентов сферы учения.

Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, выписать эти утверждения маркером на отчётный лист. После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на стенд и защищает свой проект.

^ Задание для I группы:

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – смысл учения.

 В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование смысла учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Установки и действия педагога:

O совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

O выбор средств, адекватных цели;

O учет возрастных особенностей школьников;

O выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

O использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O нестандартная форма проведения уроков;

O создание ситуации успеха;

O создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

O использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

O эмоциональная речь учителя;

O использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

O применение поощрения и порицания;

O вера учителя в возможности ученика;

O формирование адекватной самооценки учащихся;

O стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

O оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

осознание ребенком объективной значимости учения;

понимание ребенком субъективной значимости учения.

^ Задание для II группы:

 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.

  В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование мотива учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

 Установки и действия педагога:

O совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

O выбор средств, адекватных цели;

O учет возрастных особенностей школьников;

O выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

O использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O нестандартная форма проведения уроков;

O создание ситуации успеха;

O создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

O использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

O эмоциональная речь учителя;

O использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

O применение поощрения и порицания;

O вера учителя в возможности ученика;

O формирование адекватной самооценки учащихся;

O стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

O оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

^ Задание для III группы:

 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановка целей.

В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование постановки целей. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

^ Установки и действия педагога:

O совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

O выбор средств, адекватных цели;

O учет возрастных особенностей школьников;

O выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

O использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O нестандартная форма проведения уроков;

O создание ситуации успеха;

O создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

O использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

O эмоциональная речь учителя;

O использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

O применение поощрения и порицания;

O вера учителя в возможности ученика;

O формирование адекватной самооценки учащихся;

O стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

O оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

^ Задание для IV группы:

 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой.

В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование эмоционального настроя. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

^ Установки и действия педагога:

O совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

O выбор средств, адекватных цели;

O учет возрастных особенностей школьников;

O выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

O использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O нестандартная форма проведения уроков;

O создание ситуации успеха;

O создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

O использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

O эмоциональная речь учителя;

O использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

O применение поощрения и порицания;

O вера учителя в возможности ученика;

O формирование адекватной самооценки учащихся;

O стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

O оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

^ Задание для V группы:

 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению.

 В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование интереса к учению. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

^  Установки и действия педагога:

O совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

O выбор средств, адекватных цели;

O учет возрастных особенностей школьников;

O выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

O использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

O нестандартная форма проведения уроков;

O создание ситуации успеха;

O создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

O использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

O эмоциональная речь учителя;

O использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

O применение поощрения и порицания;

O вера учителя в возможности ученика;

O формирование адекватной самооценки учащихся;

O стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

O оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

После выступления всех групп получается макет проекта "Формирование мотивации учения"

^ Смысл учения, мотив учения:

Совместная работа обучающихся;

Совместная с обучающимися работа по осмыслению и восприятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

Создание ситуации успеха;

Вера учителя в возможности ученика (сравнение с ним вчерашним);

Форсирование адекватной самооценки у обучающихся;

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

^ Постановка целей:

Совместная с обучающимися работа по осмыслению и восприятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

Создание ситуации успеха.

Эмоции:

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности;

Эмоциональная речь учителя;

Применение поощрения и порицания;

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

Использование игровых технологий и др.

Интерес:

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

Нестандартная форма проведения урока;

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

Эмоциональная речь учителя;

Применение поощрения и порицания;

Заключительное слово

^ Для повышения мотивации учащихся предлагаем:

1.Обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложных заданий и заслуженно оценивать результат деятельности.

2.Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление.

3. Организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом;

4. Самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет.

5. Видеть индивидуальность каждого уч-ся, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у него мотивы.

6. Привлекать родителей учащихся для совместного контроля.

Если будут ещё какие-либо дополнения и предложения, можно в письменном виде после окончания педсовета подавать их в методкабинет для доработки проекта решения.

Благодарим всех за участие в педсовете.

Решение педсовета:

Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение:

1. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося.

2. Обобщить опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.

У Ч Е Б Н Ы Е     С Т И М У Л Ы

Экран достигнутых результатов на уроке

Словесная похвала

Ученики оценивают друг друга (взаимоконтроль)

Особые фишки за качественно и быстро выполненное задание

Выставка лучших работ учащихся

Оценка достижений учащегося на родительском собрании

Запись благодарности

Усложнение задания

Познавательная игра

Рейтинг в группе и на параллели

Положительный пример

Использование элементов соревнования

Занимательная ситуация

Проблемно-поисковая ситуация

Опора на анализ жизненных ситуаций

Учебная дискуссия

Решение задач и проблем профессиональной направленности

Оценивание деятельности учащегося на уроке (в баллах)

Перспективы (практическое использование знаний в дальнейшем)

Контролируемое доверие

Дозированное домашнее задание

Юмористическая минутка

Сравнивание успехов ученика с его прежними результатами

Назначение консультантом

Поощрительная карточка

Креативная минутка

Задание практического характера

Порицание

Обещание высокой оценки

Обещание наказать (оценка «2», вызов родителей, приглашение к завучу)

Музыкальный фон-сопровождение

Разноуровневые задания

Яркая, образная, эмоциональная речь учителя

Организация коллективной деятельности

Демонстрация итогов деятельности ученика

Концентрация внимания на результатах промежуточной деятельности ученика

Рецензия учителем учебных результатов ученика

Авансированная оценка

Рецензия результата учащегося товарищем