Уровень психологического климата в коллективе

Слепченко Виктория Алексеевна

Педагогический коллектив состоит из взрослых сформировавшихся людей, каждый из которых в силу своего темперамента, воспитания, мировоззрения на повторяющиеся ситуации реагирует, как правило, одним и тем же образом. Поскольку любая трудовая деятельность, в том числе педагогическая, представляет ряд по большей части стандартных, повторяющихся ситуаций, то в результате в коллективе формируется относительно стабильная система психологических и эмоциональных состояний его членов, которая и называется психологическим климатом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_psikhologicheskogo_klimata.docx59.89 КБ

Предварительный просмотр:

Слепченко Виктория Алексеевна, педагог-психолог

Коллектив является воспитателем личности.

А.С. Макаренко

Характеристика психолого-педагогического климата педагогического коллектива ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида.

Педагогический коллектив состоит из взрослых сформировавшихся людей, каждый из которых в силу своего темперамента, воспитания, мировоззрения на повторяющиеся ситуации реагирует, как правило, одним и тем же образом. Поскольку любая трудовая деятельность, в том числе педагогическая, представляет ряд по большей части стандартных, повторяющихся ситуаций, то в результате в коллективе формируется относительно стабильная система психологических и эмоциональных состояний его членов, которая и называется психологическим климатом.

Изначально являясь суммой индивидуальных психо-социальных реакций, постепенно психологический климат в педагогическом коллективе, как и в любом другом, становится неким самостоятельным фактором, который начинает оказывать обратное влияние на каждого из членов коллектива.

Для изучения психологического климата мы использовали две методики: методика оценки психологического атмосферы по А. Ф. Фидлеру и шкала оценки психологического климата.

Общая оценка психологического климата педагогического коллектива по эмоциональному, когнитивному и поведенческому компонентам в школе-интернате оценивается как благоприятный.

Такой результат получен за счет высокой оценки эмоционального компонента психологического климата. В качестве значимого признака эмоционального компонента рассматривался критерий привлекательности на уровне понятий «дружелюбие», «согласие», «теплота», «взаимная поддержка», «сотрудничество». Результаты исследования позволяют фиксировать более 70% положительную оценку (+1) эмоционального компонента, что указывает на симпатию к членам коллектив, у 15% – неопределенную (противоречивую) оценку (0) эмоционального компонента, что составляет 15% от общей выборки и указывает на отсутствие выраженных симпатий или антипатий к членам коллектива.

Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируировались по критериям «занимательность», «желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга», «активность», «совместные дела», Члены педагогического коллектива не стремятся совместно проводить досуг, мало общаются с коллегами вне работы. Это говорит о том, что личные взаимоотношения сотрудников, совместное проведение досуга членами коллектива, коллективный подход к делу не практикуется. Такие выводы можно сделать на основании полученных самых низких оценок поведенческого компонента (0,23 балла). Вместе с тем, полученные результаты «плохо согласуются» с данными по эмоциональному компоненту, так как вряд ли «нежелание работать в данном коллективе» можно связать с тем, что большинство педагогов симпатизируют друг другу или как минимум нейтрально настроены.

Основным критерием когнитивного компонента является «знание – незнание особенностей характера членов коллектива». Когнитивный компонент в педагогическом коллективе составил 0,32 балла, располагается на границе неопределенных и положительных и отрицательных  значений. Положительную оценку (+1) дали 12 педагогов, что составило 35% от общей выборки, у 2  выявлены неопределенные (противоречивые) оценки (6% от общей выборки), отрицательные оценки (-1) выявлены у 20 человек (59% от выборки). Полученные результаты показывают, что члены коллектива не могут дать достаточно полную характеристику личных и деловых качеств своих коллег. Вероятно, имеются причины, по которым члены коллектива, при том, что они нравятся друг другу, не стремятся к сближению, которое возможно, если ты интересуешься, знаешь особенностями характера тех, с кем работаешь.

Процентное соотношение характеристик психологического климата по второй методики.

Процентное соотношение характеристик психологического климата по первой  методики.

Вывод:

Говоря коротко  психологический климат ВГОУ РО Колушкинская школа- интернат благоприятный. Такие характеристики как доброжелательность, взаимная поддержка, чувство гордости за коллектив, сопереживание превалируют над враждебностью, безразличием, холодностью.  Коллектив достаточно активен и успешен.

Хотелось бы так же отметить, что желание работать вместе почти у 50% обследуемых.  В будущем коллегам хотелось пожелать более внимательней относиться к каждому педагогу как к личности. По возможности замечать и отмечать достоинства коллег, их достижения на работе, поддерживать в случаях неудач.

Характеристика психолого-педагогического климата детского коллектива ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида.

Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе способствует и лучшему усвоению учебного материала обучающихся и полноценному развитию личности в социуме, формированию адекватной эмоциональной сферы. Что и наблюдается в школе-интернате.

Анализируя диагностические данные методик, выполняемые обучающимися 6 – 9 классов, можно говорить только о  высоком положительном результате.  В анкете были затронуты также как и в анкетирование педагогического коллектива эмоциональная, поведенческая и когнитивные стороны. По всем этим направлениям дети показывают достаточно высокие проценты. Так из графика видно, процентное соотношение положительных моментов гораздо выше, чем отрицательных.

Педагог-психолог ______________________ В. А. Слепченко