Адаптационное тренинговое занятие

Марина Вячеславовна Грязнова

 

Адаптационное тренинговое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsionnoe_treningovoe_zanyatie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационное тренинговое занятие

Задача создания благоприятного психологического климата и
благожелательной атмосферы в группе может быть успешно решена
в адаптационном тренинговом занятии для учащихся «Знакомство».
Цель такого занятия - познакомить учащихся друг с другом,
дать им возможность пообщаться в неформальной обстановке. У
мастера и классного руководителя есть возможность наблюдать
своих воспитанников в процессе этого общения с целью
диагностики их личностных особенностей. Для педагога-психолога
и      социального      педагога        это      хорошая      возможность

самопрезентации, великолепный диагностический материал и возможность оказания помощи руководителям группы в выборе актива группы.

На тренинге присутствуют мастер производственного обучения и руководитель группы. Они включаются в работу тренингового круга наравне с учащимися во всех упражнениях, кроме «Командной игры», когда основной задачей руководителей группы является наблюдение за поведением учащихся в соревновательной ситуации.

Продолжительность  занятия  составляет   1   час   30  минут. Количество учащихся в группах 30-34 человека.

Занятие разработано и проводилось совместно педагогом-психологом училища.

Сценарий адаптационного тренингового занятия для

учащихся

Цель:    Оказание учащимся психологической помощи в процессе

адаптации к новым социальным условиям.

Задачи:-   расширение сферы социальных контактов каждого члена группы;

  • создание благоприятного психологического климата,
    атмосферы доверия и сотрудничества в группе;
  • оказание помощи руководителям группы в выборе актива
    группы.

1 этап. Представление психолога (5 минут)

Ведущий: Здравствуйте, меня зовут Марина Вячеславовна, я психолог. Сегодня мы собрались с вами в этом большом, но тесном кругу для того, чтобы познакомиться с вами, чтобы вы смогли поближе узнать друг друга, пообщаться, поделиться своими мыслями и рассказать о чувствах, которые вы испытываете в данный момент времени.

В вашей жизни, ребята, произошло важное событие, - вы стали членами новой большой семьи - коллектива ПУ №44. Думаю, вы скоро сами сможете почувствовать, что это действительно так.

Но как это обычно бывает в жизни человека, сменившего привычную для себя обстановку, многие из вас испытывают противоречивые чувства - волнение, тревогу, беспокойство («что меня ждёт?») и одновременно радость от того, что вы поступили в училище и надежду на то, что всё в вашей жизни сложится хорошо.

От того, насколько хорошо и уютно вы будете чувствовать себя в вашем новом коллективе, во многом зависят ваши успехи в учёбе и труде и, конечно же, ваше хорошее настроение.

Поскольку процесс общения всегда начинается с представления, первое наше упражнение так и называется

Представление   (15 минут)

Цель;      -    установление контакта между ведущими и участниками

тренинга

-    создание атмосферы доверия

Материалы:   карточки для визиток, булавки, ручки, фломастеры, карандаши

Сейчас каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано ваше имя - такое, какое бы вы хотели слышать из уст других людей. Ваше имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся на груди булавкой так, чтобы все могли прочитать ваше имя. В дальнейшем на всём протяжении занятия мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

После того, как визитки приготовлены, каждый участник занятия по кругу называет своё имя, номер школы, или другого учебного заведения, из которой он пришёл в наше училище и по желанию добавляет несколько слов о тех чувствах, которые он испытывает в данный момент времени (здесь и сейчас).

(Группы ведут себя в этой ситуации по разному - в некоторых не находится желающих говорить о чувствах, в других говорят о том, что волнуются, радуются тому, что поступили, говорят о том, что нравится училище, о надежде на то, что сложится дружный коллектив, многие выражают надежду, что «в училище будет лучше, чем в школе»).

Правила нашей группы (10 минут)

Цель: создание атмосферы, способствующей раскрытию участников занятия.

Для того, чтобы наше общение было эффективным и полноценным, необходимо выработать правила нашей группы.

Мы предлагаем вам свои правила, но это не значит, что вы должны безоговорочно их принимать. В процессе обсуждения вы можете не согласиться с каким-то правилом или же добавить что-то своё.

1.        Называть друг друга по имени.

Как говорил Д. Карнеги, для человека нет прекраснее звука, чем звук его имени.

2.        Уважать говорящего, уметь слушать.

Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаём вопросы, благодарим его или спорим с ним.

3.        Говорить о том, что ты думаешь и чувствуешь здесь и
сейчас.

Многие люди стремятся не говорить о том, что они думают и чувствуют, боясь показаться смешными. Но одной из задач нашей работы является самораскрытие, которое поможет вам сблизиться, найти себе друга или друзей, показать свои особенности другим людям. Поэтому мы будем говорить о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждать то, что происходит с нами в группе.

4.        Хранить честь и достоинство участников группы за её
пределами, как и свои собственные
.

Всё, что будет происходить во время занятия, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Это правило помогает нам быть искренними, откровенными, способствует самораскрытию.

5.        Говорить от своего имени.

«Я думаю», «Я считаю», «Я волнуюсь», «Я надеюсь»...

6.        Избегать прямых оценок людей

Стараемся говорить о действии человека, а не о его личных качествах. Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнём «Ты совершил плохой поступок».

  1. Быть открытыми в общении.
  2. Активно участвовать в происходящем.
  3. Контактировать   как   можно   с   большим   количеством
    участников группы.

Эти правила как нельзя лучше отражают цель нашего занятия -поближе познакомиться друг с другом, определить своё место в коллективе, самопрезентоваться. Чем более откровенно мы говорим о своих мыслях и чувствах, тем быстрее люди узнают нас. Чем больше проявляем интерес к другим людям, тем легче наладить с ними контакт.

Интервью (25 минут)

Цель:    -    самораскрытие и самовыражение

-    обмен информацией о склонностях и увлечениях

После того, как мы представились и выработали правила, настало время поближе познакомиться.

Для этого прошу вас произвести простейший математический расчёт на «первый-второй». Сформировавшиеся пары получают 5 минут на то, чтобы в процессе общения узнать друг о друге как

можно больше: что любит ваш партнер, чем увлекается, какая у него семья, чем он занимается в свободное время и т.д.

Через 5 минут партнёры по общению представляют друг друга (например, рассказывают друг о друге: «Миша увлекается спортом, любит читать, заядлый рыбак, любит помогать бабушке в деревне» и т.п.).

Ведущий: после этого упражнения многие из вас смогут найти себе товарища по интересам, организовать свой кружок (например, любителей шахмат или вокально-инструментальный ансамбль).

Дерево талантов (10 минут)

Цель:    -    самораскрытие участников группы

-    формирование позитивного самовосприятия и

восприятия других людей.

Материалы; нарисованное на листе ватмана «дерево талантов», вырезанные из цветной бумаги листочки, булавки.

В предыдущем упражнении вы говорили о том, что любите делать. Но любить что-то делать - это одно, а хорошо уметь - это другое. Наверняка, у каждого из вас есть, чем поделиться друг с другом в плане умений. Что вы умеете делать хорошо или даже лучше других людей? Это могут быть не только учебные умения (решать задачи, писать сочинения), но и умение делать что-то руками (чинить утюг, шить, готовить), а также общечеловеческие умения (дружить, любить, выслушивать, поддерживать в трудную минуту).

Перед вами - дерево талантов. Но на нём нет листьев, а только голые ветки. Наша задача - украсить своими талантами это дерево (раздаются вырезанные из цветной бумаги листочки, на которых

каждый   участник   занятия   пишет   один   или   несколько   своих

талантов).

Заключение ведущего: Подойдите теперь к дереву ваших талантов,

полюбуйтесь, какое оно красивое, несмотря на осенние холода и,

когда все деревья уже сбросили свою листву, ваше дерево радует

глаз обилием ваших лучших умений.

П этап. Командная игра (15 минут)

Цели;       -    развитие способности самоанализа и самооценки участников группы;

  • выявление лидеров;
  • формирование    умения    согласовывать    совместные
    действия;
  • выработка        умения        активно        воспринимать
    информацию, полученную от других;
  • расширение   сферы   контактов   каждого   участника
    группы.

Ведущий: Сейчас я буду называть определённые качества личности человека. Вы «примериваете» эти качества к себе и, если они вам подходят, то есть если вы считаете, что обладаете именно этим качеством, встаёте и делаете шаг вперёд.

-        Кто себя уважает, шаг вперёд! (встают почти все)

-        Кто уверен в себе (половина делает шаг вперёд, остальные -
садятся)

  • Кто считает себя интересным собеседником?
  • Кто считает себя способным увлечь других на какое-то дело?
  • Кто считает, что может нести ответственность не только за себя, но
    и за других?
  • Кто любит командовать?

Выявляются 2 лидера. Затем группа делится на две команды. Ведущий:   Теперь   мы   узнаем,   насколько   хорошо   вы   умеете организовываться на какое-либо дело.

Задания будут даваться для обеих команд. Побеждает та, которая .быстрее и правильнее выполнит задание.

А поскольку наша главная задача сегодня - получше узнать друг друга, все задания будут посвящены вашим индивидуальным особенностям.

1-е задание - построиться в шеренгу по росту. Начали! Примечание: при выполнении этого задания проявляется истинный лидер, выявляются скептики, недовольные своим положением (хотел попасть в лидеры, но не сумел), изолированные (кого-то в суматохе «забыли») - для руководителей группы это хороший диагностический материал.

2-е задание - построиться по алфавиту имён, начиная с буквы А (Александр, Андрей, Борис, Вадим и т.д.). Начали!

После построения проверяем правильность его, отмечаем хорошее знание алфавита, хвалим за отсутствие ошибок, считаем, в какой подгруппе больше Александров, Сергеев, Дмитриев и т.д. 3-е задание (самое сложное) - сейчас вы должны встать в шеренгу по датам рождения, начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря. Как это лучше и быстрее сделать, решайте сами.

После выполнения и проверки третьего задания вся группа должна его повторить, - то есть команды объединяются и выстраиваются в новую шеренгу по датам рождения.

Ведущий отмечает, сколько в группе «осенних» (до ближайшего дня рождения, оказывается, рукой подать - есть повод собраться вместе), сколько «зимних», «весенних», «летних».

Ведущий:  Итак,  мы  очень хорошо  поработали  над тем,  чтобы

получше узнать друг друга. Вам предстоит прожить вместе три года.

Чего вы ждёте от этих лет, чего   хотели бы пожелать себе, своим

товарищам, в целом группе на будущее

Ш эта д.        Пожелание (10 минут)

Цель:    -      формирование позитивного самовосприятия и

восприятия своего окружения каждым участником

группы; -   создание благоприятного психологического климата в

группе. Материалы: лист ватмана, фломастеры, карандаши

Каждый участник группы говорит своё пожелание группе, а затем несколько слов пишет на листе ватмана. Этот лист отдаётся мастеру группы и у него хранится.

Коллективное рукопожатие

(заключительное упражнение)

Ведущий: Помните, как в фильме «Три мушкетёра» Атос, Портос, Арамис и д' Артаньян общим рукопожатием скрепляют договор и свою мужскую дружбу?

Давайте    завершим    нашу    встречу    таким    же    крепким рукопожатием, но с одним условием - никого не забыть!

Работа, проводимая с педагогическим коллективом и учащимися по завершению тренинга.

По завершению адаптационного тренингового занятия с руководителями групп проводилось обсуждение результатов и консультирование. При обсуждении затрагивались вопросы:

- поведение группы в целом и отдельных учащихся (активность, пассивность, заинтересованность или безразличие к происходящему, изолированность или демонстративность);

- атмосфера в группе (доброжелательность, настороженность, открытость, доверчивость или недоверчивость и т.п.), динамика психологического климата на протяжении занятия;

социальный статус отдельных учащихся (тех, кого уже можно выявить как явно изолированных или явно стремящихся к лидерству);

сформированность или тенденцию к формированию микрогрупп внутри коллектива, взаимное влияние ребят друг на друга (доминирующие, зависимые).

Мастеру     производственного     обучения     и        классному

руководителю даются рекомендации по выбору актива группы.

Поскольку адаптационное тренинговое занятие проходит в рамках месячника по адаптации учащихся, ежегодно проводимого в ПУ № 44, оно является лишь одним звеном из ряда адаптационных мероприятий.

Перед тренинговым занятием педагогом-психологом проводится обучающий семинар для руководителей учебных групп "Роль адаптационного периода в формировании коллектива группы», в котором рассматриваются общие вопросы адаптации учащихся и даются рекомендации по организации мероприятий, которые   способствуют   формированию   коллектива   и   помогают

учащимся определить свою социальную нишу в новом для них коллективе. В частности, руководители групп знакомятся с технологией проведения КТД (коллективного творческого дела). Психологом ведётся работа по выявлению учащихся, требующих повышенного внимания и склонных к дезадаптации (эмоционально неустойчивых, тревожных и т.д.). Во всех группах проводится исследование уровня тревожности (методики Спилбергера-Ханина, A.M. Прихожан). Мастер, классный руководитель и преподаватели, работающие в группе, получают рекомендации по учёту особенностей личности тревожных учащихся в учебно-воспитательной работе. Особое внимание уделяется адаптации учащихся, лишённых родительского попечительства. Педагогом-психологом, руководителями групп проводятся изучения личности опекаемого учащегося с помощью различных методов (индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, наблюдение, посещение на дому).

Затем по данным исследования составляются рекомендации для преподавателей по учёту особенности личности учащегося в учебно-воспитательном процессе.