Научное исследование в области педагогической психологии по проблеме использования методов поощрения и наказания в педагогическом процессе.

Сапунова-Домбровская Марта Александровна

Данная работа была проведена для того, чтобы на практическом уровне выявить проблему применения двух основных  методов в педагогическом процессе. Во все времена родители, педагоги  и воспитатели интересовались вопросом как же лучше и эффективнее воздействовать на ребенка, чтобы воспитать гармоничную интеллектуальную личность. В условиях современного мира, способы и методы воспитания и обучения детей должны быть также современными. Мы все больше и больше отходим от старых грубых методов в педагогическом процессе, но до сих пор сложно найти новые современные и эффективные методы. Данная исследовательская работа посвящена проблеме поиска новых методов воспитания и обучения совремменных детей.

P.S.:Данная статья была опубликована в сборнике "Молодежь в научном поиске" по итогам  межвузовской конференции 2012 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Научное исследование в отрасли педагогической психологии.

Название: «Поощрение и наказание в педагогическом процессе: что эффективнее?»

Автор: Сапунова-Домбровская Марта Александровна

Существование проблемы:

 Одной из главных и интересных проблем педагогики и педагогической  психологии является проблема стимулирующих методов воспитания, а в частности поощрения и наказания в педагогическом процессе.

В отечественных школах этой проблемой занимались К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С.Макаренко и др. В настоящее время этой темой занимался Л.Ю.Гордин, Шуман С.Г.

В зарубежной литературе данной проблеме уделено место и в психоаналитической теории детского развития – З.Фрейд, А.Фрейд, Сирс, в бихевериальном подходе – Б.Скиннер, Дж.Аронфрид и др.

Каждый, кто имеет или имел дело с детьми, знает, что применение данных методов в процессе обучения и воспитания неизбежно.

Цель данной работы:

Определить какой из стимулирующих методов окажется наиболее эффективным (универсальным) в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: дети-школьники в возрасте от 8.9 – 9.9 лет.

Предмет исследования: мотивация в обучении младших школьников

Гипотеза: педагогический процесс будет более эффективен, если исключить такой метод педагогического воздействия, как наказание.

Выборка: младшие классы средней школы №197 с углубленным изучением наук естественного цикла - 3а класс  (11 девочек и 10 мальчиков) и 3в класс (11 девочек и 9 мальчиков). 2 группы общей численностью – 41 человек.

Методы исследования:

- САН (экспресс диагностика состояния)

- эксперимент с воздействием

- проективная методика (анализ детского рисунка)

Задачи исследования:

- анализ и исследование литературы по теме

- исследование влияния применения стимулирующих методов воспитания и обучения на детей младшего школьного возраста путем эксперимента

- подбор заданий для проведения эксперимента

- составление плана эксперимента

Описание эксперимента.

Путем эксперимента с воздействием подтвердить предположение об успешности педагогического процесса без применения наказания, как средства педагогического воздействия.

Содержание эксперимента.

Эксперимент проводился в течение четырех дней на протяжении двух недель в школе №197 центрального района. Объект исследования – 3а и 3в класс начальной школы.

В начале эксперимента: давалась краткая инструкция по выполнению заданий.

1-ое задание – детям предлагалось пройти методику экспресс оценки самочувствия (САН), затем выдавалось экспериментальное задание (специально составленные задания с учетом возрастных особенностей детей), на выполнение которого отводилось 20 минут, далее, в дополнение к эксперименту, используя в основе экспрессивные методы, предлагалось выполнить творческое задание, а именно свободный рисунок на тему: «поощрение и наказание в вашей жизни». По результатам выполнения заданий «Первого дня» одна группа – поощрялась  (успешно-выполнивших задания – хвалим, неуспешно-выполнивших – никак не отмечаем), вторая группа – наказывалась (неуспешно-выполнивших порицаем, а успешно-выполнивших никак не отмечаем)

Выводы:

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Вначале эксперимента была использована психодиагностическая методика экспресс-оценки самочувствия, активности и настроения испытуемых. Результаты по методике показали, что состояния до воздействия и после воздействия изменились. У группы «поощрения» показатели по трем критериям заметно возросли, а у группы «наказания» опустились. Далее в ходе эксперимента детям предлагалось выполнить задание, результаты которого до и после воздействия позволяют судить о том, что наказание, как средство педагогического воздействия, не является эффективным для улучшения процесса обучения. Группа, получившая поощрение, после выполнения первого задания, лучше справилась со вторым. Результаты выполнения задания второй группой снизились.
  2. Проведенная проективная методика отразила собственное отношение детей к поощрению и наказанию в их жизни. Детям предлагалось нарисовать, свое видение поощрения и наказания. По результатам проведения методики можно сказать точно, что эта тема, является наиглавнейшей в жизни ребенка, в жизни школьника. Качество жизни ребенка напрямую зависит от того накажут его или похвалят. Детские рисунки свидетельствую о том, что тема поощрения и наказания вызывает в душе ребенка тревогу, в частности, наказание вызывает чувство незащищенности, уязвимости, обиды. Задание нарисовать поощрение нередко ставит детей в тупик, нет четкого образа поощрения. Складывается ощущение, что мотивацией к действию у ребенка является желание избежать наказания, а не заслужить поощрение. Дети больше боятся наказания, чем стремятся к поощрению!.
  3. На основании полученных данных, проверки их на достоверность различий и результатов проведения проективной методики, можно говорить о том, что выведенная ранее гипотеза: «педагогический процесс будет более эффективен, если исключить такой метод педагогического воздействия, как наказание» - верна.
  4. Далее можно расширить данное исследование, если включить влияние наказание на ребенка в зависимости от гендорных различий, можно исследовать влияние наказания на детей из полных и неполных семей.  Провести эксперимент на двух группах и использовать только метод поощрения, а наказание вообще исключить.

Исходя  из результатов проведенного исследования, можно сказать о том, что наказание как средство педагогического воздействия лучше исключить из списка мер воспитания и обучения. Необходимо совершенствовать искусство воспитания, отходить от применения таких методов как поощрение и наказание, а стараться вызвать у ребенка интерес к делу, предоставить ребенку возможность выбора самому, как он будет поступать в том или ином случае, тем самым вырабатывать у детей уверенность в своих силах, внутренний самоконтроль, развивать навык отвечать за свои поступки.