Анкеты, опросники, тесты для изучения семей учащихся

Ралько Екатерина Викторовна

Методическая копилка психолога - подборка некоторых тестов, опросников, анкет позволяющих собрать информацию о семьях учащихся (удовлетворенность образовательными услугами, изучение отношений родителей к собственному ребенку, характер внутрисемейных отношений и пр.), что позволит спланировать психолого-педагогическое сопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкеты, опросники, тесты для изучения семей учащихся

- Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

4. Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

- С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

- В диагностике взаимоотношений с помощью проективных методик.

ü  Школа для меня – это...

ü  Класс, в котором я учусь, - это...

ü  Учителя для меня - это люди, которые...

ü  Мои одноклассники - это...

ü  Уроки для меня - это...

ü  Предметы, которые мне правятся, это...

ü  Предметы, которые мне не нравятся, это...

Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:

ü  Школа, в которой учится мой ребенок, это...

ü  Класс, в котором учится мой ребенок, это...

ü  Одноклассники моего ребенка - это...

ü  Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...

ü  Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку - это...

ü  Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...

Вопросы родителем:

‚  Я радуюсь, когда мой ребенок...

‚  Я огорчаюсь, когда мой ребенок...

‚  Я плачу, когда мой ребенок...

‚  Я злюсь, когда ребенок...

‚  Мне нравится, когда мой ребенок....

‚  Мне не нравится, когда мой ребенок...

‚  Я не верю, когда мой ребенок...

‚  Я верю, когда говорят, что мой ребенок...

‚  Если у моего ребенка хорошие новости, то...

‚  Если у моего ребенка плохие новости, то...

‚  Если у моего ребенка, что-то не получается, то...

На основании данного исследования можно проводить индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителями на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье». Рисунок «Выходной день в моей семье» ребятам и родителям предлагается выполнить так: и детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которых нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи в выходной день.

Это может выглядеть так:

мама папа я

книга газета уроки

кухня диван друзья

Этот рисунок выполняют как дети, так и родители. Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю обратить внимание родителей на те моменты в воспитании своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.

Очень информативным является рисуночный тест «День рождения в моей семье». Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам на классном часу можно предложить расположить гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи существуют в семьях, связанные с этим праздником.

¢¢¢¢¢¢¢¢¢¢¢¢

¢¢¢¢¢¢¢¢¢¢¢¢

Можно так же предложить учащимся и родителям построить ассоциативный ряд на выражение «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.

Сочинение-размышление

Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.

Темы подобных сочинений для детей и родителей могут быть следующими:

«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) это...»,

«Мой дом - моя крепость?!»,

«Моя будущая семья... Какой ей быть?»,

«За что я люблю своих родителей»,

«Радости моего дома»,

«Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна»,

«Праздники и будни моей семьи»,

«Истории и предания моего рода»,

«Самый печальный день в жизни моей семьи»,

«Советы родителям по воспитанию детей»,

«Законы жизни семьи» и др.

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Тест для родителей.

На каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

  1.  Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.
  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.
  3. Я приучаю ребёнка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
  4. Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.)
  5. Я никогда не отказываю ребёнку в просьбе почитать.
  6. Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсию по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров  и пр.)
  7. Я приветствую игры и общение моего ребёнка с друзьями.
  8. Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.
  9. Я забочусь о физическом здоровье ребёнка (Питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
  10.  Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.

Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

1-й уровень (10-7 баллов). Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ребёнок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению с взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

2-й уровень (6-4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ребёнок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

3-й уровень (3-0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка: чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.

В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты. Очень интересными и достаточно информативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны.

Тест «Я родитель, я – приятель?!»

1. Ваш ребенок требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится на программу выступления рок - музыкантов. Как вы поступите?

а) выполняете просьбу и смотрите передачу вместе;

б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с просьбой.

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе;

б) людей, копирующих вас в молодости;

в) маленьких взрослых;

г) благодарных слушателей.

3. Какую прическу вы предпочитаете?

а) которая больше всего вам подходит,

б) которая отвечает последней моде,

в) которая копирует чью-то прическу,

г) которая копирует стиль ребенка.

4. Немного о возрасте родителей:

а) знают ли дети ваш возраст,

б) вы подчеркиваете возрастную черту между родителями и детьми,

в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля,

б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок,.

в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит,

г) следуете своему пониманию стиля.

6. Ваш сын - подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

а) посчитаете это личным делом ребенка,

б) станете подшучивать над его (ее) поступком,

в) признаете, что это стильно,

г) сделаете тоже самое.

7. Музыка звучит в доме на постоянную громкость

а) вы затыкаете уши ватой,

б) уменьшаете громкость,

в) миритесь с увлечением своего ребенка,

г) включаете еще громче.

8. если вы спорите со своим ребенком, то:

а) стараетесь им не возражать,

б) признаете их правоту,

в) спорите до полной победы,

г) уходите от спора.

9. Ваш ребенок празднует день рождения:

а) вы вместе с ними за одним столом,

б) оставляете ребят одних,

в) обслуживаете детей за столом,

г) уходите из дома.

10. Дети идут на дискотеку:

а) вы идете вместе с ними,

б) вы не разрешаете им идти,

в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок,

г) вы ограничиваете их во времени.

11. В общении со своими детьми вы:

а) откровенны,

б) закрыты,

в) сдержанны,

г) открыты.

12. В отношениях со своими детьми вы:

а) ведете себя как приятель,

б) как строгий судья,

в) как друг,

г) как родитель.

Оценку теста вы можете сделать сами, так как наглядно он очень информативен. Задайте себе вопрос, чего получилось больше «+» или «–».

На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Он заставит многих родителей по иному посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.

, для диагностики самостоятельности ребенка можно предложить родителям выполнить следующее задание - определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка.

Ваш ребенок делает самостоятельно

Только по вашему требованию с вашей помощью и с вашего разрешения

Перечень действий родителям предлагается. Они распределяют действия в две колонки самостоятельно:

Ø  собирается в школу,

Ø  выбирает себе одежду для школы и для праздника,

Ø  делает уроки,

Ø  определяет, с кем ему дружить,

Ø  готовит еду, если это необходимо,

Ø  убирает квартиру по собственной инициативе,

Ø  ходит в магазин за покупками,

Ø  помогает по дому и на даче,

Ø  приглашает друзей к себе домой,

Ø  определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки,

Ø  принимать решения в различных ситуациях повседневной жизни,

Ø  распоряжаться денежными средствами, которые вы даете ребенку,

Ø  оценивать объективно себя и свои поступки,

Ø  сдерживать свои негативные эмоции в общении с другими людьми,

Ø  терпимо относится к младшим братьям и сестрам,

Ø  помогать в воспитании младших.

Изучение родителями вопросов таблицы и работа с ней помогает взглянуть на свою семью как бы со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие родители, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности им быть, предупреждая его желания, действия и поступки, сдерживая проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

Показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к своему ребенку. Это исследование весьма информативно и полезно при подготовке к тематической консультации или к психолого-педагогическому консилиуму. Таблица позволяет определить причину высокой тревожности учащихся, особенно 5-х классов. Во многих исследованиях психологов речь идет о том, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации 5-классников. Однако дело не только в адаптации. Это связано еще и с изменением положения ребенка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменение эмоционального восприятия ребенка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.

Слова и фразы, с помощью которых я

Поддерживаю ребенка

Ругаю его

Если в классе есть трудные дети и классный руководитель испытывает определенные проблемы в их воспитании, то необходимо предложить и детям заполнить такую таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблицы родителей и детей. Трудности многих учащихся порою в трудности эмоционально воспринимать друг друга.

Слова и фразы, которыми мои родители меня

Поощряют

Как часто

Ругают

Как часто

Тест для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку

Описание теста:

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Шкала суждений:

1 – категорически не согласен;

2 – мне трудно с этим согласиться;

3 – может быть, это и верно;

3. – совершенно верно. Я с этим согласен.

Утверждения теста:

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.

2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально.

9. Любовью родителей ребенка не испортить.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.

12. Мать - главное лицо в доме.

13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»

14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Итоги:

40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были в семье надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать ею протест, так как чрезмерная опека вашей стороны чревата последствиями. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25 40 баллов. Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов - Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения. Однако такое отношение к своему ребенку может привести к проблемам во взаимоотношениях с детьми.

Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка. Наказание оставляет глубокие шрамы в формировании личности, приводит к проявлению двуличности, лжи, к формированию несвойственного личности стиля поведения. Методы наказания детей в детстве могут стать их вседозволенностью во взрослой жизни. Поэтому необходимо проводить исследования в детском коллективе по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют и верят в его нравственные качества. Родителям предлагается ответить на следующий вопрос:

Как вас наказывали ваши родители?

Отметьте знаками «+» или «–» применение или не использование наказания

Из приведенных способов наказания запишите те, которые используете вы в воспитании

Отметьте самые действенные из них

1.Ставили в угол

2.Прекращали общаться на длительный период времени.

3.Применяли телесные наказания.

4.Ограничивали свободу.

5.Лишали любимого занятия.

6.Читали бесконечные нотации.

7.Стыдили при друзьях и знакомых.

8.Оскорбляли и ругались.

9.Лишали любимых лакомств.

10.Ограничивали в покупках.

П. Выгоняли из

дому.

Анкета «Характер внутрисемейных отношений».

Инструкция: Оцени свои отношения с родными в баллах.

2 балла – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда.

Люди ближайшего окружения

Категория отношений

Всего баллов

Советуюсь

Дорожу мнением

Уверен, защитит

Могу доверить

Уверен, поймет

Уверен, поможет

Хочу подражать

Мать

Отец

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Родственники

Друг

Обработка результатов.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о степени авторитетности членов семьи и друзей для ребенка.

Самодиагностика типового семейного состояния.

Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ними согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны - зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3. Я многое не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в

моей семье.

5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).

8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.

10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов семьи.

11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.

13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез (ла), то никто бы этого не заметил.

17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.

21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Номера вопросов

Сумма баллов

Шкалы

Д/з

1 4 7 10 13 16 19

В

5

2 5 8 11 14 17 20

Т

5

3 6 9 12 15 18 21

Н

6

Итого

С

14

Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» — чувство вины, «Т» — тревога, «Н» — нервно-психическое напряжение, «С» — общая семейная тревога, «Д/з» — значение, при котором состояние диагностируется.

Самодиагностика родительского отношения к детям.

Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.

1. Я всегда сочувствую моему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

5 Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.

7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.

8. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

9. Я разделяю увлечения моего ребенка.

10. За строгое воспитание дети потом благодарят.

11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.

12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

13. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф. И.О. (шифр)

Пол Возраст Образование Специальность

1 2 3 4 5 6 7

8 9 10 11 12 13

1. Сумма баллов по № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12_____________

2. Сумма балов по № 1, 3, 6, 7, 9, 13__________________

Дата исследования: «____» ____________________200__г.

Обработка данных

При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружком.

Оценивается только сумма ответов №1, которая сравнивается со шкалой:

Сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7

Процентильный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66

ранг

При высоких значениях диагностируются «отвержение ребенка», «его социальная нежелательность», и «отсутствие кооперации». Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:

«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете без наказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с его другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность».

Анкета для родителей № 1
Уважаемые родители! У Вашего ребёнка – важный этап в жизни. Начинается его школьная биография. Какой она будет – зависит и от семьи, и от школы. Просим Вас ответить на следующие вопросы.
1. Фамилия, имя ребёнка _____________________________________
2. Сведения о родителях:

 

Ф.И.О.

Место работы, должность

Образование, специальность

Отец

 

 

 

Мать

 

 

 

3. Адрес семьи, телефон ______________________________________
4. Состав семьи (подчеркнуть нужное): полная семья (родители, дети), полная сложная (родители, дети, дети родителей), неполная (один из родителей не живёт в семье).
5. На ком в Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании ребёнка: _________________________________________________________
6. Охарактеризуйте несколькими словами Вашего ребёнка и Вас как родителя:

Ваш ребёнок

Вы как родитель

 

 

7. Что, на Ваш взгляд, мешает Вам в воспитании ребёнка (детей): __ ________________________________________________________________

8. Как Вы считаете, готов ли Ваш ребёнок к школьному обучению:
а) да, в полной мере;
б) в основном готов;
в) готов в незначительной мере;
г) не готов.
9. Какие качества (характеристики) Вашего ребёнка, условия предыдущего развития, по Вашему мнению, могут препятствовать его адаптации к школе, успешной учёбе: ________________________________
10. Какие дополнительные (специализированные) занятия, по Вашему мнению, нужны Вашему ребёнку: ___________________________
11. Продолжите, пожалуйста, предложения: “Чтобы ребёнок хорошо учился, школа (учителя) должна _______________; родители (семья) должны ________________________________________________________.
12. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают Ваш интерес.
– Как помочь ребёнку адаптироваться к школе?
– Режим дня школьника: возможности и проблемы.
– Как помочь ребёнку в выполнении домашних заданий. 
– Развитие познавательных интересов в семье.
– В мире “нехочух”: что делать при проявлениях детского упрямства.
– Как обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
– Дети среди детей.
Какие ещё: _________________________________________________
13. Напишите, пожалуйста, какие дни недели и время наиболее удобны для Вашего участия в родительских собраниях _________________

Анкета № 2
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных ответов подчеркните тот, который наиболее подходит Вашему ребёнку.
Фамилия, имя ребёнка _______________________________________
1. Охотно ли ребёнок идёт в школу: 
неохотно; без особой охоты; охотно с радостью; ответить затрудняюсь.
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму, принимает ли как должное школьный распорядок: 
пока нет; не совсем; в основном да; безусловно да; затрудняюсь ответить.
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи: 
нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да; ответить затрудняюсь.
4. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями: 
пока нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.
5. Каков преобладающий характер этих впечатлений: 
преобладают отрицательные эмоциональные впечатления; впечатления разные, но отрицательных больше; в основном положительные.
6. Сколько времени в среднем Ваш ребёнок тратит на выполнение домашних заданий (укажите конкретно): _______________________
7. Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий: 
помощь нужна всегда; помогаем довольно часто; помогаем иногда; в помощи не нуждается; затрудняюсь ответить.
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе: 
перед трудностями сразу пасует; обращается за помощью; трудности старается преодолеть сам, но может отступить; настойчив в преодолении трудностей; затрудняюсь ответить.
9. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу и найти ошибки: 
сам этого сделать не может; иногда может; может, если побуждать к этому; как правило, может.
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них: 
довольно часто; редко; практически не бывает; затрудняюсь ответить.
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения: 
нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да.
12. Способствует ли успешной адаптации Вашего ребёнка деятельность педагогов, работающих с классом: 
нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да; затрудняюсь ответить.
13. Каковы впечатления Вашего ребёнка о занятиях в школе дополнительного образования (внеклассных занятиях по интересам):
преобладают отрицательные впечатления; впечатления разные; преобладают положительные впечатления.

-Степень удовлетворенности образ.услугами

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в школе.

Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте рядом с номером

вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».

I

1. Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на развитие личности каждого ребѐнка.

2. Методы обучения и воспитательного воздействия по отношению к моему ребѐнку обычно приводят к

хорошему результату.

3. В нашей школе ученики и родители имеют право выбирать содержание образования (спец. курсы,

профили и др.).

4. Мой ребѐнок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время уроков.

5. Результаты учения моего ребенка учителя оценивают объективно и справедливо.

6. Учителя правильно и своевременно контролируют результаты обучения моего ребѐнка.

7. Педагоги учитывают индивидуальные особенности моего ребѐнка…

8. Я согласен с содержанием воспитания в школе.

II

1. Считаю, что школа имеет хорошую материально-техническую базу.

2. В школе уютно, красиво, чисто.

3. В школе проводится много интересных мероприятий.

4. У детей есть возможность интересно проводить свободное (внеурочное) время.

5. Организацию питания считаю удовлетворительной.

6. Для решения задач обучения и воспитания школа удачно сотрудничает с другими организациями,

другими школами, детскими центрами.

7. В школе удачно осуществляется работа с родителями.

8. Я доволен условиями труда в школе.

9. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели.

III

1. Учителя относятся к моему ребѐнку так, как он этого заслуживает.

2. Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.

3. При решении школьных (классных) вопросов есть возможность взаимодействовать с другими

родителями.

4. У моего ребѐнка в основном складываются нормальные взаимоотношения с учителями.

5. Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.

6. В школе доброжелательная психологическая атмосфера.

7. Я доволен(а) обучением в школе.

8. У моего ребѐнка в основном хорошие взаимоотношения c одноклассниками.

IV

1. Управление школой, которое осуществляет администрация, способствует улучшению

образовательного процесса.

2. В школе заботятся о здоровье наших детей, о предупреждении перегрузок.

3. При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей.

4. У администрации школы я всегда могу получить ответы на интересующие меня вопросы,

касающиеся учѐбы, личности моего ребѐнка.

5. Контроль за учебно-воспитательным процессом, осуществляемый администрацией, приносит пользу.

6. За время обучения моего ребѐнка в школе произошли изменения к лучшему.

7. Нас, родителей, в достаточной степени информируют о деятельности школы, об основных событиях

в ней.

8. Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.

9. Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и

консультацией.

10. Я доволен тем, что мой ребѐнок обучается в этой школе

Анкетирование родителей.

Введение ФГОС НОО.

1.  К какому виду относится школа, в которую ходит Ваш ребенок?

1.       лицей

2.       гимназия

3.       прогимназия

4.       средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных     предметов

5.       средняя общеобразовательная школа

6.       основная общеобразовательная школа

 

2. Откуда Вы получаете информацию о реализации Стандарта в Вашей школе?

1.       на информационных ресурсах образовательного учреждения (сайт, интернет – страничка и т.п.)

2.       от учителя

3.       от администрации школы

4.       от родителей одноклассников ребенка

5.       другое ______________________________

6.       не получаю такой информации

 

3. Как Вы относитесь к процессу реализации Стандарта в школе?

      1.       положительно

      2.       отрицательно

 3.       нейтрально  

            

      4 . Ваш ребенок ходит в школу с удовольствием? 

          1. да

          2. скорее да, чем нет

          3. скорее нет, чем да

          4. нет

 

5. Какое участие Вы принимаете в жизни школы?

1.      участвую в управлении школой через родительский комитет

2.      принимаю участие в разработке индивидуального учебного плана -

3.      участвую в организации внешкольных мероприятий 

4.      принимаю участие в ремонте школы

5.      оказываю благотворительную помощь -

6.      оказываю спонсорскую помощь

7.      другое: участвую в мероприятиях класса_

8.      не принимаю участия 

 

6. Каким образом в вашей школе организована внеурочная деятельность?

1.       проводятся экскурсии в музеи -

2.       организовано посещение театров-

3.       организованы походы на природу

4.       работают кружки и секции в пределах школы

5.       организовано посещение кружков и секций за пределами школы -

6.       другое ______________________________

 

7. Выделите направления, по которым в основном осуществляется внеурочная деятельность в Вашей школе: (не более трех)

1.       духовно-нравственное

2.       общеинтеллектуальное

3.       общекультурное

4.       спортивно-оздоровительное

5.       социальное

6.       другое ______________________________

7.       не ведется вообще

 

8. В Стандарте прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Как Вы считаете, какие результаты формирует обучение по Стандарту в Вашей школе? (можете выбрать несколько вариантов ответа)

1.       патриотизм

2.       целостный взгляд на мир с разнообразными народами, культурами и религиями

3.       уважительное отношение к истории и культуре других народов

4.       навыки адаптации в окружающем мире

5.       мотивация ребенка к учебе, понимание ее смысла

6.       ответственность за свои поступки

7.       эстетические потребности и ценности

8.       доброжелательность и эмоциональная отзывчивость

9.       навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, неконфликтность

10.    установка на здоровый образ жизни

 

9.            Отметьте, согласны ли Вы со следующими высказываниями: (выберите один вариант ответа в каждой строке)

 

да

отчасти

нет

наша школа имеет хорошую материально – техническую базу

 

образовательный процесс в нашей школе направлен на развитие личности  ребенка

 

нас, родителей, в достаточной мере информируют о деятельности школы, о процессе реализации Стандарта

 

учитель прислушивается к родительскому мнению и учитывает его

при принятии управленческих решений администрация учитывает мнения детей и родителей

при обучении и воспитании ребенка педагоги учитывают его индивидуальные особенности

расписание уроков устраивает нас и нашего ребенка

 

учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели

 

в школе заботятся о здоровье наших детей, о предупреждении у них психофизиологических перегрузок

 

наш ребенок редко жалуется на плохое самочувствие и недомогание во время уроков (после уроков)

 

результаты обучения нашего ребенка педагогами оцениваются объективно, справедливо

за время обучения нашего ребенка в школе произошли изменения к лучшему

 

 

 

 

10. При обучении по Стандарту ребенок должен овладеть определенными учебными действиями. Как Вы считаете, какими из них владеет Ваш ребенок?

1.       планирует свою деятельность, решает поставленные задачи –

2.       контролирует свои действия, учитывает ошибки при решении задач –

3.       умеет работать в группе – 

4.       умеет обмениваться информацией через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог -

5.       умеет искать информацию с помощью библиотеки и Интернета –

  6.       затрудняюсь ответить_

 

11. Заключали ли Вы со школой дополнительное соглашение на оказание образовательных услуг в рамках перехода на Стандарт?

1.       да –

2.       нет –

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе

 

12.   Кем Вы приходитесь ребенку?

1.       мама –

2.       папа –

3.       бабушка -

4.       дедушка

5.       другое _________________________

 

13.  Укажите Ваш возраст:

1.       менее 25 лет

2.       от 26-ти до 35-ти лет –

3.       от 36-ти до 45-ти лет -

4.       от 46-ти до 55-ти лет -

5.       от 56 лет и старше -

 

14.  Укажите Ваш уровень образования:

1.       среднее –

2.       среднее специальное –

3.       высшее –

4.       другое ______________________

 

15. Есть ли еще в Вашей семье дети школьного возраста?

1.      да………………………………………………………………….переход к вопросу 16

2.      нет-

 

16. Видите ли Вы изменения в школе, связанные с переходом на Стандарт? (сравните с обучением старшего ребенка) 

Да –

Эта анкета используется для изучения семьи учащихся, близкого знакомства с самим учеником, понятия уклада жизни семьи, ее духовных ценностей.

Вопросы для учащихся:

  1. Твое любимое занятие?
  2. Любимое занятие твоей мамы?
  3. Твои любимые цветы?
  4. Любимые цветы твоей мамы?
  5. Твоя любимая еда?
  6. Любимая еда твоей мамы?
  7. Как зовут твою подругу (друга)?
  8. Как зовут подругу (друга) твоей мамы?
  9. Твоя любимая песня?
  10. Любимая песня твоей мамы?
  11. Твое любимое время года?
  12. Любимое время года твоей мамы?
  13. Твой любимый праздник?

14.Любимый праздник твоей мамы?

Вопросы для родителей:

  1. Ваше любимое занятие?
  2. Любимое занятие Вашего ребенка?
  3. Ваши любимые цветы?
  4. Любимые цветы Вашего ребенка?
  5. Ваша любимая еда?
  6. Любимая еда Вашего ребенка?
  7. Как зовут Вашу подругу (друга)?
  8. Как зовут подругу (друга) Вашего ребенка?
  9. Ваша любимая песня?
  10. Любимая песня Вашего ребенка?
  11. Ваше любимое время года?
  12. Любимое время года Вашего ребенка?
  13. Ваш любимый праздник?

14.Любимый праздник Вашего ребенка

Анкета для родителей(2)

      (М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

        

Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в нашей школе. Прочитайте внимательно каждое предложение. Если вы с каждым из них согласны, то поставьте рядом с номером знак «+», а если не согласны, то поставьте знак «—». Просим вас быть откровенными.

I

  1. Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на
    развитие личности каждого ребенка.
  2. Методы обучения и воспитательного воздействия, применяемые педагогами школы по отношению к моему ребенку, в основном приводят к положительному результату.
  3. В нашей школе ученикам и родителям предоставляется право выбора спецкурсов, профильных классов и групп и др.
  4. Наш ребенок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время уроков.
  5. Результаты обучения нашего ребенка педагогами оцениваются объективно, справедливо.
  6. Педагогами осуществляется правильный и своевременный контроль за результатами обучения нашего ребенка.
  7. При обучении и воспитании нашего ребенка педагоги школы учитывают его индивидуальные особенности.
  8. Я согласен с системой воспитания, действующей в школе.

II

  1. Считаем, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.
  2. В нашей школе уютно, красиво и чисто.
  3. В нашей школе проводится много интересных мероприятий.
  4. У наших детей в школе есть возможность интересно проводить свободное от занятий время.
  5. Организацию питания в школе считаем удовлетворительной.
  6. Для решения задач обучения и воспитания наша школа тесно сотрудничает с образовательными организациями, другими школами, детскими  центрами.
  7. Работе с родителями педагоги нашей школы придают огромное значение.
  8. Мы довольны теми условиями обучения, которые созданы для наших детей в школе.
  9. Учебная нагрузка в школе равномерно распределена в течение недели.

III

  1. Учителя относятся к нашему ребенку так, как он этого заслуживает.
  2. Учитель прислушивается к нашему родительскому мнению и учитывает его.
  3. При решении школьных (классных) вопросов у нас существует возможность взаимодействовать с другими родителями.
  4. У нашего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителями.
  1. Нам приятно и интересно бывать на родительских собраниях.
  2. В нашей школе царит доброжелательная психологическая атмосфера.
  3. Наш ребенок доволен обучением в данной школе.
  4. У нашего ребенка в основном хорошие отношения с одноклассниками.

IV

  1. Управление школой, которое осуществляет администрация, способствует, по нашему мнению, улучшению образовательного процесса.
  2. В школе заботятся о здоровье наших детей, о предупреждении у них психофизических перегрузок.        
  3. При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей.
  4. У администрации школы мы всегда можем получить ответы на интересующие нас вопросы, касающиеся учебы, личности нашего ребенка.
  5. Контроль за учебно-воспитательным процессом, осуществляемый администрацией, приносит явную пользу.
  6. За время обучения нашего ребенка в школе произошли изменения к лучшему.
  7. Нас, родителей, в достаточной степени информируют о деятельности школы, об основных событиях, происходящих в ней.
  8. Деятельность администрации нашей школы мы считаем эффективной.
  9. Мы всегда при необходимости можем обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.

  10.Мы довольны тем, что наш ребенок обучается именно в этой школе. 

Обработка полученных результатов: по каждой группе определяется средний балл, позволяющий определить степень удовлетворённости.

Уважаемые родители первоклассников!

Просим  Вас ответить на вопросы, касающиеся  самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.

 Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.

Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована  без Вашего согласия.

Ф.И. ребенка_____________________________Класс______

 Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1.Охотно ли идет ребенок в школу?

  • неохотно
  • без особой охоты
  • охотно, с радостью
  • затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?

    -      пока нет

  • не совсем
  • в основном да
  • затрудняюсь ответить

3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

    -     засыпает с трудом

  • долго не может заснуть, хотя очень устал
  • внезапно просыпается ночью, плачет
  • разговаривает во сне
  • просыпается с трудом
  • утром сонный  и вялый
  • недержание мочи
  • плохой аппетит
  • вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
  • беспричинные боли в животе
  • частые головные боли
  • болел  в сентябре-октябре
  • стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
  • наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
  • ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
  • другие изменения___________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?

  • да______________________________________________________
  • нет

5. Опишите режим дня Вашего ребенка:

  • встает в ______
  • в школу идет самостоятельно
  • в школу ребенка отводит   ______________
  • посещает группу продленного дня с________до_________
  • из школы  возвращается самостоятельно
  • из школы ребенка забирает______________в___________
  • посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________________________________________________________________________________________________

_________________раз в неделю

  • делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
  • делает уроки дома с_________до__________
  • гуляет с___________до____________
  • смотрит телевизор с__________до___________
  • играет с______________до______________
  • ложится спать в ___________________
  • Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
  • имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________

6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

  • иногда
  • довольно часто
  • затрудняюсь ответить

7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

  • в основном отрицательные впечатления
  • положительных и отрицательных примерно поровну
  • в основном положительные впечатления

8 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

   -     да

  • скорее да, чем нет
  • скорее нет, чем да
  • нет
  • затрудняюсь ответить

11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?

12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно______________________

_____________________________________________________________________

3. Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей

образовательным учреждением.

(разработана А.А. Андреевым)

Часть I 

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения

***

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты. Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 - в полной мере;

4 - в значительной степени;

3 - на достаточном уровне;

2 - в незначительной степени;

1 - практически не воспитывает.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.

5 4 3 2 1

Аккуратность (умение содержать вещи в порядке)

5 4 3 2 1

Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)

5 4 3 2 1

Ответственность (умение держать слово)

5 4 3 2 1

Воля (умение не отступать перед трудностями)

5 4 3 2 1

Хорошие манеры поведения

5 4 3 2 1

Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни)

5 4 3 2 1

Образованность

5 4 3 2 1

Ум (способность здраво и логично мыслить)

5 4 3 2 1

Высокие жизненные запросы

5 4 3 2 1

Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения)

5 4 3 2 1

Честность в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Доброта в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Чуткость в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Справедливость в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Терпимость к взглядам и мнениям других

Обработка полученных результатов. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

а) блок поведенческих качеств (1—5);

б) блок жизненной компетентности (6—10);

в) блок морально-психологических качеств личности(11-15).

Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

Часть II 

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

***

Родители заполняют опросный лист со следующим текстом.

Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения (табл. 1), наиболее близкого Вашей личной точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).

Таблица 1 

Утверждения

Совершенно неверно

Едва ли это

верно

Скорее всего, верно

Совершенно

верно

1

2

3

4

Школа помогает ребенку:

а) поверить в свои силы;

1

2

3

4

б) учиться решать

жизненные проблемы;

1

2

3

4

в) учиться преодолевать жизненные трудности;

1

2

3

4

г) учиться правильно общаться со сверстниками;

1

2

3

4

д) учиться правильно общаться со взрослыми

1

2

3

4

Обработка полученных результатов. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

Часть III 

Цель: получить содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.

***

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов).

  1. Что больше всего радует Вас в жизни?
  2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?
  3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?
  4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?
  5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?
  6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?
  7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?
  8. Какой должна быть хорошая школа?
  9. В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?
  10. Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?

Обработка полученных результатов .Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.

  1. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.
  2. "Лики родительской любви" данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.
  3. "Мера заботы" многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.
  4. Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова Посредством методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
  5. Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.
  6. Опросник родительского отношения (ОРО) тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
  7. "Поведение родителей и отношение подростков к ним" Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
  8. "Стратегии семейного воспитния" С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Эффективна методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.


Анкета для родителей (организация учебно-воспитательного процесса в школе)

Анкета для родителей

1.  Как изменилась успеваемость Вашего сына или дочери за последнее время?

1.     Улучшилась

2.     Не изменилась

3.     Снизила

2. Удовлетворены ли Вы организацией учебно-воспитательного процесса в школе?

1.     Вполне

2.     Не совсем

3.     Не удовлетворён

3.  Как вы считаете, по силам ли Вашему ребёнку усвоение учебного материала?

1.     Вполне по силам

2.     Не всегда по силам

3.     В основном не по силам

4. Наблюдаете ли Вы переутомление у Вашего ребёнка к концу учебной недели?

1.     Сильное утомление

2.     Умеренно устаёт

3.     Почти не устаёт

5.  Удовлетворяет ли Вас режим работы школа?

1.     Да

2.     Не совсем

3.     Нет

6.  Что Вас больше беспокоит при обучении Вашего ребёнка в школе?

1.     Причин для беспокойства нет

2.     Состояние здоровья

3.     Повышенная утомляемость

4.     Нежелание учиться

5.     Проблемы в отношениях со сверстниками

6.     Проблемы в отношениях с учителями

7.     Мои отношения с дочерью или сыном

7.  Как Вы считаете, сможет ли Ваш ребёнок в школе, где он учится, получить знания в соответствии с его склонностями и способностями?

1.     Да

2.     Не уверен

3.     Не сможет

8. Как Вы оцениваете взаимодействие школы и семьи в обучении и воспитании учащихся?

1.     Оцениваю как эффективное и плодотворное

2.     Оцениваю как малоэффективное

3.     Затрудняюсь ответить

9. Участвуете ли Вы в учебно-воспитательной работе школы?

1.     Да, участвую

2.     Практически не участвую, лишь посещаю родительские собрания

10. Посещает ли Ваш ребёнок кружки, секции, дополнительные занятия?

1.     Посещает

2.     Желает посещать, но нет возможностей

3.     Нет, не посещает

11.    Удовлетворены ли Вы качеством знаний Вашего  ребёнка?

1.     Да

2.     Не совсем

3.     Нет

12.    Удовлетворены ли Вы уровнем его воспитанности?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

13. Удовлетворены ли Вы уровнем его личностного развития?

1. Да

2. Не совсем

3.Нет

14. Определите, пожалуйста, бюджет времени Вашего ребёнка:

1. Время нахождения в школе -

2. Время на подготовку домашних заданий -

3. Время на отдых -

15. Как Вы считаете, созданы ли в школе условия для развития творческих способностей ребёнка.

1.     Да

2.     Частично созданы

3.     Нет

15. Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу?

1.     Да

2.      Не совсем

3.     Нет

16. Переживает ли он по поводу своих успехов или неудач?

1.     Да

2.     Не всегда

3.     Нет

17. Делится ли с Вами ребёнок своими школьными впечатлениями?

1.      Да

2.     Не всегда

3.     Нет

18. Часто ли ребёнок жалуется на одноклассников, обижается на них?

1.Да

2.Иногда

3.Не жалуется

19. Как Вы считаете, объём домашних заданий

1.     Вполне по силам ребёнка

2.     Не всегда

3.     В основном не по силам

 

Анкета для родителей "Школа глазами родителей"

 

Вопросы

Да

Нет

Не 
совсем

1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным

 

 

 

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно

 

 

 

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку

 

 

 

4. У нас достигнуто взаимопонимание с администрацией и учителями нашего ребенка

 

 

 

5. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка

 

 

 

6. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями

 

 

 

7. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку

 

 

 

8. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания

 

 

 

9. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка

 

 

 

10. В школе заботятся о здоровье нашего ребенка

 

 

 

11. Новые подходы в обучении, используемые в школе, создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка

 

 

 

12. В школе созданы условия, которые способствуют сохранению психического здоровья нашего ребенка

 

 

 

13. Наш ребенок с удовольствием ходит в школу

 

 

 

14. Если бы пришлось перевести нашего ребенка в другую школу, то мы бы об этом жалели

 

 

 

15. Мы удовлетворены тем, что наш ребенок вместе с взрослыми занят в школе интересными делами целый день

 

 

 

16. Мы хотим, чтобы наш ребенок имел возможность продвигаться в изучении предметов своим темпом

 

 

 

17. Наш ребенок может изучить и сдать некоторые предметы экстерном, если ему предоставят условия и педагогическую помощь

 

 

 

18. Имеется желание принять участие в жизни школы

 

 

 

Родительский заказ-прогноз: "Наша школа в ближайшие годы"

1. Какие учебные предметы, на ваш взгляд, нужно ввести дополнительно в учебный план школы? __________________________________________________
2. Каким вам видится школьное самоуправление (роль детей, родителей в нем)? ____________________________________________________________________ 
3. Как лучше организовать горячее питание детей в школе? _________________ 
4. Какие виды трудовой деятельности детей могут быть организованы в школе? ____________________________________________________________________ 
5. Ваше видение летнего труда и отдыха детей ____________________________ 
6. Чего вы ждете от школьной библиотеки? _______________________________ 
7. Каким вам видится время после уроков (организация отдыха и другой деятельности детей)? ______________________________________________________ 
8. О чем школа могла бы заключить письменный договор с родителями? __________________ 
9. Ваше мнение о плате за школьное обучение. ___________________________ 
10.В ближайшие годы вы лично сможете помочь школе в___________________