Вариативные способы взаимодействия психолога и родителей в рамках реализации ФГОС НОО.

Ралько Екатерина Викторовна

В статье представлен некотрый опыт работы с семьями в рамках ФГОС, а именно обзор форм и средств взаимодействия психолога и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование вариативных способов взаимодействия психолога и родителей в рамках реализации ФГОС НОО»

Педагог-психолог

МКОУ Емельяновская СОШ №3

Ралько Е.В

Создание условий для реализации ФГОС НОО в рамках модернизации региональной системы образования предусматривает комплекс мер. Одной из таких мер является расширение общественного участия в жизни школы родительского сообщества.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью в деятельности школьного психолога, и школы в целом. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, настолько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом.

Грамотно построенное психолого-педагогическое сопровождение родителей и школы является одним критериев успешности реализации ФГОС,  и может быть представлено следующим содержанием:

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьного психолога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

 Данная цель реализуется на основе и с учетом поставленных задач сотрудничества, а так же с учетом направлений деятельности, ее содержания, набора вариативных способов, методов и форм работы.

Направление деятельности педагога-психолога ОО:

Изучение семей учащихся.

Стандартными опросниками формирую банк данных о родителях учащихся: состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус.

- Использование в данном направлении анкетирования  типа «Я-родитель – Я – приятель?!» или «Ребенок и самостоятельность»  позволяет мне получить дополнительную психолого-педагогическую информацию о семьях наших учащихся, а именно: уровень педагогической культуры родителей, авторитетность семьи в глазах ребенка,  степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка.

-рисуночные тесты или сочинение-размышление на одну тематику для родителей и их детей помогают рассказать нам о семейных традициях, обычаях и ритуалах принятых в семьях, что может говорить о сплоченности семьи;

-о положении ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное), а так же о воспитательных возможностях семьи помогут узнать такие методики: Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова), «Характер внутрисемейных отношений», Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) и пр.;

-использование в работе различных анкет для родителей  целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5 классах, раскроет информацию об особенностях их поведения вне школы, и поможет проанализировать реакции ребенка на изменение социального статуса, изменение учебной нагрузки и пр;

-необходимым является анкетирование родителей на предмет удовлетворенности качеством образовательного процесса школы, что может свидетельствовать об информированности родителя о школьной жизни ребенка, о его заинтересованности и включенности в детскую жизнь, и может дополняться перечнем пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса,

В стандартах нового поколения семья является активным участником образовательного процесса, в связи с этим данное направление  позволяет получить более точную, полную информацию об особенностях семьи, в общем, и в отдельности о каждом члене семьи, что в свою очередь позволят спланировать психологическое сопровождение с максимальной эффективностью.

Важным аспектом психолого-педагогического сопровождения родителей является информационно-просветительская и консультационная работа через вариативные способы взаимодействия.

 Планируя работу по данным направлениям целесообразно использовать информацию, полученную при анкетировании, тестировании и диагностики родителей учащихся. Методически правильно обработанная информация представит широкий спектр возможных проблем, тематик запланированных встреч,  озвученных самими родителями.

Проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентности родителей, способствуют  созданию благоприятных условий развития и образования детей.

Психолого-педагогический всеобуч родителей, как форма взаимодействия с родительской общественностью, также  позволяет использовать вариативные способы, методы и формы психологического воздействия.

Организуя работу с родителями по темам «Как обрести ребенку уверенность», «Детско-родительские отношения в семье» или «Функции матери и отца в семье. Авторитет родителей. Ценностные ориентации женщины-матери и роль отца в организации жизни семьи» через лектории, «круглый стол», с использованием тренинговых методик, практикумов, позволит более понятно и доступно представить содержание темы родителям, так как  они сами будут активными участниками и через вариативные способы и приемы прочувствуют суть вопроса. Например, по средствам работы в парах родители в малых группах могут обсудить интересующий вопрос и принять жизненный опыт другого родителя.  С помощью постановки проблемного вопроса или ситуации, по средствам рефлексии родители отрабатывают установление причинно-следственных связей и совместно находят пути решения.  

Использование печатных способов взаимодействия, как информационные буклеты, памятки, так же являются актуальными и содержательными, и  предполагают своим результатом повышение психолого-педагогической компетентности родителей в различных вопросах воспитания и обучения: «Режим дня как основа успешного обучения», «Роль родителей в период адаптации ребенка к школе» или «Как формировать у ребенка желание учиться» и пр.  

К вариативным способам взаимодействия психолога и родителей можно отнести школьный сайт, который дает возможность получить не только психологические рекомендации по многоплановым вопросам воспитания и обучения детей, но и обсудить их на форуме.

Необходимо отметить, что заинтересованность родителей в реализации ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребёнка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи.

В  рамках ведения ФГОС НОО родители – неотъемлемое звено в образовательном пространстве школы. Семья является одним из факторов воспитывающей среды. Как от педагогов, так и от родителей зависит результат воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, его духовно-нравственное начало, осознание себя как равноценного члена общества.

В сложившихся новых условиях образования психолог является связующим звеном в системе «семья - школа».  Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия родителей и школы способствует увеличению позитивных связей, изменяя и качественную структуру отношений, которые становится более доверительными и открытыми.

Вариативные способы взаимодействия с родителями, помогут методически правильно, максимально корректно спланировать работу в данном направлении.

В результате психологического  сопровождения взаимодействия «семья - школа»,  должно быть организованно единое воспитательное «поле» вокруг обучающегося, которое влияет на формирование компетенций, необходимых для обучения в школе, обозначенных Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Список литературы:

1.Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога – психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012г.

2.Рубцов В.В. Ключевая роль в обновленной системе образования // Школьный психолог. - №1. – 2010г.

3.Форум «Система работы с родителями в рамках реализации ФГОС на основе системно - деятельностного подхода Л. Г. Петерсон». Режим доступа: [http://netedu.ru/node/8008]

4.Формы и методы работы с родителями в начальной школе. Режим доступа:[http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1049-2012-02-05-15-50-49].