Социально-психологический семинар «Наши трудные дети»

Рябцева Анастасия Сергеевна

 

Взаимодействие педагог-ученик основное в образовательном процессе. Каждый день учителя общаются со школьниками. Особую категорию представляют дети «группы риска»,  «трудные» дети. К ним необходим особый подход. Педагоги с большим стажем имею вполне достаточные знания в данной области, однако в современном изменяющемся мире появляется большое количество технологий и методов, за которыми сложно уследить. Данная методическая разработка направлена на решение проблемы компетентности педагогов в вопросе взаимодействия с «трудными» детьми.

Данный семинар проводится в рамках просветительской и развивающей деятельности педагога-психолога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологический семинар

«Наши трудные дети»

Место и роль данной методической разработки в образовательном процессе: взаимодействие педагог-ученик основное в образовательном процессе. Каждый день учителя общаются со школьниками. Особую категорию представляют дети «группы риска»,  «трудные» дети. К ним необходим особый подход. Педагоги с большим стажем имею вполне достаточные знания в данной области, однако в современном изменяющемся мире появляется большое количество технологий и методов, за которыми сложно уследить. Данная методическая разработка направлена на решение проблемы компетентности педагогов в вопросе взаимодействия с «трудными» детьми.

Данный семинар проводится в рамках просветительской и развивающей деятельности педагога-психолога.

Целевая аудитория: педагоги школы (классные руководители, учителя-предметники), заместители директора по УВР.

Время: 2 – 2,5 часа

Количество участников: 14-16 человек.

Цель: содействовать формированию представлений о «трудном» ребенке, готовности к осуществлению целостного процесса психолого-педагогической поддержки.

Задачи:

  1. Осознание значимости проблемы и необходимости оказания помощи «трудным» детям.
  2. Составление психологического портрета «трудного» ребенка.
  3. Выявление причин трудновоспитуемости.
  4. Знакомство с психолого-педагогической и социальной типологией «трудных» детей.
  5. Разработка рекомендаций по взаимодействию с детьми данной категории и их родителями.

Дополнительные материалы для проведения семинара: листы формата А4, распечатанные педагогические ситуации, доска для записей.

Организация пространства: просторное помещение, позволяющее организовать круг.

План семинара:

  1. Приветствие. Упражнение «Поздоровайся локтями»
  2. Основная часть.
  1. Знакомство с темой семинара; целями и основными задачами предстоящей работы.
  2. Упражнение «Кто для Вас «трудный» ребенок?». Информационная справка.
  3. Упражнение «Психологический портрет «трудного» ребенка». Знакомство с типологией.
  4. Разминка «Поменяйтесь местами те кто»
  5. Обсуждение причин возникновения «Трудных» детей.
  6. Упражнение «На его месте»
  7. Практическое задание «Рекомендации».
  8. Решение педагогических ситуаций.
  1. Подведение итогов. Обсуждение вопросов.

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили... Поздно учли...

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли

С. Давидович

Ход семинара.

  1. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы очень рады вашему здесь присутствию, надеемся, что вам также будет здесь интересно. Для начала мы предлагаем вам немного расслабиться.

Упражнение «Поздоровайся локтями».

Цель: способствование установлению контакта между участниками семинара.

Время:10 минут.

1. Участники встают в круг.

2. Предлагается рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти были направлены влево и вправо;

- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

3. Участникам сообщается. Что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны поздороваться как можно с большим числом членов группы просто произнеся «Здравствуй» и, коснувшись, друг друга локтями.

4. Через 5 минут участников собираются в свои микрогруппы (первые, вторые, третьи, четвертые номера). Пусть они поприветствуют друг друга внутри своей группы.

  1. Основная часть.
  1. Оценка самочувствия. Знакомство с темой семинара; целями и основными задачами предстоящей работ (5 минут).

Прежде чем приступить к основной части нашего семинара. Хотелось бы узнать, какие у вас ожидания от предстоящей работы?

Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в семинаре на тему «Наши трудные дети». Основная цель семинара содействие в формировании у вас представлений и практических навыков в работе с «трудными» детьми.

  1. Упражнение «Кто для Вас «трудный» ребенок?».

Цель: выявление индивидуальных представлений участников о понятии «трудный» ребенок.

Каждый участник  в течении 3-5 минут индивидуально записывает у себя на листочке сформулированное им определение «трудный ребенок  - это…». Затем желающие зачитывают свои варианты определения. Ведущий на доске записывает ключевые слова.

 Информационная справка. 

Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер (1997) говорит о том, что с 1970-х до 1990-х г.г. количество детей этой группы росло неуклонно и в конце 20 века составляет 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной психикой).

Следует помнить, что все дети разные и «трудные» в том числе. Предлагаю вам нарисовать психологический портрет «трудного» ребенка.

  1. Упражнение «Психологический портрет «трудного» ребенка».

Цель: изучение основных характеристик «трудного» ребенка.

Время: 20 - 30 минут.

Участников группы необходимо разделить на 3 микрогруппы. Они могут сделать это самостоятельно (есть вероятность объединения по принципу «с тобой общаюсь»), а можно предложить способ жеребьевки (предлагается выбрать цвет, затем объединяются по цвету). Затем даются задания по микрогруппам. Время на выполнение задания – 10 – 15 минут.

1 микрогруппа: напишите основные характеристики агрессивного ребенка и проблемы взаимодействия с ним.

2 микрогруппа: напишите основные характеристики гиперактивного ребенка и проблемы взаимодействия с ним.

3 микрогруппа: напишите основные характеристики ребенка с девиантным поведением и проблемы взаимодействия с ним.

После выполнения задания идет коллективное обсуждение, ключевые моменты фиксируются на доске. В процессе обсуждение происходит знакомство с типологиями.

Знакомство с типологией (приложение 1 . Время 5 минут).

  1.  Разминка «Поменяйтесь местами те кто»

Цель: снятие напряжения.

Время: 5 минут.

1. Из круга убирается один стул, а участник становится в круг.

2 Цель стоящего в центре – получить стул, на который можно сесть.

3. Человек, стоящий в центре рассказывает что нибудь о себе (например, люблю отдых, люблю работу). Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

4. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: поменяйтесь местами те, кто…». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Поменяйтесь местами те, кто носит джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии («Поменяйтесь местами те, кто …любит лето»).

5. Играть можно до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность не только расслабиться, но и узнать друг о друге много нового.

  1.  Обсуждение причин возникновения «трудных» детей.

Информирование участников группы об основных причинах возникновения «трудных» детей. Совместное обсуждение (10-15 минут).

Не смотря на множество причин, семья – основополагающая причина возникающих проблем ребенка. Порой, в повседневной суете родители забывают о своей самой главной задаче – воспитание ребенка. Изменение мира, увеличение значимости материальных ценностей заставляет родителей тратить время совсем на другое и дети предоставлены сами себе. Приходит время когда родители замечают трудное поведение ребенка, и от безысходности идут за советом в школу. Предлагаю вам упражнение «На его месте».

  1.  Упражнение «На его месте».

Цель: осознание чувств.

Время: 10-20 минут.

Участникам вновь предлагается разделиться на 3 микрогруппы (расчет на первый-третий).

Объявляется что участник каждой микрогруппы будет выполнять роль:

1 микрогруппа  - родители;

2 микрогруппа – дети;

3 микрогруппа – педагоги.

Дети садятся в ряд на стулья. Впереди становится человек из микрогруппы «педагоги», сзади - из микрогруппы «родители». Задается ситуация:

«Мама одного из трудных детей вашего класса пришла поинтересоваться успехами ребенка в школе». Задача тех, кто выполняет роль ребенка - молчать, ничего не говорить, просто слушать и отслеживать чувства, возникающие при прослушивании диалога учителя и мамы.

После завершения упражнения по очереди высказывается каждая тройка: «Какие чувства возникали в ходе диалога».

  1.  Практическое задание «Рекомендации».

Цель: формулирование основных рекомендаций по взаимодействию с «трудными» детьми и их родителями.

Время: 25 - 30 минут.

Работа осуществляется в микрогруппах. Каждая микрогруппа, опираясь на собственный опыт, на информацию, полученную в ходе семинара разработать рекомендации по поддержке детей для своих коллег. Затем, в ходе коллективного обсуждения, составляется общий список рекомендаций (памятка).

  1.  Решение педагогических ситуаций.

Цель: отработка полученных в ходе семинара теоретических знаний.

Время: 20 минут.

Работа в микрогруппах (приложение 3).

  1. Подведение итогов. Обсуждение вопросов.

Цель: обобщение полученной информации, получение обратной связи.

Время: 15 минут.

Вопросы для обсуждения:

- что больше всего запомнилось, почему?

- узнали чего-то нового?

- пригодятся ли знания в работе?

- оправдались ли ожидания?

Список литературы:

  1. Верцинская Н.Н., Трудный ребенок. Мн.: Нар. асвета , 1989. – 129.
  2. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиатным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2003. – 240 с.
  3. Кожевникова О.А., Психокоррекционная программа содействия успешной адаптации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в социуме: «Я и мой мир»: Учебно-методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов / О.А. Кожевникова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 182 с.
  4. Интернет-ресурсы.

Приложение 1.

Типология «трудных» детей.

Социально-педагогическая типология.

В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:

  • с педагогической запущенностью;
  • с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
  • с крайней социальной запущенностью.

 С.А.Беличева выделяет три группы:

  • глубоко педагогически запущенные подростки;
  • подростки с аффективными нарушениями;
  • конфликтные дети (неуживчивые)

Педагогическая запущенность - устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Черты педагогической запущенности могут проявляться отчётливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребёнок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Различают понятия 3. п. и трудновоспитуемости.

«Социальная запущенность» – это несформированность у индивидов свойств субъекта социокультурной деятельности и общения; искажение их ценностных ориентаций и социальных установок. Социально запущенные дети– это трудновоспитуемые несовершеннолетние, у которых отсутствует профессиональная направленность, полезные навыки и умения, резко сужена сфера социальных интересов. Социально запущенные дети не только плохо учатся, имеют хронические отставания по предметам учебной программы и оказывают сопротивление воспитательным воздействиям, но и, в отличие от педагогически запущенных детей, характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, влиянием асоциальных криминогенных групп, серьезными социальными отклонениями.

Можно сказать, что социальная запущенность – это состояние формирующейся личности ребенка, при котором нарушения и деформации процесса социализации обусловлены социально-педагогическими причинами и носят злокачественный характер.

Аффективные нарушения прежде всего связаны с изменениями настроения, чаще всего в сторону угнетения или подъема (с или без сопутствующей тревогой).  Это изменение настроения чаще всего сопровождается изменениям общего уровня активности. Большинство аффективных расстройств имеют тенденцию к повторяемости, а начало отдельных эпизодов часто связано со стрессовыми событиями или ситуациями.

А.В.Ковальчук, Д.Н.Журавлев попытались классифицировать категорию трудных детей: По медико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей данной категории:

  • одаренные;
  • инвалиды;
  • имеющие клинику соматических расстройств;
  • страдающие нервными расстройствами;
  • страдающие психическими заболеваниями;
  • с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ).

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

1. дети с нарушениями в сфере общения

2. дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

3. дети с недостатками умственного развития

4. дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные) Там же.С.7..

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.

2. неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.

3. подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко - табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

4. аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

5. Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считает склонность к праздношатанию - бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «трудные дети» очень ёмкое, и дать ему точное определение достаточно сложно.

Приложение 2.

Причины возникновения трудного поведения.

В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:

1. биологические причины

2. психологические причины

Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач Цезаре Ломброзо или американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

1. Эндоморф - человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом - такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.

2. Мезоморф - тело человека отличается силой и стройностью - он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.

3. Эктоморф - отличается тонкостью и хрупкостью тела - склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

По мнению авторов биологических теорий, наиболее склонны к отклонениям в поведении мезоморфы.

Хотя подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное и делинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими.

К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

Впоследствии социологическую теорию развивали Р. Мертон, Р. Линтон, У. Миллер, Г. Беккер. В настоящее время эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей.

На самом деле, по мнению современных социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей.

На самом деле, причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие причины:

· Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.

· Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

· Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

· Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

· Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей

· Неблагоприятная наследственность

· Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться

· Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

· Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)

· Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.)

· Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых

· Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения

· Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности

· Замедленные темпы умственного, социального и морального развития

· Педагогическая запущенность.


Приложение 3.

Педагогические ситуации.

Ситуация 1.

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».

_____________________________________________________________

Правильная реакция учителя:

«Люблю веселых людей».

 «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

                                 __________________________________

Ситуация 2.

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

    ________________________________________________________

Правильная реакция учителя:

 «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

 «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

                              _______________________________________

Ситуация 3.

Один из мальчиков Вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно объект девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее.

Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже.

Как быть? 

_____________________________________________________________

Ситуация 4.

На уроке в 5 классе Вы попросили двух мальчиков дать Вам дневники, но они отказались это сделать. С одной стороны, идет урок и жалко терять на них время, с другой – необходимо обязательно добиться выполнения требования, иначе учащиеся воспримут этот случай как сигнал к тому, что можно вообще не слушаться Вас. Как Вы поступите?

________________________________________________________________