РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УВП

Пузаренко Марина Александровна

В октябрь 2013г. приняла  участие в заочной Международной научно-практической конференции «Развитие современного образования: реалии XXI века», тема доклада «Роль психологической службы в сопровождении инновационной и экспериментальной работы в УВП». В январе 2014 г. статья была опубликована, выдан сертификат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль психологической службы в сопровождении инновационной и экспериментальной работы в УВП.

педагог – психолог средней школы №1 города Актобе Пузаренко М.А.

     Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то

в  качестве спутника или провожатым.

Из толкового словаря В.И.Даля

        Есть термин, есть представления о целях и задачах, но очень часто педагог-психолог, работающий по этой технологии, не добивается целей психологического сопровождения. Новые технологии предполагают формирование у человека позиции по отношению к своей деятельности. А это, в свою очередь, - новые основания взаимодействия педагога-психолога с педагогом, родителем и школьниками. Для того, чтобы все специалисты продуктивно сопровождали ребёнка, необходимо обеспечить их чёткое взаимодействие между собой.

       Дело в том, что каждый из участников образовательного пространства работает, существует в своих профессиональных измерениях. Педагог-психолог в технологии сопровождения, для учителя главное – учебный процесс и между делом он воспитывает, развивает, формирует. Родители кормят, одевают, иногда наказывают, иногда хвалят, в общем развивают.

       Слова «развитие», «личность» постоянно звучат на педсоветах, семинарах, которые проводятся в школе. Но каждый из участников образовательного пространства вкладывает свой смысл в эти понятия. Поэтому одна из главных  задач психологической службы в  сопровождении инновационной и экспериментальной работы – формирование единого пространства.  

       Процесс становления личности школьника невозможен без переориентации установок педагогов с форматирования ЗУН на формирование ценностей позиции учащегося. Ребенок развивается не сам по себе, а рядом с миром взрослых. И подлинно человеческие ценности никогда не вырастут изнутри, их необходимо задать извне и помочь их присвоить. Поэтому взаимодействие взрослого и ребенка необходимо рассматривать в единстве их развития.

       Учителю необходима помощь педагога-психолога для решения вопроса о согласовании педагогической и психологический сторон в деятельности учителя, программ и систем психолого-педагогических требований к статусу школьника. Ознакомление с требованиями и их профессиональное осмысление – это важный аспект сотрудничества педагога-психолога и педагога в процессе сопровождения детей. Это имеет большое образовательное значение для педагогов и педагога-психолога  и может стать началом продуктивной работы по перестройке всего учебно-воспитательного процесс, его переориентации с чисто педагогических задач на психолого-педагогические, а далее – на конкретного ребенка и его индивидуально-личностные задачи образования и развития.

       Основной принцип деятельности школьной психологической службы – это принцип совместной работы педагога-психолога, педагогов, родителей, а в фокусе деятельности – интересы ребенка  как формирующейся личности. Родители, педагоги, педагоги-психологи могут занимать взаимодополняющие позиции. Чтобы сложилось такое взаимодействие, необходимо проделать большую совместную работу по формированию представлений о ребенке как развивающейся личности. В значительной степени, эта работа состоит в выработке общего понятийного пространства.

        Утверждение: «Педагог-психолог работает в рамках психологического сопровождения» кажется несколько упрощенным. Более жизнеутверждающим будет «наша школа» и педагогический коллектив работает по технологии психолого-педагогического сопровождения». Иначе реализация целей и задач сопровождения будет затруднена, или вообще невозможна.

       Экспериментальная поисково-ислледовательская  деятельность образовательного учреждения в настоящее время динамично обновляется, совершенствуется с учётом особенностей микросреды, собственных  возможностей, запросов родителей и служит основной для создания оптимальных вариантов обучения и восптиания.

       Цель деятельности педагога-психолога должна быть соотнесена с целями инновационной и экспериментальной деятельности школы, в которой он работает. В качестве цели, которой будет подчиняться деятельность школьного педагога-психолога, выступит сопровождение экспериментальной и инновационной работы в УВП.

     Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности ОУ различны. Как правило, они определяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы  школы. Вместе с тем, можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала психолога.

        1.Участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности школы.

Первый этап  - выдвижение и обсуждение инновационной идеи (в случае, если коллектив не  принимает уже  готовую идею). На этом этапе у педагога-психолога обычно нет специфических задач.

Второй этап – оценка ресурсов школы для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога  - анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей обучающихся, психологического климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п.

Третий этап   - разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога – психолога  - рефлексия по поводу психолого - педагогических основ, определяющих содержание эксперимента.

Четвёртый этап – реализация эксперимента. Помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психологическое развитие детей.

Пятый этап – трансляция образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационной сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции.

Шестой этап – корректировка (возможно изменение) целей и задач школы в соответствии с результатами экспериментальной работы. На последнем этапе, как и на первом, у педагога – психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического коллектива. В своей деятельности он опирается на чувство гражданской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования.

       2.Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой.

    Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнёрами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учётом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребёнка. Большое значение здесь имеет позиция администрации школы.

       3. Выдвижение и реализация авторских инновационных проектов в школе.

     Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию образовательного процесса в школе и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.

      4. Обеспечение психологической безопасности экспериментальных преобразований учебно - воспитательного процесса.

     Всякая экспериментальная инновационная работа в школе является зоной повышенного педагогического риска. Поэтому практически в любой и тем более экспериментальной школе педагоги-психологи должны решать следующие задачи:

     - диагностика и коррекция психического развития детей;

     - психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред;

     -психологическое просвещение педагогов, обучающихся и их родителей.

     Наиболее остро это направление деятельности педагога-психолога востребовано в школах, где обучаются дети с различными проблемами в здоровье. Анализируя данные педагогического наблюдения, учитель совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребёнку в процессе в процессе обучения, но и изменениями учебного содержания, подборе дидактического материала с учётом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребёнка. Таким образом, структурируется видение ребёнка учителем, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам учебный процесс.    Вместе с тем, меняется и позиция педагога-психолога. Он начинает рассматривать учебный процесс как сферу своих главных интересов. И уже через это интерпретировать данные наблюдений и психологической диагностики.

       5. Экспертная оценка результатов экспериментальной деятельности. Мониторинг экспериментальной деятельности.

      В настоящее время в сфере образования вращается много различных образовательных технологий. Их внедрение в конкретную школу требует сначала предварительной оценки образовательной идеи и её технологического воплощения, а затем экспертизы результатов внедрения в учебно-воспитательный процесс. Это новая и сложная для психолога задача.

     Здесь возникают две проблемы во взаимопонимании педагогического коллектива или администрации  школы с психологами. Во-первых, необходимо определиться с типом обучения, который реализуется в рамках учебного процесса по отдельным дисциплинам. Дело в том, что вне соотнесения с конкретным типом обучения нельзя дать психологическую оценку приемлемости внедрения той или мной образовательной технологии, а также результатов её использования. Определение типа обучения должно быть предметом специальной совместной работы учителя и педагога-психолога именно внутри учебного процесса на уроках. Пока же большинство учителей считает обучение неким «автономным» процессом. Во-вторых, в психологической оценке успешности экспериментального учебного процесса большое значение имеет учёт социального и культурного развития детей. Он может способствовать или мешать успеху экспериментального обучения. Учителя часто склонны недооценивать этот фактор успеха эксперимента, и переоценивать его в противном случае. На этой почве возможны серьёзные конфликты. Надо помнить, что объективный анализ роли данного фактора – важный момент всей научно-методической части эксперимента.

        6. Популяризация достижений экспериментальной деятельности педагогического коллектива.

       Важно довести до широкой образовательной общественности всё ценное, что сделано в школе, принимать участие в дискуссиях по развитию современного общего образования в соответствующих публикациях.

       7. Участие в развитии школьной психологической службы. Обновление функционала деятельности педагога-психолога в ОУ.

       Участие педагогов-психологов в инновационной работе объективно приводит к развитию психологической службы в школе. Как результат, педагоги-психологи постоянно сталкиваются с необходимостью создания или совершенствования модели своей деятельности.

      Несмотря на разнообразие форм психологического сопровождения в зависимости от специфики экспериментальной деятельности школы, можно наметить общие направления и важнейшие задачи деятельности педагога-психолога:

1. обеспечение максимально комфортных условий для проектировщиков при создании эвристичных проектов;

2. проверка предпологаемых результатов и всего проекта на экологичность и соответствие психологическим и возрастным возможностям учащихся;

3. определение психолого-педагогических основ экспериментальной деятельности;

4. постоянный контакт с инициаторами инноваций;

5. проведение психологической экспертизы с целью определения ресурсов для далнейшего развтиия субьектов образовательной среды;

6. обеспечение оптимальных форм трансляции образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационный сети.

      Педагогу-психологу предьявляются определенные профессиональные требования в работе по сопровождению образовательной среды школы, в режиме инновационной и экспериментальной деятельности, такие как:

* навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);

* хорошо ориентироваться в школьной сиуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практичесих гипотез;

* навыки организации групп детей и взрослых на совместную деятельность и общение;

* технологические, интерпретационные, аналитеческие умения;

* навыки нейтрального, безусловно, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в решении различных ситуаций, жизненных проблем;

* умения выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.

      Среди личностных черт педагога-психолога имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувтсво юмора.

      В настоящее время появилось описание нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков, а ориентированного на решение практических задач. Выпускник должен обладать умениями и способностями, которые пригодятся ему независимо от того, какую профессию он выберет, но в любом случае это человек, включенный в систему социальных отношений, способный эффективно разрешать возникающие коммуникативные проблемы, уметь работать в режиме информационных и эмоциональных перегрузок, справляться со стрессовными ситуациями, а значит, сохранять психическое здоровье свое и окружающих.

     Поэтому только комплексность и системность в проведении методической, диагностической, консультационной, коррекционно-развивающей и учебно-просветительской работы, позволит решать поставленные перед школой и психологической службой задачи более эффективно, и сделает работу педагога-психолога важным составным звеном в деятельности образовательного учреждения.

 

Литература.

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис. 2002.

2.  Активные методы в работе школьного психолога./Под ред. Дубровиной И.В.-М.,1989.

3. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр «Академия».

4. Барсукова И.Г. Педагог-психолог в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: Методическое пособие для школьных психологов / И.Г. Барсукова, М.В. Токарева. – Пермь, 1998.

5. Ложкова, Г.М. Самосовершенствование ках фактор оптимизации инновационной деятельности преподавателя высшей школы/ Г.М. Ложкова // Образование и саморазвитие. Научный журнал. Казань: Центр инновационных технологий. - 2009. - № 5(15).

6. Ложкова, Г.М. Технология психологического сопровождения/ Г.М. Ложкова // Вестник интегративной психологии. - Ярославль, Москва, 2009.

7. Якушева, Л.М. Психологическое сопровождение инновационной деятельности персонала: учебное пособие / Л.М. Якушева, Г.М. Ложкова, Е.В. Маняпова. - Тобольск, 2010.

Интернет ресурсы: http://hpsy.ru/public/x2483.htm

Средняя школа № 1

Роль психологической службы

в сопровождении

инновационной и экспериментальной работы в УВП

  Педагог-психолог высшего уровня квалификации

первой категории

Пузаренко М.А.

                

г. Актобе,  2013 г.